Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Дубовцева Д.Н.,
судей Долгополовой Ю.В. и Нургалиева Э.В.,
при секретаре Рогалевой Н.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Ижевске 26 апреля 2017 года дело по апелляционной жалобе Администрации г. Глазова на решение Глазовского районного суда Удмуртской Республики от 23 декабря 2016 года, которым удовлетворены исковые требования Д.Н.В., действующей в интересах Ш.А.В., к Администрации г. Глазова о представлении жилого помещения.
На Администрацию г. Глазова возложена обязанность предоставить Ш.А.В. вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение размером не менее "данные изъяты" кв.м. общей площади, отвечающее санитарным и техническим требованиям, находящееся в черте города Глазова.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Удмуртской Республики Долгополовой Ю.В., изучив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Д.Н.В., действуя в интересах "данные изъяты" Ш.А.В.., обратилась в суд с иском к Администрации г. Глазова о представлении жилого помещения. Требования мотивированы тем, что решением суда Ш.А.В ... признана "данные изъяты" Д.Н.В. является ее опекуном. Ш.А.В. страдает тяжелой формой "данные изъяты" заболевания, при котором невозможно совместное проживание граждан в одной квартире. Ш.А.В. нуждается в предоставлении ей жилого помещения, имеет право на его внеочередное представление.
В суде первой инстанции Д.Н.В. исковые требования поддержала.
Представитель Администрации г. Глазова, извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился. В соответствии со статьей 167 ГПК РФ дело рассмотрено без его участия.
Суд постановилвышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Администрация г. Глазова просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, указывая на то, что муниципальное образование "Город Глазов" является дотационным районом и исполняет полномочия по обеспечению жилыми помещениями состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан исключительно в пределах выделенных бюджетных ассигнований из федерального и республиканского бюджетов. Вопросы представления гражданам жилых помещений решаются по мере поступления финансовых средств. Отсутствие субвенций исключает обязанность органа местного самоуправления по предоставлению истцу жилого помещения. В настоящее время денежные средства на приобретение жилых помещений у ответчика отсутствуют.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия оснований для его отмены не усматривает.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применил нормы материального права. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебного решения, судом не допущено.
Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, что Ш.А.В. является инвалидом 1 группы, страдающим заболеванием, относящимся к числу тяжелых форм заболеваний, включенному в перечень заболеваний, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 N 378.
Решением "данные изъяты" районного суда г. Ижевска от ДД.ММ.ГГГГ года Ш.А.В. признана "данные изъяты".
Актом Управления социальной защиты населения в г. Глазове от 15 августа 2016 года Д.Н.В. назначена опекуном Ш.А.В.
6 ноября 2013 года Ш.А.В. поставлена на учет граждан нуждающихся в жилых помещениях в Администрации г. Глазова.
Данные обстоятельства следуют из объяснений сторон и подтверждены материалами дела.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из наличия у ответчика обязанности по представлению истцу жилого помещения в связи с наличием у нее тяжелой формы хронического заболевания, при которой совместное проживание с ней в одной квартире невозможно.
Данный вывод суда соответствует обстоятельствам дела, основан на нормах материального права, подтвержден исследованными доказательствами, оценка которым дана по правилам статьи 67 ГПК РФ.
Положениями Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (статьи 14,50) (далее - Закон N 131-ФЗ), а также положениями Жилищного кодекса Российской Федерации (статьи 14, 19) (далее - ЖК РФ) предусмотрено осуществление органами местного самоуправления полномочий по учету граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставление таким гражданам в установленном порядке жилых помещений по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда.
В силу статьи 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
К числу граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации отнесены граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при котором совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно части первой статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 указанной статьи случаев.
Для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилого помещения по договорам социального найма во внеочередной порядке.
Так, согласно пункту 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно, и указанных в перечне, утверждаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации органом.
Таким образом, эта норма устанавливает особый (льготный) порядок реализации жилищных прав указанных в ней категорий граждан.
Материалами дела подтверждено, что Ш.А.В. относится к такой категории граждан, имеющих право на внеочередное обеспечение жилой площадью по договору социального найма.
Следовательно, возложение судом обязанности на Администрацию г. Глазова по предоставлению истцу жилого помещения является правомерным.
Довод апелляционной жалобы об отсутствии у ответчика финансовых средств для обеспечения истца жилым помещением основанием для отмены решения не является.
Реализация конституционного права истца на жилище не может быть поставлена в зависимость от финансирования ответчика для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения, поскольку истец совершила все необходимые действия для признания ее малоимущей и нуждающейся в предоставлении жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма, что видно из материалов дела.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения решения суда не имеется, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Глазовского районного суда Удмуртской Республики от 23 декабря 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации г. Глазова - без удовлетворения.
Председательствующий Дубовцев Д.Н.
Судьи Долгополова Ю.В.
Нургалиев Э.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.