Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего Пуховой Е.В.,
судей Шадриной Л.Е., Осиповой А.А.,
при секретаре Комюстюровой А.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу представителя ответчика на решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 17 марта 2017 г., которым по делу по иску Антонова М.П. к Окружной администрации города Якутска об оспаривании отказа в предоставлении в собственность земельного участка, возложении обязанности передать в собственность земельный участок,
постановлено:
Признать отказ Окружной администрации города Якутска в предоставлении Антонову М.П. в собственность земельного участка с кадастровым N ... , общей площадью ... кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования под склад-гараж, расположенный по адресу: ... незаконным.
Признать право выкупа за Антоновым М.П. земельного участка с кадастровым N ... , общей площадью ... кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования под склад-гараж, расположенный по адресу: ...
Заслушав доклад судьи Осиповой А.А., объяснения представителя истца Черновалюк М.З., представителя ответчика Друзьяновой А.Б., судебная коллегия
установила:
Антонов М.П. обратился в суд к ответчику с указанным иском, мотивируя тем, что он является собственником склада общей площадью ... кв.м., расположенного на земельном участке, принадлежащем ему на праве аренды, по адресу: ... , в оформлении права собственности на земельный участок ему отказано по причине того, что испрашиваемый земельный участок пересекает линии градостроительного регулирования (красные линии) и не подлежит приватизации. Считает отказ незаконным, в связи с чем просил признать отказ в предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность незаконным, признать за ним право выкупа земельного участка с кадастровым N ... , общей площадью ... кв.м., расположенного по адресу: ...
Судом вынесено вышеуказанное решение.
Не согласившись с данным решением, представитель ответчика подал апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда и отказать в удовлетворении иска. Считает, что судом нарушены нормы материального права. Указывает, что отказ был законным, поскольку спорный земельный участок пересекает красные линии, судом не учтено, что красные линии обозначают не только существующие границы территорий общего пользования, но также и планируемые.
Представитель ответчика Друзьянова А.Б. в судебном заседании поддержала доводы апелляционной жалобы.
Представитель истца Черновалюк М.З. в судебном заседании с доводами жалобы не согласилась.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителей сторон, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
Пункт 5 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) установилпринцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В соответствии со ст. 6 и ч.1 ст. 37 ЗК РФ объектом земельных правоотношений, в частности купли-продажи, может быть прошедший государственный кадастровый учет земельный участок, границы которого удостоверены и описаны в установленном порядке.
Если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Пунктом 1 ст. 39.20 ЗК РФ установлено, что если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Статьей 27 ЗК РФ также установлено, что оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.
Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.
Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Содержание ограничений оборота земельных участков устанавливается настоящим Кодексом, федеральными законами.
Ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в частности, земельные участки, расположенные в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд.
Согласно ст.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации далее - ГрК РФ) красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (далее - линейные объекты).
Исходя из общих положений градостроительного законодательства, красные линии отделяют территории общего пользования, которыми может беспрепятственно пользоваться неограниченный круг лиц, от других территорий, которые находятся или могут находиться в собственности физических и юридических лиц. При этом участки общественных, жилых и других зданий должны размещаться в пределах красных линий, установленных в проектах планировки, разработанных на основании генеральных планов и правил землепользования и застройки поселений.
Красные линии отображаются на чертежах, входящих в состав документов планировки территории, а также на содержащихся в генеральных планах картах (схемах) существующих и планируемых границ зон и территорий города (гл.5 ГрК РФ, ст. 23 ГрК РФ).
Объект недвижимости не должен выходить за пределы красных линий и, соответственно, не должен пересекать их, в противном случае он окажется на территории общего пользования. Вследствие этого собственник здания, строения, сооружения не вправе будет приватизировать или приобрести в собственность за плату земельный участок, на котором расположено такое здание (строение или сооружение), поскольку земельные участки общего пользования в частную собственность не передаются.
Как следует из ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Как усматривается из материалов дела, истец Антонов М.П. является собственником здания склада, находящегося по адресу: ... , что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 23 декабря 2004 г. Указанный склад находится на земельном участке с кадастровым N ... , общей площадью ... кв. м., категория земли: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под склад-гараж. Спорный земельный участок был предоставлен истцу по договору аренды от 4 августа 2014 г.
В порядке, предусмотренном ст. 39.20 ЗК РФ истец обратился к ответчику с заявлением о предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: ... , в собственность за плату.
В ответ на данное обращение 19 декабря 2016 г. от ДИО Окружной администрации города Якутска был получен ответ, в котором указано, что испрашиваемый земельный участок пересекает линии градостроительного регулирования (красные линии).
Между тем, ответчик вопреки требованиям ст. 56 ГПК РФ не предоставил суду доказательств невозможности предоставления спорного земельного участка в собственность, в связи с ограничением испрашиваемого земельного участка в обороте, установленным федеральным законом запретом на предоставление земельных участков, резервированием земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
Суд первой инстанции, разрешая спор, исходил из того, что материалы дела не содержат сведений о том, что спорный земельный участок находится в границах красных линий, а также, что данный земельный участок (либо его часть) имеет правовой режим земель общего пользования.
Красные линии дифференцируются на существующие и проектные. Существующие красные линии - это юридически установленные границы территорий, проектные демонстрируют намерения будущих юридических границ. Проектная красная линия не является границей, наделенной юридической силой. Данная линия является публичным объявлением об утвержденных намерениях в области изменения планировки территории. Проектную линию нельзя рассматривать как окончательный вариант, то есть не обязательно она будет превращена в существующую линию в том виде, в каком сформирована первоначально. Проектная линия не рассматривается как объект учета кадастровой недвижимости.
Также ответчик не предоставил суду доказательства невозможности предоставления спорного земельного участка в связи с резервированием испрашиваемого земельного участка для муниципальных нужд.
Согласно п.5 ст. 27 ЗК РФ резервирование земель для государственных и муниципальных нужд является одним из видов ограничения оборота земель.
В силу п.1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ним.
Согласно п.6 ст. 56 ЗК РФ ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в порядке, установленном ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество с сделок с ним". Согласно данному требованию закона Окружная администрация города Якутска не произвела регистрации ограничения прав на землю, в том числе на спорный земельный участок, в связи с его резервированием.
Статья 24 ГрК РФ предусматривает, что проект генерального плана подлежит обязательному согласованию в порядке, установленном Правительством РФ, опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования правовых актов, иной официальной информации, не менее чем за три месяца до его утверждения, заинтересованные лица вправе представить свои предложения по проекту генерального плана. Проект генерального плана подлежит обязательному рассмотрению на публичных слушаниях, проводимых в соответствии со ст. 28 настоящего Кодекса, протоколы публичных слушаний являются обязательным приложением к проекту генерального плана. После его утверждения он подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликовании муниципальных правовых актов, иной официальной информации. Правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства, если их права и законные интересы нарушаются или могут быть нарушены в результате утверждения генерального плана, вправе оспорить генеральный план в судебном порядке. Решение о резервировании земель для государственных нужд субъекта Российской Федерации принимается соответственно уполномоченным исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления. При этом к данному решению прилагается схема резервируемых земель, а также перечень кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель.
Ответчиком не представлены доказательства соблюдения процедуры подготовки и утверждения генерального плана городского округа и также доказательства изъятия спорного земельного участка из оборота.
Согласно ст.ст. 56, 56.1 ЗК РФ резервирование земель является ограничением, подлежащим государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Таким образом, Антонов М.П., как собственник здания склада, имеет исключительное право на приобретение в собственность земельного участка, на котором расположено жилое строение, по цене, определяемой в порядке, установленном ЗК РФ.
Доводы апелляционной жалобы о том, что отказ был законным, поскольку спорный земельный участок пересекает красные линии, судом не учтено, что красные линии обозначают не только существующие границы территорий общего пользования, но также и планируемые, подлежат отклонению по вышеприведенным основаниям, как основанные на неверном толковании норм материального права.
Оценив представленные доказательства в совокупности, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что у ответчика отсутствовали основания для отказа Антонову М.П. в предоставлении земельного участка в собственность, участок сформирован, территориальная зона соответствует, доказательств регистрации обременения на спорный участок, изъятия из оборота, запрета на приватизацию материалы дела не содержат, отказ Окружной администрации города Якутска не основан на законе и нарушает права и законные интересы истца.
Судебная коллегия признает данные выводы суда первой инстанции правильными. Приведенные в судебном решении выводы об обстоятельствах дела подтверждены доказательствами, мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и в жалобе не опровергнуты.
Иных доводов, свидетельствующих о нарушении судом норм материального и процессуального права при принятии решения по делу, в жалобе не указано. В связи с этим судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 17 марта 2017 г. по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий: Е.В.Пухова
Судьи: Л.Е.Шадрина
А.А.Осипова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.