Судья Верховного Суда Республики Татарстан Р.М. Нафиков, при секретаре судебного заседания А.М. Насертдиновой, рассмотрел в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе ООО "ТатБизнесИнвест" на решение судьи Вахитовского районного суда города Казани Республики Татарстан от 20 января 2017 года.
Этим решением постановлено:
постановление заместителя начальника ОНД и ПР г.Казани по Вахитовскому району УНД и ПР ГУ МЧС России по РТ от 17 октября 2016 года о привлечении к административной ответственности ООО "ТатБизнесИнвест" по ч.ч.1,3,4 ст.20.4 КоАП РФ оставить без изменения, жалобу ООО "ТатБизнесИнвест" - без удовлетворения.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, заслушав объяснения представителей ООО "ТатБизнесИнвест" Г.К. Хайрутдиновой, А.З. Якупова, представителя МЧС России по Республики Татарстан С.В. Дементьева, прокурора Л.Р. Валитова,
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя начальника ОНД и ПР г.Казани по Вахитовскому району УНД и ПР ГУ МЧС России по РТ от 17 октября 2016 года, ООО "ТатБизнесИнвест" (далее по тексту - общество) привлечено к административной ответственности по частям 1,3,4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 150000 рублей, за нарушение требований пожарной безопасности.
Общество обратилось в районный суд с жалобой на указанное постановление должностного лица, в которой поставило вопрос об его отмене, считая его незаконным.
Судьей вынесено приведенное выше решение.
В жалобе в Верховный Суд Республики Татарстан общество просит отменить постановление по делу об административном правонарушении, решение судьи районного суда и прекратить производство по делу ввиду нарушения норм материального и процессуального права в ходе производства по делу об административном правонарушении.
Оснований для удовлетворения жалобы не имеется в связи со следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи.
Согласно части 3 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Частью 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений.
В соответствии со статьями 1, 2 Федерального закона от 21.12.1994 N69-ФЗ "О пожарной безопасности" законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности включает в себя данный Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности. Нормативные документы по пожарной безопасности - национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила), правила пожарной безопасности, а также действовавшие до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов нормы пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Согласно части 1 статьи 5 Федерального закона N 123-ФЗ от 22 июля 2008 года "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности.
Судьей районного суда установлено, что 26 июля 2016 года в ООО "ТатБизнесИнвест" была проведена внеплановая выездная проверка исполнения требований противопожарной безопасности. В ходе проверки были выявлен ряд нарушений обязательных требований законодательства в области обеспечения противопожарной безопасности, а именно:
- руководитель организации не обеспечил исправное состояние систем и средств противопожарной защиты объекта (неисправна система автоматических установок пожарной сигнализации и оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией, демонтированы датчики АПС, не горят табло "ВЫХОД"), не организует не реже 1 раза в квартал проведение проверки работоспособности указанных систем и средств противопожарной защиты объекта с оформлением соответствующего акта и проверки;
- руководитель организации не обеспечил в соответствии с годовым планом-графиком, составляемым с учетом технической документации заводов-изготовителей, и сроками выполнения ремонтных работ, проведение регламентных работ по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту систем противопожарной защиты зданий и сооружений (автоматических установок пожарной сигнализации, систем оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией);
- не разработаны инструкции по мерам пожарной безопасности, в соответствии с требованиями установленными разделом XVIII Правил противопожарного режима в РФ;
- отсутствуют инструкции о действиях персонала по эвакуации людей при пожаре, а также акты проведения не 1 раза в полугодие практических тренировок лиц, осуществляющих свою деятельность на объекте;
- не организовано проведение противопожарного инструктажа и обучения по программе пожарно-технического минимума работников соответствующих категорий;
- в помещении диспетчерского пункта (пожарного поста) отсутствует инструкция о порядке действий дежурного персонала при получении сигналов о пожаре и неисправности установок (систем) противопожарной защиты объекта;
- в отношении объекта защиты не предоставлена декларация пожарной безопасности;
- запоры на дверях эвакуационных выходов не обеспечивают возможность их свободного открывания изнутри без ключа;
- диспетчерский пункт (пожарный пост) не обеспечен ручными электрическими фонарями;
- руководителем организации не осуществляется проверка состояния огнезащитной обработки (пропитки) в соответствии с инструкцией завода-изготовителя с составлением протокола проверки состояния огнезащитной обработки (пропитки);
- не предоставлен документ, подтверждающий применение в мансардном этаже деревянных конструкций с огнезащитой, обеспечивающей установленные выше пределы огнестойкости и распространения огня;
- двери лестничных клеток не имеют устройств для их самозакрывания с уплотнением в притворах (3-й этаж);
- не организовано проведение проверок внутреннего противопожарного водопровода не реже 2 раз в год (весной и осенью) с составлением соответствующих актов;
- не проведены эксплуатационные испытания ограждений на кровле зданий;
- не вывешены планы эвакуации людей в случае пожара согласно ГОСТ Р 12.2.143-2009;
- помещение с персоналом, ведущим круглосуточное дежурство, не обеспечено аварийным освещением;
- допускается устройство на путях эвакуации 1-го этажа на центральном входе раздвижной двери;
- на путях эвакуации отсутствуют знаки пожарной безопасности;
- отсутствуют первичные средства пожаротушения по нормам положенности, согласно приложениям N1 и 2 ППР в РФ;
- на путях эвакуации в покрытии пола применен линолеум, при этом не подтверждена допустимость применения данного материала на путях эвакуации по показателям пожарной опасности представлением соответствующих сертификатов пожарной безопасности.
По факту указанных нарушений обязательных требований пожарной безопасности заместителем начальника ОНД и ПР города Казани по Вахитовскому району УНД И ПР ГУ МЧС России по Республике Татарстан и помощником прокурора составлен акт.
Выявленные при проверке факты послужили основанием для вынесения постановления о привлечении общества к административной ответственности по частям 1,3,4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Принимая решение об отказе в удовлетворении жалобы, судьей районного суда был сделан правомерный вывод о наличии вменяемого состава административного правонарушения в действиях общества.
Материалами дела подтверждается, что общество в ходе производства по делу об административном правонарушении использовало все права предусмотренные статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Также из материалов дела видно, что в протоколе об административном правонарушении изложены все обстоятельства, предусмотренные частью 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Описанные нарушения образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частями 1,3,4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В рассматриваемом случае судья районного суда установил, что общество имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но обществом не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Постановление о привлечении общества к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частями 1,2,3 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 названного Кодекса.
Вместе с тем имеются основания для изменения состоявшихся по делу постановления и решения в части назначенного обществу наказания.
В соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Согласно части 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
При таких обстоятельствах назначенное обществу административное наказание в виде административного штрафа в сумме 150000 рублей в минимальном размере, предусмотренном санкцией статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не соответствует характеру совершенного заявителем административного правонарушения, его материальному положению, характеру производственной деятельности, может повлечь избыточное ограничение прав юридического лица и с учетом конкретных обстоятельств дела подлежит снижению ниже низшего предела, предусмотренного санкцией данной статьи, но до размера не менее половины минимального размера.
С учетом изложенного постановление от 17 октября 2016, решение судьи Вахитовского районного суда города Казани Республики Татарстан, вынесенные в отношении общества, подлежат изменению путем снижения назначенного обществу наказания в виде административного штрафа до 75000 рублей.
Руководствуясь статьями 30.7 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
РЕШИЛ:
постановление заместителя начальника ОНД и ПР города Казани по Вахитовскому району УНД и ПР ГУ МЧС России по РТ от 17 октября 2016 года, решение судьи Вахитовского районного суда города Казани Республики Татарстан от 20 января 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частями 1,3,4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО "ТатБизнесИнвест" изменить: назначенное ООО "ТатБизнесИнвест" административное наказание снизить с 150000 рублей до 75000 рублей.
В остальной части указанные постановление и решение судьи Вахитовского районного суда города Казани Республики Татарстан оставить без изменения, жалобу ООО "ТатБизнесИнвест" - без удовлетворения.
Судья: Р.М. Нафиков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.