Верховный Суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Сафиной М.М. при секретаре судебного заседания Нуреевой Д.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Сафиуллина Р.Т. к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков,
УСТАНОВИЛ:
Сафиуллин Р.Т. обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: "данные изъяты") площадью "данные изъяты" квадратных метров с кадастровым номером ... расположенного по адресу: "адрес"; площадью "данные изъяты" квадратных метра с кадастровым номером ... , расположенного по адресу: "адрес".
Ссылаясь на нарушение своих прав как плательщика земельного налога, исчисляемого от кадастровой стоимости, административный истец просит установить кадастровую стоимость земельных участков равной их рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2015 года в размере "данные изъяты" рублей в отношении земельного участка с кадастровым номером ... , и "данные изъяты" рублей в отношении земельного участка с кадастровым номером ...
В судебном заседании представитель Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан Морозов В.В. административный иск не признал.
Представитель Исполнительного комитета муниципального образования "город Альметьевск" Республики Татарстан Тангатаров А.А. с заявленными требованиями не согласился.
Сафиуллин Р.Т., федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, представителей в суд не направили.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в материалах дела доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В силу пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 указанной статьи.
В случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации).
Статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон) предусмотрено право физических лиц оспорить результаты определения кадастровой стоимости, если они затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Как видно из материалов дела, земельные участки с кадастровыми номерами ... и ... принадлежат на праве собственности Сафиуллину Р.Т. (т. 1, л.д. 14, 16).
Кадастровая стоимость земельных участков определена распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 25 ноября 2015 года N 2846-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории Республики Татарстан (за исключением земель населенного пункта города Казани)" по состоянию на 1 января 2015 года в размере "данные изъяты" рубля "данные изъяты" копеек в отношении земельного участка с кадастровым номером ... ; "данные изъяты" рубля "данные изъяты" копейки в отношении земельного участка с кадастровым номером ... (т. 2 л.д. 7, 11)
Не согласившись с величиной кадастровой стоимости земельных участков, Сафиуллин Р.Т. просит определить их кадастровую стоимость равной рыночной стоимости.
В силу статьи 62, части 5 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороны обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений. При этом обязанность доказывания оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости лежит на административном истце.
Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", на административного истца также возлагается обязанность доказать величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой. Если административный ответчик возражает против удовлетворения заявления, он обязан доказать недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных заявителем, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.
При этом в случае возникновения у суда сомнений в обоснованности доводов административного истца эти обстоятельства выносятся на обсуждение, даже если административный ответчик на них не ссылался.
В подтверждение своих доводов административный истец представил суду отчеты об оценке рыночной стоимости земельных участков от "дата" N ... и N ... , составленные оценщиком общества с ограниченной ответственностью " "данные изъяты"" "данные изъяты" И.Г. (т. 1, л.д. 18-114, 116-212). Согласно отчетам рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером ... составила "данные изъяты" рублей, земельного участка с кадастровым номером ... - "данные изъяты" рублей по состоянию на 1 января 2015 года.
В отношении отчетов экспертом Общероссийской общественной организации " "данные изъяты"" "данные изъяты" Н.П. проведена экспертиза на подтверждении стоимости, о чем составлены положительные экспертные заключения от "дата" N ... и N ... (т. 1, л.д. 214-223, 224-233).
Возражая заявленным требованиям, Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан указывает на недостоверность представленных административным истцом сведений о рыночной стоимости земельных участков.
Для проверки соответствия отчетов требованиям законодательства об оценочной деятельности, правильности определения в них рыночной стоимости земельных участков, судом назначена экспертиза, проведение которой поручено эксперту "данные изъяты" Т.Г., осуществляющему деятельность в качестве индивидуального предпринимателя.
Как следует из заключения эксперта от "дата" ... (т. 2, л.д. 41-75), представленные административным истцом отчеты об оценке рыночной стоимости земельных участков соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона от "дата" N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Отвечая на поставленные судом вопросы, эксперт установилрыночную стоимость земельного участка с кадастровым номером ... в размере "данные изъяты" рублей, земельного участка с кадастровым номером ... в размере "данные изъяты" рублей по состоянию на 1 января 2015 года.
Эксперт также определилграницы интервала, в котором может находиться стоимость объектов оценки, и, проанализировав значение коэффициента вариации, признал, что рыночная стоимость земельных участков в отчетах определена правильно.
Министерством земельных и имущественных отношений Республики Татарстан представлены замечания на заключение эксперта, в частности, указано на отсутствие в нем сведений об обязательном страховании ответственности оценщика, некорректный анализ сегмента рынка, к которому относится объект оценки, нарушение пунктов 5, 8, 10, 13 федерального стандарта оценки N 3, пунктов 10, 11 федерального стандарта оценки N 3, выразившиеся в необоснованном отказе от доходного подхода, нарушении последовательности предоставления информации, неполноте сведений об объектах-аналогах, отсутствии анализа рынка недвижимости, необоснованном применении значения корректировки, определяемого экспертным мнением, отсутствие копий документов, устанавливающих количественные и качественные характеристики объекта оценки.
Оценивая заключение эксперта в контексте представленных замечаний, суд отмечает, что в материалах дела содержится достаточный объем сведений о квалификации эксперта, в частности документы об образовании, квалификационный аттестат о сдаче единого квалификационного экзамена в соответствии с требованиями к уровню знаний, предъявляемыми федеральными стандартами оценки к эксперту саморегулируемой организации оценщиков, что не позволяет усомниться в компетентности специалиста, привлеченного судом для производства экспертизы.
Федеральные стандарты оценки не могут служить критериями при оценке достоверности выводов эксперта, так как не устанавливают требований к заключению эксперта, подготовленному по основаниям и в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 31 мая 2001 года N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации".
По существу замечания административного ответчика касаются, в основном, выбора экспертом подходов и методов исследования, применения им справочных изданий и иных источников информации, способа изложения результатов исследования. Между тем данные вопросы, по мнению суда, находятся в сфере компетенции эксперта и разрешается им исходя из опыта, профессиональных знаний, навыков и умений, а также полноты и качества имеющейся информации
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что заключение эксперта соответствует требованиям, установленным частью 2 статьи 82 данного Кодекса, содержит подробное описание проведенных исследований с указанием примененных методов, обоснование сделанных в результате исследования выводов и ответы на поставленные судом вопросы.
Эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, его выводы объективны и обоснованны, исследования проведены всесторонне и в полном объеме в пределах имеющейся у эксперта специальности, доказательств, способных опровергнуть содержание заключения, суду не представлено.
С учетом того, что величина рыночной стоимости земельных участков, определенная в отчетах об оценке, подтверждена как положительным экспертным заключением саморегулируемой организации оценщиков, так и в результате судебной экспертизы, суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению требования административного истца об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости в заявленном размере.
Частью пятой статьи 24.20 Федерального закона 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусмотрено, что в случае изменения кадастровой стоимости по решению суда в порядке, установленном статьей 24.18 данного Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Как разъяснено в пункте 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", установленная судом кадастровая стоимость применяется до вступления в силу в порядке, определенном статьей 5 Налогового кодекса Российской Федерации, нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, при условии внесения сведений о новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
С учетом того, что административное исковое заявление о пересмотре кадастровой стоимости подано Сафиуллиным Р.Т. 10 сентября 2016 года (л.д. 235), указанные сведения о кадастровой стоимости подлежат применению для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2016 года.
Исходя из изложенного, руководствуясь статьями 175 - 178, 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление Сафиуллина Р.Т. удовлетворить.
Определить кадастровую стоимость земельных участков (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: производственная база), указав ее равной рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2015 года:
в отношении земельного участка площадью "данные изъяты" квадратных метров с кадастровым номером ... расположенного по адресу: "адрес", в размере "данные изъяты" рублей.
в отношении земельного участка площадью "данные изъяты" квадратных метра с кадастровым номером ... , расположенного по адресу: "адрес", в размере "данные изъяты" рублей.
Сведения о кадастровой стоимости, установленной настоящим решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2016 года на период до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 10 сентября 2016 года.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме в апелляционную инстанцию Верховного Суда Республики Татарстан.
Судья Сафина М.М.
Справка: решение принято в окончательной форме 5 мая 2017 года.
Судья Сафина М.М.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.