Верховный Суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи СафинойМ.М. при секретаре судебного заседания НуреевойД.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Юмангулова А.Р. к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, возложения обязанности внести сведения в государственный кадастр недвижимости,
УСТАНОВИЛ:
Юмангулов А.Р. обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости: жилого помещения (квартиры) общей площадью "данные изъяты" квадратных метра с кадастровым номером ... , расположенного по адресу: "адрес" (далее - объект недвижимости с кадастровым номером ... ).
Ссылаясь на нарушение своих прав как плательщика налога на имущество физических лиц, исчисляемого от кадастровой стоимости, просит определить кадастровую стоимость объекта недвижимости равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2014 года в размере "данные изъяты" рублей, обязать административного ответчика внести сведения о кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
В судебном заседании Юмангулов А.Р., его представитель МаркеловаО.А. поддержали административное исковое заявление по изложенным в нем основаниям.
Представитель Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан Морозов В.В. возражений относительно установления кадастровой стоимости в заявленном размере не высказал.
Юмангулова М.В., привлеченная судом в качестве заинтересованного лица, поддержала требование административного истца.
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, Исполнительный комитет муниципального образования "город Нижнекамск" Республики Татарстан, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, представителей в суд не направили.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд приходит к следующему.
Пунктом 1 статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации определены объекты налогообложения по налогу на имущество физических лиц, в том числе жилое помещение (квартира, комната).
В силу статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, если такой порядок определения налоговой базы установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
При этом законодательный орган государственной власти субъекта Российской Федерации вправе установить единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.
Законом Республики Татарстан от 30 октября 2014 года N 82-ЗРТ "Об установлении единой даты начала применения на территории Республики Татарстан порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" установлена единая дата начала применения на территории Республики Татарстан порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения - с 1 января 2015 года.
Решением Нижнекамского городского совета от 20 ноября 2014 года N31 "О налоге на имущество физических лиц" установлен и введен в действие налог на имущество физических лиц, исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.
Статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" установлено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Как видно из материалов дела, объект недвижимости с кадастровыми номером ... принадлежит на праве общей долевой собственности Юмангулову А.Р. и Юмангуловой М.В. (л.д.16-20, 166).
Кадастровая стоимость объекта недвижимости определена распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 24 ноября 2014 года N 2572-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости жилого и нежилого назначения (за исключением земельных участков), расположенных на территории Республики Татарстан" по состоянию на 1 января 2014 года в размере "данные изъяты" рублей "данные изъяты" копеек (л.д.159).
Не согласившись с величиной кадастровой стоимости, административный истец просит установить ее равной рыночной стоимости объекта недвижимости.
В соответствии со статьей 62, части 5 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороны обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений. При этом обязанность доказывания оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости лежит на административном истце.
Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", на административного истца возлагается обязанность доказать величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой. Если административный ответчик возражает против удовлетворения заявления, он обязан доказать недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных административным истцом, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.
В случае возникновения у суда сомнений в обоснованности доводов административного истца эти обстоятельства выносятся на обсуждение, даже если административный ответчик на них не ссылался.
В подтверждение своих доводов об установлении рыночной стоимости объекта недвижимости административный истец представил отчет об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости от "дата" N ... , составленный оценщиком общества с ограниченной ответственностью " "данные изъяты"" "данные изъяты" А.К. (л.д.25-118). Согласно отчету рыночная стоимость объекта недвижимости по состоянию на 1 января 2014 года составила "данные изъяты" рублей.
В отношении указанного отчета экспертом некоммерческого партнерства "Саморегулируемая организация " "данные изъяты"" "данные изъяты".М. проведена экспертиза на подтверждение стоимости, о чем составлено положительное экспертное заключение от "дата", N ... (л.д.120-141).
Административными ответчиками каких-либо возражений по существу административного иска не заявлено, замечаний относительно достоверности и правильности определения рыночной стоимости не высказано, сведений об иной рыночной стоимости не представлено, ходатайства о назначении судебной экспертизы не заявлено.
С учетом изложенного суд считает возможным разрешить дело по имеющимся в нем доказательствам установления рыночной стоимости объекта недвижимости, оценив их по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" разъяснено, что при исследовании отчета об оценке объекта недвижимости суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки. При этом суду надлежит выяснить, отвечает ли лицо, составившее отчет о рыночной стоимости, требованиям законодательства об оценочной деятельности, предъявляемым к оценщикам.
Судом установлено, что оценщик, составивший отчет об оценке, имеет соответствующую квалификацию, является членом саморегулируемой организации оценщиков, его ответственность при осуществлении оценочной деятельности, а также ответственность юридического лица, с которым он заключил трудовой договор, застрахована, на что указано в отчете и приложенных к нему документах (л.д.32-33, 110-118).
В силу статьи 12 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, предусмотренном Федеральным законом, признается достоверной, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Статьей 17.1 Федерального закона предусмотрена возможность проведения экспертизы отчета об определении рыночной стоимости объекта оценки в целях формирования мнения эксперта или экспертов о соответствии требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности (в том числе требованиям Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности), о подтверждении рыночной стоимости объекта оценки, определенной оценщиком в отчете.
По результатам экспертизы, проведенной в отношении представленного административным истцом отчета об оценке экспертом саморегулируемой организации, данный отчет признан соответствующим требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, стандартам и правилам оценочной деятельности, подтверждена рыночная стоимость объекта оценки.
Поскольку содержание отчета и экспертного заключения в ходе судебного разбирательства не опровергнуто, оснований считать недостоверной рыночную стоимость объекта недвижимости, определенную в отчете об оценке и подтвержденную экспертным заключением саморегулируемой организации оценщиков, у суда не имеется.
Частью пятой статьи 24.20 Федерального закона 29 июля 1998 года N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусмотрено, что в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 данного Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
В пункте 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" разъяснено, что установленная судом кадастровая стоимость применяется до вступления в силу в порядке, определенном статьей 5 Налогового кодекса Российской Федерации, нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, при условии внесения сведений о новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
С учетом того, что административное исковое заявление подано в суд 29марта 2017 года (л.д.3), указанные сведения о кадастровой стоимости должны применяться для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2017 года до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
В силу части шестой статьи 24.20 Федерального закона сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Таким образом, решение суда является самостоятельным и достаточным основанием для внесения таких сведений в Единый государственный реестр недвижимости, не требующим принятия каких-либо дополнительных решений. Поскольку фактов неправомерного уклонения от исполнения данной обязанности, нарушения порядка, предусмотренного статьей 24.20 Федерального закона, судом не установлено, основания для удовлетворения требований о возложении обязанности внести сведения в государственный кадастр недвижимости отсутствуют.
Исходя из изложенного, руководствуясь статьями 175 - 178, 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
РЕШИЛ:
административное исковое заявление Юмангулова А.Р. удовлетворить частично.
Определить кадастровую стоимость объекта недвижимости: квартиры общей площадью "данные изъяты" квадратных метра с кадастровым номером ... , расположенного по адресу: "адрес", в размере "данные изъяты" рублей по состоянию на 1 января 2014 года.
Сведения о кадастровой стоимости, установленной настоящим решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2017 года на период до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 29марта 2017 года.
В удовлетворении административного искового заявления Юмангулова А.Р. в части требований о возложении обязанности внести сведения в государственный кадастр недвижимости отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме в апелляционную инстанцию Верховного Суда Республики Татарстан.
Судья Сафина М.М.
Справка: решение принято в окончательной форме 15 мая 2017 года.
Судья Сафина М.М.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.