Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего Насретдиновой Д.М.,
судей Гаянова А.Р., Субботиной Л.Р.,
при секретаре судебного заседания Маметовой Л.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Гаянова А.Р. гражданское дело по апелляционной жалобе Полевова П.Б. на решение Нижнекамского городского суда Республики Татарстан от 03 марта 2017 года, которым постановлено:
в удовлетворении иска Полевова П.Б. к Фонду социального страхования Российской Федерации об обязании выполнить индивидуальную программу реабилитации инвалида надлежащим образом, о взыскании компенсации морального вреда отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя Государственного учреждения - Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан Валеевой О.Ю., возражавшей удовлетворению жалобы, судебная коллегия
установила:
Полевов П.Б. обратился в суд с иском к Фонду социального страхования Российской Федерации об возложении обязанности исполнить условия индивидуальной программы реабилитации инвалида и компенсации морального вреда.
В обоснование требований указал, что является инвалидом 2 группы и согласно индивидуальной программе реабилитации инвалида (ИПР) на ответчика возложена обязанность обеспечивать его техническими средствами реабилитации (ТСР). Однако в 4 квартале 2016 года ответчик исполняет указанные обязанности ненадлежащим образом, предоставляет технические средства реабилитации не в полном объеме и с нарушением срока поставки. Так, 27 декабря 2016 года истец получил: очиститель кожи во флаконе объемом 180 мл в количестве 2 штук; пудру абсорбирующую во флаконе весом 25 гр. в количестве 2 штук; пасту-герметик в тубе весом 60 гр. в количестве 2 штук; защитную пленку во флаконе объемом 50 мл. в количестве 2 штук. Указанные препараты, как импортного, так и отечественного производства, заводом-изготовителем не запломбированы. Количество поставленных калоприемников (129 штук), является недостаточным. В актах сдачи-приемки товаров указано, что поставка осуществляется не за 4 квартал 2016 года, а за период по 28 февраля 2017 года. В 2016 году обеспечением истца ТСР составила менее 50% от количества, установленного ИПР. Несвоевременным выполнением ответчиком предусмотренных законом обязанностей истцу причинены нравственные страдания, которые заключаются в физической боли и дискомфорте. Просит обязать ответчика выполнять условия индивидуальной программы реабилитации инвалида надлежащим образом и взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в сумме 500 000 рублей.
Определением суда по делу в качестве соответчика привлечено Государственное учреждение - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан.
В последующем истец дополнил иск требованием обязать ответчика производить поставку ТСР ежемесячно, а не ежеквартально; в случае задержки поставки переводить на его счет денежные средства для самостоятельного приобретения недопоставленных ТСР без отчета по расходу и не включением данных сумм в налогооблагаемый доход.
В судебном заседании Полевов П.В., его представитель требования поддержали, пояснив, что за 4 квартал 2016 поставка ТСР произведена не в полном объеме. С ИПР 2016 года он не согласен, поскольку в ней незаконно заменены некоторые средства реабилитации. Действиями ответчика истцу причинен моральный вред, так как в течение длительного времени Полевов П.Б., страдающий "данные изъяты", испытывал неудобства, боль, дискомфорт.
В судебном заседании представитель Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан Тюрикова Н.М. иск не признала.
Суд принял решение в приведенной выше формулировке.
В апелляционной жалобе Полевов П.Б. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение, выражая несогласие с выводами суда первой инстанции. Указывает, что его доводы о непредоставлении средств реабилитации в полном объеме и в срок нашли свое подтверждение в ходе судебного разбирательства, что не отрицалось представителем ответчика. Считает, что невозможно самостоятельно приобрести ТСР, а затем получить денежную компенсацию, так как в свободной продаже ТСР, указанных в ИПР истца, не имеется.
Истец в суд апелляционной инстанции не явился. Извещения о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции направлены, судебная коллегия на основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося истца.
Проверив законность и обоснованность решения суда по доводам, изложенным в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Правовые и организационные основы предоставления мер социальной поддержки инвалидов установлены Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ), определяющим государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 9 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ, одной из мер социальной поддержки инвалидов является реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности.
Медицинская реабилитация, как следует из содержания частей 2 и 3 статьи 9 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ, одно из направлений реабилитации инвалидов, предусматривающее в том числе использование инвалидами технических средств реабилитации.
Государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета (часть 1 статьи 10 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ).
Из материалов дела видно, что с 22 ноября 2012 года Полевов П.Б. является инвалидом второй группы бессрочно.
Согласно индивидуальной программе реабилитации инвалида N 279 от 12.02.2013 Полевову П.Б. полагаются технические средства реабилитации, которые должны ему поставляться бессрочно.
Из индивидуальной программы реабилитации инвалида N 134.41.16/2016 от 02.02.2016 видно, что Полевову П.Б. полагаются следующие технические средства реабилитации: паста-герметик для защиты и выравнивания кожи вокруг стомы в тубе, не менее 60 г.: 1 шт.; пояс для калоприемников и уроприемников: 1 шт. не менее 2 мес.; однокомпонентный не дренируемый калоприемник со встроенной плоской пластиной: 62 шт. в месяц; защитная пленка во флаконе, не менее 50 мл. 1 шт.; пудра (порошок) абсорбирующая в тубе, не менее 25 г. 1 шт.; очиститель для кожи во флаконе, не менее 180 мл: 1 шт.
В письме Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан N 01-10/16-38л от 06.02.2017 указано, что истец не обеспечен средствами реабилитации за периоды с 01 января по 11 апреля 2016 года и с 01 по 31 октября 2016 года (л.д. 103).
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований истца, суд первой инстанции обоснованно исходил из отсутствия оснований для удовлетворения требований истца в заявленной формулировке.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела и требованиям закона.
Доводы апелляционной жалобы истца являются несостоятельными в силу следующего.
Согласно части 14 статьи 11.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.
Во исполнение указанной нормы закона Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 г. N 240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (далее - Правила).
В абзаце 2 пункта 2 Правил предусмотрено обеспечение инвалидов техническими средствами в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Подпунктом "а" пункта 3 Правил установлено, что обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем предоставления соответствующего технического средства (изделия).
В силу абзаца 1 пункта 4 Правил заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана) или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов.
Согласно части 6 статьи 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации или абилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном частью 14 статьи 11.1 указанного Федерального закона. Порядок выплаты такой компенсации, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2011 года N 57н утвержден Порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, в пункте 3 которого установлено, что компенсация выплачивается инвалиду в случае, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации инвалида техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду или инвалид самостоятельно приобрел указанное техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за счет собственных средств.
Компенсация инвалиду выплачивается на основании заявления инвалида либо лица, представляющего его интересы, о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги и документов, подтверждающих расходы по самостоятельному приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги инвалидом за собственный счет, а также предъявления им следующих документов: документа, удостоверяющего личность, индивидуальной программы реабилитации инвалида, страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования, содержащего страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС). Выплата инвалиду компенсации осуществляется уполномоченным органом в месячный срок с даты принятия соответствующего решения путем почтового перевода или перечисления средств на счет, открытый инвалидом в кредитной организации (пункт 5 Порядка выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации).
Из приведенных нормативных положений следует, что гарантированное государством право инвалида на обеспечение за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации техническими средствами реабилитации, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации инвалида, осуществляется путем предоставления этих средств в натуре или посредством выплаты денежной компенсации, если данные средства не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации за собственный счет, то есть механизм реализации указанного права регламентирован.
При этом действующими нормативными правовыми актами не предусмотрено обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации в натуре за прошлый период в случае их непредоставления инвалиду уполномоченным органом по какой-либо причине. В такой ситуации право инвалида на обеспечение за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования техническими средствами реабилитации осуществляется путем выплаты инвалиду денежной компенсации за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации в порядке, установленном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2011 года N 57н.
Поскольку Полевов П.Б. указывает, что за период с 1 сентября 2016 года по 31 декабря 2016 года был не в полном объеме обеспечен техническими средствами реабилитации, предусмотренными его ИПР, право на получение указанных мер социальной поддержки могло быть реализовано путем выплаты денежной компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации в порядке, установленном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2011 года N 57н.
Судебная коллегия в силу положений части 6 статьи 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ не находит правовых основания для возложения на ответчика обязанности обеспечить истца недостающей частью технических средств реабилитации в натуре за 4 квартал 2016 года.
Довод апелляционной жалобы истца о невозможности самостоятельно приобрести средства реабилитации неоснователен, так как не подтвержден материалами дела.
Одновременно судебная коллегия не усматривает оснований для взыскания с ответчиков в пользу истца компенсации морального вреда по мотивам, указанным в решении суда, с которыми судебная коллегия полностью соглашается.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правильно установилфактические обстоятельства, имеющие значение для дела, дал надлежащую правовую оценку всем доводам истца, подробно привел мотивы, по которым в удовлетворении иска было отказано. Основания подвергать сомнению данные мотивы у суда апелляционной инстанции отсутствуют.
Доводы апелляционной жалобы не могут являться основанием для отмены судебного решения, поскольку не опровергают выводы суда, а повторяют правовую позицию истца, выраженную в суде первой инстанции, тщательно исследованную судом и нашедшую верное отражение и правильную оценку в принятом решении. Они сводятся к переоценке доказательств, имеющихся в материалах дела, оценка которых произведена судом первой инстанции в соответствии с требованиями процессуального законодательства, при этом оснований для иной оценки доказательств судебная коллегия не усматривает. Доводов, которые не были предметом рассмотрения суда первой инстанции, влекущих отмену обжалуемого решения, апелляционная жалоба не содержит.
При изложенных обстоятельствах, нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, в том числе тех, на которые имеются ссылки в апелляционной жалобе, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Нижнекамского городского суда Республики Татарстан от 03 марта 2017 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Полевова П.Б. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.