Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи А.И. Муртазина,
судей А.В. Мелихова, Э.И. Садыковой,
при секретаре судебного заседания М.А. Буравлевой,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи А.И. Муртазина гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства внутренних дел по Республике Татарстан на решение Вахитовского районного суда города Казани Республики Татарстан от 15 февраля 2017 года, которым постановлено:
Исковое заявление удовлетворить.
Установить факт нахождения Громовой Л.А. на иждивении супруга - Громова А.М., умершего 16 мая 2015 г.
Признать за Громовой Л.А. право на получение пенсии по случаю потери кормильца.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав мнение представителя МВД по РТ - Р.Б. Яхиной, поддержавшей апелляционную жалобу, Л.А. Громовой, возражавшей против доводов жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Л.А. Громова обратилась в суд с иском к Министерству внутренних дел по Республике Татарстан (далее также - МВД по РТ) об установлении факта нахождения на иждивении супруга - Громова А.М., умершего "дата", признании права на получение пенсии, обязании производить ежемесячные выплаты пенсии. В обоснование требований указала, что с "дата" состояла в зарегистрированном браке с А.М. Громовым, "дата" рождения, умершим "дата". А.М. Громов являлся инвалидом I группы, ему была назначена пенсия за выслугу лет, в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших воинскую службу, службу в органах внутренних дел и их семей". При жизни Л.А. Громова с супругом проживали по адресу: "адрес", вели совместное хозяйство. Л.А. Громова с "дата" находится на пенсии по старости, другого источника доходов не имеет. После выхода на пенсию и до смерти супруга Л.А. Громова находилась на его иждивении. Содержание, предоставлявшееся ей супругом, превышало ее собственный доход, помощь умершего была для Л.А. Громовой постоянным источником средств к существованию.
Однако в ответ на обращение Л.А. Громовой в Центр финансового обеспечения Отдела пенсионного обслуживания МВД по Республике Татарстан пенсии по случаю потери кормильца ей было рекомендовано обратиться с данными требованиями в судебном порядке.
Истец в судебном заседании требования уточнила, просила установить факт своего нахождения на иждивении супруга - А.М. Громова, и признать за ней право на получении пенсии по случаю потери кормильца.
Представитель ответчика МВД по РТ - Р.Б. Яхина иск не признала.
Третье лицо ГУ-УПФР в Приволжском района г. Казани, извещенное о месте и времени рассмотрения дела, представило письменное ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
Суд исковые требования удовлетворил.
В апелляционной жалобе представитель ответчика МВД по РТ - Р.Б. Яхина, выражая несогласие с постановленным по делу решением, просит его отменить как незаконное и необоснованное и принять по делу новый судебный акт об отказе удовлетворении заявленных исковых требований. В обоснование жалобы указано следующее. Принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что истица с 2008 года находилась на пенсии, что свидетельствует о нахождении истицы на иждивении супруга, кроме того, размер пенсии умершего супруга истицы превышал размер пенсии самой истицы. Законодатель под иждивением понимает нахождение лица на полном содержании кормильца или получение от него такой помощи, которая является для лица постоянным и основным источником средств существования. Истица, как следует из материалов дела, на момент смерти А.М. Громова, имела самостоятельный доход в виде пенсии по старости, размер которой превышает размер прожиточного минимума, установленного для пенсионеров. Само по себе превышение доходов умершего супруга над доходами истицы не является бесспорным доказательством ее нахождения на иждивении.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель МВД по РТ - Р.Б. Яхина апелляционную жалобу поддержала по изложенным в ней доводам.
Л.А. Громова с доводами апелляционной жалобы не согласилась, полагая, что они являются необоснованными.
Представитель ГУ Управление ПФР в Приволжском районе г. Казани в суд апелляционной инстанции не явился, представил ходатайство, в котором просил рассмотреть данное дело в свое отсутствие.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения явившихся лиц, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия оснований для отмены решения суда первой инстанции не находит, исходя из следующего.
Спорные правоотношения урегулированы Законом РФ от 12.02.1993 N4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" (далее - Закон N 4468-1).
В силу статьи 28 Закона N 4468-1, пенсия по случаю потери кормильца семьям лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, назначается, если кормилец умер (погиб) во время прохождения службы или не позднее трех месяцев со дня увольнения со службы либо позднее этого срока, но вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период прохождения службы, а семьям пенсионеров из числа этих лиц - если кормилец умер в период получения пенсии или не позднее пяти лет после прекращения выплаты ему пенсии. При этом семьи бывших военнослужащих, умерших во время пребывания в плену (при соблюдении условия, указанного в части первой статьи 18 настоящего Закона), и семьи военнослужащих, пропавших без вести в период военных действий, приравниваются к семьям погибших на фронте.
В соответствии со статьей 29 указанного закона, право на пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умерших (погибших) лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, состоявшие на их иждивении.
Независимо от нахождения на иждивении кормильца пенсия назначается: нетрудоспособным детям; нетрудоспособным родителям и супругу, если они после смерти кормильца утратили источник средств к существованию; нетрудоспособным родителям и супругам лиц, умерших вследствие причин, указанных в пункте "а" статьи 21 настоящего Закона; супругу, одному из родителей или другому члену семьи, указанным в пункте "в" настоящей статьи.
Нетрудоспособными членами семьи считаются:
а) дети, братья, сестры и внуки, не достигшие 18 лет или старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижения 18 лет, а проходящие обучение в образовательных организациях по очной форме (за исключением образовательных организаций, обучение в которых связано с поступлением на военную службу или службу в органах внутренних дел), - до окончания обучения, но не долее чем до достижения ими 23-летнего возраста. Братья, сестры и внуки имеют право на пенсию, если у них нет трудоспособных родителей;
б) отец, мать и супруг, если они достигли возраста: мужчины - 60 лет, женщины - 55 лет, либо являются инвалидами;
в) супруг или один из родителей либо дед, бабушка, брат или сестра независимо от возраста и трудоспособности, если он (она) занят уходом за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего кормильца, не достигшими 14-летнего возраста, и не работает;
г) дед и бабушка - при отсутствии лиц, которые по закону обязаны их содержать.
В соответствии со статьей 31 Закона N 4468-1, члены семьи умершего считаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию.
Членам семьи умершего, для которых его помощь была постоянным и основным источником средств к существованию, но которые сами получали какую-либо пенсию, может быть назначена пенсия по случаю потери кормильца.
Из материалов дела следует, что с "дата" истец состояла в браке с А.М. Громовым, что подтверждается свидетельством о заключении брака V-КБ N ...
"дата" А.М. Громов умер (свидетельство о смерти. III-КБ N ... от "дата").
Согласно пенсионному удостоверению N ... от "дата", А.М. Громов являлся получателем пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей".
Из справки N ... , выданной Отделом пенсионного обслуживания МВД по РТ, следует, что размер пенсии по выслуге лет А.М. Громова по состоянию на май 2015 года составлял "данные изъяты" руб.
Согласно справке ГУ-УПФР в Приволжском района г. Казани, Л.А. Громова является пенсионеркой, размер пенсии составлял по состоянию на "дата". "данные изъяты" руб.
Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 30 сентября 2010 года N 1260-О-О, факт нахождения на иждивении умершего супруга может быть установлен путем определения соотношения между объемом помощи, оказываемой умершим супругом, и собственными доходами иждивенца, и такая помощь может быть признана постоянным и основным источником его средств к существованию.
Удовлетворяя заявленные Л.А. Громовой требования, суд первой инстанции с учетом установленных по делу обстоятельств, исходил из того, что на момент смерти А.М. Громова, супруги совместно проживали, вели общее хозяйство, доходы А.М. Громова значительно превышали доходы Л.А. Громовой.
Судебная коллегия, соглашается с данным выводом суда первой инстанции и считает необходимым указать, что само по себе наличие у нетрудоспособного лица, каковым является Л.А. Громова (пенсионер по старости), получающей материальную помощь от другого лица, иного дохода (пенсии) не исключает возможности признания ее находившейся на иждивении умершего супруга.
Довод апелляционной жалобы ответчика об отсутствии доказательств, подтверждающих факт нахождения истца на иждивении супруга, а именно, получение от него помощи, которая была постоянным и основным источником средств к существованию, опровергаются материалами дела, представленными суду доказательствами, которым судом первой инстанции дана надлежащая оценка в соответствии с правилами ст. 67 ГПК РФ.
При изложенных обстоятельствах судебная коллегия полагает, что оснований для отмены обжалуемого решения по доводам апелляционной жалобы не имеется, решение суда соответствует собранным по делу доказательствам и требованиям закона.
Таким образом, нарушений норм материального права, повлекших вынесение незаконного решения, в том числе тех, на которые имеются ссылки в апелляционной жалобе, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Вахитовского районного суда города Казани Республики Татарстан от 15 февраля 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства внутренних дел по Республике Татарстан - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.