Судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда в составе:
председательствующего Галаевой Л.В.
судей областного суда Братчиковой Л.Г. Печко А.В.
при секретаре Левицкой В.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Новосибирске "16 мая 2017 года" гражданское дело по апелляционной жалобе УПФ РФ (ГУ) в Центральном районе г. Новосибирска на решение Центрального районного суда г. Новосибирска от "20 февраля 2017 года", которым признано незаконным решение УПФ РФ (ГУ) в Центральном районе г. Новосибирска от 07 сентября 2016 года N. УПФ РФ (ГУ) в Центральном районе г. Новосибирска было обязано включить в специальный стаж А.П., 12 октября 1965 года рождения, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии следующие периоды работы:
- с 08.08.1988 года по 01.08.1989 года в должности врача-интерна в хирургическом отделении ГБУЗ "Государственная Новосибирская областная клиническая больница" в льготном исчислении - 1 года работы за 1 год и 6 месяцев;
- 29.08.1991 года по 12.01.1992 года в должности врача-хирурга в ГБУЗ "Чистоозерная центральная районная больница" в льготном исчислении - 1 год работы за 1 год 03 месяца;
- периоды повышения квалификации: с 12.11.1996 года по 18.01.1997 года; с 24.02.1997 года по 25.03.1997 года; с 16.11.1998 года по 12.12.1998 года; с 21.10.2002 года по 18.11.2002 года; с 12.01.2004 года по 07.02.2004 года; с 18.09.2006 года по 31.10.2006 года; с 19.09.2011 года по 29.10.2011 года.
УПФ РФ (ГУ) в Центральном районе г. Новосибирска было обязано досрочно назначить А.П., ДД.ММ.ГГГГ года рождения страховую пенсию по старости на основании пункта 20 части 1 статьи 30 Федерального закона РФ "О страховых пенсиях" с 27 июня 2016 года.
С УПФ РФ (ГУ) в Центральном районе г. Новосибирска в пользу А.П. взыскано 300 рублей возврат государственной пошлины.
Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Печко А.В., объяснения представителя Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Центральном районе г. Новосибирска, объяснения А.П. и ее представителя, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
А.П. обратилась с иском к УПФ РФ (ГУ) в Центральном районе г. Новосибирска о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости, возложении обязанности назначить пенсию, указав, что 27.06.2016 г. обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости. Однако в соответствии с решением от 07.09.2016 года в назначении досрочной страховой пенсии было отказано в связи с недостаточностью стажа лечебной и иной деятельности по охране здоровья, дающего право на досрочную пенсию.
При этом при исчислении стажа по лечебной деятельности, дающего право на досрочную пенсию по возрасту, период работы в должности врача-интерна в хирургическом отделении ГБУЗ "Государственная Новосибирская областная клиническая больница" с 08.08.1988 года по 01.08.1989 года (11 месяцев 24 дня) был включен в стаж для права на пенсию в календарном порядке, а не льготном исчислении - 1 год работы за 1 год и 6 месяцев работы. Продолжительность стажа, необоснованно исключенного из подсчета, составляет 5 месяцев 27 дней.
Кроме того, при включении периода работы в должности врача-хирурга структурного подразделения поликлиническое отделение ГБУЗ "Чистоозерная центральная районная больница" в сельской местности с 18.08.1989 года по 30.10.1996 года часть периода работы с 29.08.1991 года по 12.01.1992 года (4 месяца 14 дней) была включена в календарном исчислении, а не в льготном - 1 год за 1 год 3 месяца. Продолжительность стажа, необоснованно исключенного вследствие неправильного исчисления составляет 1 месяц 3 дня.
При включении периодов работы в ГАУЗ НСО "ГКП N 1" в должности врача из них были исключены периоды повышения квалификации с 12.11.1996 года по 18.01.1997года (2 месяца 7 дней), с 24.02.1997 года по 25.03Д997 года (1 месяц 2 дня), с 16.11.1998 года по 12.12.1998 года (27 дней), с 21.10.2002 года по 18.11.2002 года (28 дней), с 12.01.2004 года по 07.02.2004 года (26 дней), с 18.09.2006 года по 31.10.2006 года (1 месяц 14 дней), с 19.09.2011 года до 29.10.2011 года (1 месяц 11 дней) общей продолжительностью 8 месяцев 25 дней.
Согласно оспариваемому решению ответчик не применил льготное исчисление к периоду работы в должности врача-интерна в хирургическом отделении ГБУЗ "Государственная Новосибирская областная клиническая больница" с 08.08.1988 года по 01.08.1989 года, поскольку льготное исчисление применяется к периодам работы в хирургическом отделении в качестве оперирующего врача-специалиста всех наименований. Период работы с 29.08.1991 года по 12.01.1992 года в сельской местности в ГБУЗ "Чистоозерная центральная районная больница" исчислен календарно в связи с тем, что в указанный период истец находилась в отпуске по уходу за ребенком. Периоды повышения квалификации не включены ответчиком, поскольку Правилами от 11.07.2002 года N 516 включение периодов повышения квалификации в стаж, дающий право на досрочную пенсию по возрасту, не предусмотрено.
Истец с указанным решением ответчика не согласная, в связи с чем, просит признать решение УПФР (государственное учреждение) в Центральном районе г. Новосибирска от 07.09.2016 года N 387886/16 незаконным; обязать ответчика включить в стаж для права на досрочную пенсию по возрасту периоды работы в должности врача-интерна в хирургическом отделении ГБУЗ "Государственная Новосибирская областная клиническая больница" с 08.08.1988 года по 01.08.1989 года в льготном исчислении - 1 год работы за 1 гож 6 месяцев работы: обязать ответчика включить в стаж для права на досрочную пенсию по возрасту в должности врача-хирурга с 29.08.1991 года по 12.01.1992 года в льготном исчислении - 1 год работы за 1 год 3 месяца работы; обязать ответчика включить в стаж для права на досрочную пенсию по возрасту периоды повышения квалификации с 12.11.1996 года по 18.01.1997 года, с 24.02.1997 года по 25.03.1997 года, с 16.11.1998 года по 12.12.1998года, с 21.10.2002 года по 18.11.2002 года, с 12.01.2004 года по 07.02.2004 года, с 18.09.2006 года по 31.10.2006 года, с 19.09.2011 года по 29.10.2011 года, общей продолжительностью 8 месяцев 25 дней; обязать ответчика назначить истцу досрочную пенсию по возрасту.
Судом постановленовышеуказанное решение.
УПФ РФ (ГУ) в Центральном районе г. Новосибирска в апелляционной жалобе просило его отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование указало на несогласие с выводами суда о включении периодов с 08.08.1988 г. по 01.08.1989 г. в льготном исчислении, как 1 год за 01 год и 06 мес., о выполнении А.П. функций оперирующего врача - хирурга, которые подтверждаются сведениями из операционного журнала Считает, что судом не учтено, что в представленных операционных журналах А.П. указана в качестве ассистента хирурга. В связи с чем, указанный период не может быть включен в льготном исчислении, поскольку врач-интерн работает под контролем врача специалиста, специфика и характер его деятельности отличаются от специфики и характера профессиональной деятельности врача-специалиста, у казанной в Списке, утвержденном Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 г. N 464, действовавшим в спорные периоды, которым предусмотрены врачи-хирурги всех наименований отделений хирургического профиля стационаров.
Полагает, что, удовлетворяя требование истца о включении в льготном исчислении периодов работы с 29.08.1991г. по 12.01.1992г. в должности врача-хирурга в ГБУЗ "Чистоозерная центральная районная больница", судом не были учтены положения Постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", а также положения Постановления Правительства РФ от 22.09.1999 N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", согласно которым, в выслугу лет для назначения пенсии за выслугу лет засчитывается выполняемая в течение полного рабочего дня работа в должностях врачей и среднего медицинского персонала. Иные периоды в указанных нормативно-правовых актах, содержащих специальные нормы относительно назначения пенсий за выслугу лет, не поименованы, что не дает правовых оснований для включения отпуска по уходу за ребенком до полутора лет в специальный стаж в льготном исчислении. Кроме того, в указанный период истец получала пособие по государственному социальному страхованию в связи с уходом за ребенком до полутора лет. Период ухода за ребенком до полутора лет по своей правовой природе не рассматриваться как соответствующая профессиональная деятельность, связанная с повышенной интенсивностью, сложностью, психоэмоциональной и прочей нагрузкой, ведущей к утрате профессиональной пригодности.
Полагает, что суд без достаточных на то правовых основ включил в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение в льготном исчислении периоды нахождения на курсах повышения квалификации, что противоречит п.4,5 Правил от 11 июля 2002 года N 516. Периоды нахождения на курсах повышения квалификации, а также служебной командировки не поименованы в перечне, предусмотренном п. 5 названных Правил.
Рассмотрев дело в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, в пределах доводов изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия пришла к следующему.
Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Судом установлено, что решением N от 07.09.2016 года Управления Пенсионного фонда в РФ (государственное учреждение) в Центральном районе г. Новосибирска истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.20 ч.1 ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях", в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ.
В соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам, в том числе: лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 постановления Правительства РФ от 16 июля 2014 года N 665 "О списке работ, производств, профессий ... ", при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения применяется: список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с п.п. 20 п.1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения" - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г, по 31 декабря 2001 г. включительно;
Список профессий И должностей работников здравоохранения и санитарно- эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
В соответствии с п.14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях.
29.06.1988 года А.П. окончила полный курс Новосибирского медицинского института по специальности "Лечебное дело", что подтверждается дипломом, свидетельством о заключении брака. Для прохождения одногодичной интернатуры в период с 08.08.1988 года по 01.08.1989 года истец работала врачом-интерном в хирургическом отделении в стационаре Новосибирской областной клинической больницы, что подтверждается трудовой книжкой, справкой от 12.07.2016 года. При этом, как следует из материалов дела, в должностные обязанности истца входило выполнение функций оперирующего врача-хирурга, что подтверждается сведениями из операционных журналов.
Согласно п.п. "б" п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по возрасту, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения и Перечню утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года N 781, оперирующим врачам-спецйалистам всех наименований, работавшим в хирургических отделениях больниц всех наименований год работы засчитывается в указанный стаж работы, как год и 6 месяцев.
При этом суд не принял во внимание довод ответчика о том, что врачу-интерну указанный период не может быть засчитан в льготном исчислении.
Так как порядок прохождения интернатуры выпускников лечебных и педагогических факультетов медицинских институтов и медицинских факультетов университетов предусмотрен Приказом Министерства здравоохранения СССР N 44 от 20.01.1982 года, которым утверждено Положение об интернатуре.
Согласно Положению об одногодичной специализации (интернатуре) выпускников лечебных, педиатрических и стоматологических факультетов медицинских институтов и медицинских факультетов университетов (приложение N 3 к приказу Министерства здравоохранения СССР от 20.01.1982 года N 44, утвержденному Министром здравоохранения СССР 12.01.1982 года, Министром высшего и среднего специального образования СССР 20.01.1982 года) интернатура - это обязательная одногодичная последипломная подготовка для выпускников медицинских институтов с целью получения ими квалификации врача-специалиста. Для прохождения интернатуры выпускники медицинских институтов зачисляются в качестве врачей-интернов по соответствующей специальности. Заработная плата врачам-интернам выплачивается в течение всего периода в размере, установленным действующим законодательством для врачей соответствующей специальности и стажа. Подготовка врачей-интернов проводится по индивидуальному плану на основании типовых учебных планов и программ. Во время прохождения интернатуры при осуществлении функции врача молодые специалисты обладают правами и несут ответственность за свои действия наравне с врачами, работающими на самостоятельной основе. На врачей-интернов полностью распространяются правила внутреннего трудового распорядка, права и льготы, установленные для медицинских работников данного учреждения. В отношении продолжительности рабочего дня к интернам применяются правила, установленные действующим законодательством для врачей соответствующей специальности.
Согласно приказу Минздрава СССР от 16.08.1972 года N 669 "Об утверждении Инструкции о порядке выплаты заработной платы врачам, проходящим одногодичную специализацию (интернатуру)" врачам, проходящим интернатуру, выплачивается заработная плата в течение всего периода прохождения специализации, учитывая очередной отпуск, в размере, предусмотренном действующим законодательством по той должности, на которую зачислен врач в учреждение здравоохранения на штатную должность для прохождения интернатуры. При определении размера заработной платы врачу-интерну учитывается специальность, должность, стаж работы, наличие профессиональной вредности, опасности и других условий труда, учитываемых при определении размера заработной платы (коэффициенты, надбавки и др.).
Из указанного следует, что период прохождения интернатуры отдельными категориями врачей-специалистов может быть засчитан в льготном исчислении в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Данная позиция подтверждается также определением Верховного Суда РФ от 29.06.2015 года N 18-КГ15-57.
Из системного толкования приведенных выше правовых норм следует, что период прохождения интернатуры отдельными категориями врачей-специалистов, может быть засчитан им в льготном исчислении в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, при условии документального подтверждения выполнения врачом-интерном функциональных обязанностей по должности врача-специалиста. Выполнение функций оперирующего врача-хирурга подтверждено сведениями из операционного журнала.
Также судом установлено, что согласно сведениям, в трудовой книжке и уточняющей справке от 28-07.2016 года N в период с 18.08.1989 года по 30.10.1996 года истец работала врачом-хирургом в ГБУЗ "Чистоозерная центральная районная больница", в указанный период с 29.08.1991 года по 12.01.1992 года находилась в отпуске по уходу за ребенком.
В соответствии со с г. 167 КЗоТ РСФСР, применявшегося в спорный период работы, отпуска по уходу за ребенком засчитываются в общий и непрерывный стаж работы, а также в стаж работы по специальности.
В п. 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что при разрешении споров, возникших в связи с включением женщинам в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения их в отпуске по уходу за ребенком, судам следует исходить из того, что если указанный период имел место до 06.10.1992 года (времени вступления в силу Закона РФ от 25.09.1992 года N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РФ", с принятием которого период нахождения в отпуске по уходу за ребенком не включается в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Таким образом, в случае предоставления женщинам отпусков по беременности и родам в период работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости и включаемой в специальный стаж на льготных условиях, периоды таких отпусков также подлежат включению в льготном исчислении в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Кроме того, суд не согласился с ответчиком о не включении стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии, периодов повышения квалификации. Поскольку согласно ст. 54 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22.07.1993 года установлено, что медицинские работники могут быть допущены к практической медицинской деятельности после подтверждения своей квалификации в соответствующем учреждении государственной или муниципальной системы здравоохранения, либо на основании проверочного испытания, проводимого комиссиями профессиональных медицинских ассоциаций подтверждать свою квалификацию каждые пять лет.
В соответствии с п.3 ст. 73 Федерального закона от 21.11.2011 года "Об основах охраны здоровья населения в РФ" медицинские работники обязаны совершенствовать Профессиональные знания и навыки путем обучения по дополнительным профессиональным программам в образовательных и научных организациях в порядке и в сроки, установленные уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. В соответствии с п. 4 Приказа Минздрава России от 03.08.2012 года N 66н "Об утверждении Порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и научных организациях" повышение квалификации работников проводится не реже одного раза в пять лет в течение всей их трудовой деятельности.
По смыслу ст. 187 ТК РФ период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд.
Сохранением за истцом в период повышения квалификации заработной платы фактическое прохождение повышения квалификации подтверждается выписками из приказов о направлении на повышение квалификации и свидетельствами о повышении квалификации.
Учитывая, что прохождение повышения квалификации является обязанностью истца, а также принимая во внимание факт сохранения за истцом средней заработной платы, факт прохождения повышения квалификации суд полагают подлежащими включению в период работы указанных периодов повышения квалификации: с 12.11.1996 года по 18.01.1997 года; с 24.02.1997 года по 25.03.1997 года; с 16.11.1998 года по 12.12.1998 года; с 21.10.2002 года по 18.11.2002 года; с 12.01.2004 года по 07.02.2004 года; с 18.09.2006 года по 31.10.2006 года; с 19.09.2011 года по 29.10.2011 года.
Судом установлено, что на момент обращения истца с заявлением (27.06.2016 год) с учетом продолжительности стажа по спорным периодам стаж А.П. составлял 30 лет 0 месяцев 10 дней, в связи с чем, суд полагает возможным обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственной учреждение) в Центральном районе г. Новосибирска досрочно назначить А.П., ДД.ММ.ГГГГ года рождения страховую пенсию по старости на основании пункта 20 части Г статьи 30 Федерального закона РФ "О страховых пенсиях" с 27 июня 2016 года.
Согласно ст. 98 ГПК РФ суд взыскал с ответчика денежные средства в размере 300 рублей в качестве расходов по оплате государственной пошлины.
Судебная коллегия согласная с данными выводами суда первой инстанции, т.к. они соответствуют обстоятельствам дела, представленным доказательствам, требованиям норм материального, процессуального права и считает, что доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием для отмены законного и обоснованного решения, поскольку доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном применении норм материального права, направлены на переоценку доказательств, которым дана надлежащая судебная оценка и сводятся к тому, что период работы в должности врача-интерна и период отпуска по уходу за ребенком, имевший место в период работы в должности врача-хирурга районной больницы в сельской местности, не подлежат льготному исчислению, а периоды повышения квалификации не подлежат включению в стаж для права на досрочную пенсию по возрасту.
Так довод, что период работы в должности врача-интерна с 08.08.1988 по 01.08.1989 в ГБУЗ "Государственная Новосибирская областная клиническая больница" не подлежит льготному исчислению 1 год работы как за 1 год 06 мес. является несостоятельным. Поскольку удовлетворяя требования о включении в льготном исчислении (1 год работы за 1 год 06 месяцев работы) работу в должности врача-интерна с 08.08.1988 по 01.08.1989 в ГБУЗ "Государственная Новосибирская областная клиническая больница" суд исходил из того, что в соответствии с действующим правовым регулированием, оперирующим врачам-специалистам всех наименований, работавшим в хирургических отделениях больниц всех наименований год работы засчитывается в указанный стаж работы, как год и 6 месяцев (п. п. "б" п. 5 Правил исчисления периодов лечебной деятельности и Перечень структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей, работа в которых исчисляется как 1 год работы за 1 год 06 месяцев работы, утвержденные Постановление Правительства РФ от 29.10.2002 N 781).
Применяя нормативные акты, регулировавшие прохождение интернатуры в период моей работы в должности врача-интерна, судом учтено, что в соответствии с правовым регулированием, при прохождении интернатуры на врача-интерна возлагается выполнение функций врача-специалиста.
Судом было учтено, что в соответствии с Положением об одногодичной специализации (интернатуре) выпускников лечебных, педиатрических и стоматологических факультетов медицинских институтов и медицинских факультетов
университетов, утвержденным Приказом Министерства здравоохранения СССР от 20.01.1982 N 44, для прохождения интернатуры выпускники медицинских институтов зачисляются в качестве врачей-интернов по соответствующей специальности; заработная плата врачам-интернам выплачивается в течение всего периода в размере, установленном действующим законодательством для врачей соответствующей специальности и стажа. Подготовка врачей-интернов проводится по индивидуальному плану на основании типовых учебных планов и программ. Во время прохождения интернатуры при осуществлении функции врача молодые специалисты обладают правами и несут ответственность за свои действия наравне с врачами, работающими на самостоятельной основе. На врачей-интернов полностью распространяются правила внутреннего трудового распорядка, права и льготы, установленные для медицинских работников данного учреждения. В отношении продолжительности рабочего дня к интернам применяются правила, установленные действующим законодательством для врачей соответствующей специальности (п. 1, 8, 9, 14, 16 названного Положения). Согласно Приказу Минздрава СССР от 16.08.1972 N 669 "Об утверждении Инструкции о порядке выплаты заработной платы врачам, проходящим интернатуру" при определении размера заработной платы врачу-интерну учитывается специальность, должность, стаж работы, наличие профессиональной вредности, опасности и других условий труда, учитываемых при определении размера заработной платы (коэффициенты, надбавки и др.).
В связи с чем, вывод суда, что из системного толкования приведенных выше правовых норм следует, что период прохождения интернатуры отдельными категориями врачей-специалистов, может быть засчитан в льготном исчислении в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, при условии документального подтверждения выполнения врачом-интерном функциональных обязанностей по должности врача-специалиста, является законным.
Довод ответчика, что Положение об интернатуре, утвержденной Приказом Министерства здравоохранения СССР от 20.01.1982 N 44, предусматривает предельную нагрузку для врачей-интернов, которая не может быть более 50% нагрузки врачей-специалистов, не основан на нормах Положения и не заявлялся ответчиком в возражениях при рассмотрении спора. В указанном нормативном регулировании отсутствуют положения о предельной нагрузке для врачей-интернов, которая не может быть более 50% нагрузки, предусмотренной для врачей-специалистов по определенной специальности. В связи с чем, довод не может быть принят во внимание.
Довод ответчика в части запрещения использования врачей-интернов для замещения уходящих в отпуск врачей, основан на неправильном толковании норм права и не опровергает позицию, что врач-интерн выполняет функции врача-специалиста.
В частности, в соответствии с п. 16 Приказа Министерства здравоохранения СССР от 20.01.1982 N 44 использование врачей-интернов для замещения уходящих в отпуск штатных врачей допускается в исключительных случаях с разрешения министерства здравоохранения соответствующей союзной республики или ведомства.
Как следует из указанной нормы, замещение отсутствующего штатного врача в связи с уходом его отпуск в целом допускается, но в исключительных случаях, а не запрещается, как указывает ответчик.
Кроме того, ответчиком не принято во внимание, что исполнение обязанностей врача, отсутствующего в связи с уходом в отпуск, в соответствии со ст.60.2 ТК РФ является дополнительной работой, выполняемой наряду с основной работой в течение основного рабочего времени. Аналогичные положения были закреплены в ст. 87 КЗоТ РФ. В связи с чем, обстоятельство - выполняет или не выполняет врач-интерн дополнительную работу по специальности, не имеет правового значения для разрешения настоящего спора и данный довод не заявлялся ответчиком при рассмотрении спора.
Ссылка ответчика на Номенклатуру должностей медицинского персонала, утвержденную Приказом Минздрава России от 15.10.1999 N 377 ЕКС, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.07.2010 N 541н не состоятельна, поскольку они были приняты за пределами спорного периода.
Кроме того, ответчик в апелляционной жалобе (ссылаясь на практику Верховного Суда РФ) указывает, что период работы в должности врача-интерна подлежит зачету в льготном исчислении при условии документального подтверждения выполнения врачом-интерном функций врача-специалиста, что свидетельствует о том, что фактически ответчик согласен с выводом суда, что при прохождении интернатуры на врача-интерна возлагается выполнение функций врача-специалиста. При этом ответчик полагает, что судом не учтено, что в представленных операционных журналах А.П. указана в качестве ассистента хирурга, в связи с чем, период не может быть включен в льготном исчислении.
Данный довод, по сути, направлен на иную оценку доказательств и не основан на нормах права и материалах дела.
Но из материалов дела следует, что 29.06.1988 А.П. окончила полный курс Новосибирского медицинского института по специальности "лечебное дело", что подтверждается дипломом (л. д. 22) и свидетельством о браке (л. д. 23); фамилия до брака Кадилова, после заключения брака - А.П..
Материалами дела (пояснениями в иске и в суде, сведениями в приказе о зачислении в интернатуру, в карточке формы Т2, операционных журналах, лицевом счете, удостоверении об окончании интернатуры) подтверждается, что в период прохождения интернатуры А.П. выполняла функции оперирующего врача- хирурга. В частности, из сведений 6 Приказе N от 05.08.1988 о зачислении в интернатуру, сведений в карточке формы Т2 следует, что с 08.08.1988 была принята в хирургическое отделение областной клинической больницы врачом-интерном.
Сведениями в операционных журналах за спорный период подтверждается, что в период с 08.08.1988 по 01.08.1989 А.П. выполняла функции врача-хирурга, оперировала пациентов. Из сведений в операционных журналах за спорный период следует, что А.П. выполняла операции в составе операционной бригады как в качестве основного оперирующего врача-хирурга (сведения в операционном журнале за спорный период за 13.09.1988, 21.09.1988, 12.10.1988, 24.01.1989, 07.02.1989, 04.04.1989, 11.04.1989, 17.05.1989, 13.06.1989, 24.03.1989, так и в качестве второго оперирующего врача-хирурга, выполняющего свой объем работы: осуществляла операционные манипуляции, которые может осуществлять, в соответствии с установленными правилами, только врач-специалист (сведения в операционных журналах за спорный период работы). Согласно сведениям в карточке формы Т2 в период прохождения интернатуры А.П. наряду с основным отпуском, предоставлялся дополнительный отпуск. По окончании интернатуры ей было выдано удостоверение по специальности хирургия и присвоена квалификация врача-хирурга. Совокупность указанных сведений подтверждает, что в период прохождения интернатуры в должности врача-интерна на А.П. были возложены функции оперирующего врача-хирурга.
Принимая во внимание правовой статус врача-интерна, который действовавшим правовым регулированием был приравнен к правовому статусу врача-специалиста и совокупность, представленных доказательств, вывод суда, что указанный период работы подлежит включению в стаж для права на досрочную пенсию по возрасту в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год и 06 месяцев работы является законным и обоснованным.
Довод, что отпуск по уходу за ребенком с 29.08.1991 по 12.01.1992 в период работы в сельской местности в должности врача-хирурга в районной больнице не подлежит включению в стаж для права на пенсию в льготном порядке как 1 год за 1 год 03 мес. основан на неправильном толковании норм материального права.
Согласно п.п."а" п.5 Правил исчисления стажа, дающего право на досрочную пенсию по возрасту в связи с лечебной деятельностью, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как год и 3 месяца.
В соответствии со ст. 167 КЗоТ РСФСР, применявшегося в спорный период работы, отпуска по уходу за ребенком засчитываются в общий и непрерывный стаж работы, а также в стаж работы по специальности. Данная редакция действовала до 06.10.1992.
В п. 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что при разрешении споров, возникших в связи с включением женщинам в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения их в отпуске по уходу за ребенком, судам следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации", с принятием которого период нахождения в отпуске по уходу за ребенком не включается в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Учитывая установленные правовым регулированием гарантии, отпуск по уходу за ребенком подлежит включению в стаж для права на досрочную пенсию по возрасту в том же порядке, что и период фактической работы.
Материалами дела подтверждается, что в период с 18.08.1989 по 30.10.1996 я работала врачом-хирургом в ГБУЗ "Чистоозерная центральная районная больница", в указанный период работы с 29.08.1991 по 12.01.1992 находилась в отпуске по уходу за ребенком (сведения в трудовой книжке, уточняющая справка). Период фактической работы без учета отпуска по уходу за ребенком учтен ответчиком в льготном исчислении, - 1 год за 1 год 03 месяца, отпуск по уходу за ребенком учтен в календарном порядке (Решение ответчика от 07.09.2016). В связи с чем, вывод суда об обязывании ответчика включить период отпуска по уходу за ребенком с 18.08.1989 по 30.10.1996 в льготном исчислении, - 1 год работы за 1 год 03 месяца работы, является законным и обоснованным.
Довод, что периоды повышения квалификации не подлежат включению в стаж для права на досрочную пенсию по возрасту в связи с лечебной деятельностью основан на неправильном применении норм материального права.
Согласно п. 3 ст. 73 ФЗ от 21.11.2011 "Об основах охраны здоровья населения в РФ" медицинские работники обязаны совершенствовать профессиональные знания и навыки путем обучения по дополнительным профессиональным программам в образовательных и научных организациях в порядке и в сроки, установленные уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии со ст. 187 ТК РФ период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд.
В обзоре судебной практики за 1 квартал 2006 разъяснено, что в силу п. 4 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 516 от 11 июля 2002 г. в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Согласно ст. 187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата. Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Кроме того, для отдельных категорий работников в силу специальных нормативных актов повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы. В связи с чем, период нахождения на курсах повышения квалификации подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.
Учитывая, что в спорные периоды повышения квалификации я работала в ГАУЗ НСО "Городская клиническая больница N" в должности врача-проктолога, а затем врача-эндоскописта и для А.П. в соответствии с правовым регулированием повышение квалификации являлось обязательным условием, суд обоснованно пришел к выводу, что периоды повышения квалификации должны включаться в стаж для права на досрочную пенсию по возрасту в том же порядке, что и периоды работы.
В связи с чем, вывод суда обязать ответчика включить периоды повышения квалификации с 12.11.1996 по 18.01.1997, с 24.02.1997 по 25.03.1997, с 16.11.1998 по 12.12.1998, с 21.10.2002 по 18.11.2002, с 12.01.2004 по 07.02.2004, с 18.09.2006 по 31.10.2006, с 19.09.2011 по 29.10.2011 в стаж Жильцовой А.П. для права на досрочную пенсию по возрасту в льготном исчислении, как 1 год за 1 год и 03 месяца, является законным и обоснованным.
Согласно ст. 22 ФЗ от 28.12.2013 "О страховых пенсиях" страховая пенсия по возрасту назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случая, предусмотренного п. 1 ч. 5 ст. 22 закона, но не ранее дня возникновения права на пенсию. Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами. В случае, если к заявлению о назначении страховой пенсии приложены не все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за страховой пенсией считается день приема заявления о назначении страховой пенсии (п. 3 ст. 22 закона).
В ч. 2 п. 32 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 30 разъяснено, что если в назначении пенсии было необоснованно отказано, суд вправе обязать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, назначить истцу пенсию со дня обращения с заявлением в такой орган. Согласно Решению ответчик признает стаж для права на пенсию продолжительностью 28 лет 08 месяцев 15 дней. С учетом продолжительности стажа по спорным периодам 1год 03 месяца 25 дней стаж А.П. для права на досрочную пенсию по возрасту на 27.06.2016 (момент обращения с заявлением) составлял 30 лет 00 мес. 10 дн.
В соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 30 ФЗ О страховых пенсиях" для возникновения права необходимо наличие не менее 30 лет лечебной деятельности в учреждениях здравоохранения. В связи с чем, вывод суда обязать ответчика назначить А.П. досрочную пенсию по возрасту по п.п. 20 п.1 ст. 30 ФЗ О страховых пенсиях" с 27.06.2016 является законным и обоснованным.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 328, ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда, г. Новосибирска от "20 февраля 2017 года" в пределах доводов апелляционной жалобы - оставить без изменения, а апелляционную жалобу УПФ РФ (ГУ) в Центральном районе г. Новосибирска - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи областного суда:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.