Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Макурина В.М.
судей Гришиной В.Г., Сучковой Е.Г.
при секретаре Виноградовой О.Ю.
при участии прокурора: Андреева А.И.
рассматривая в открытом судебном заседании по докладу судьи Гришиной В.Г.
гражданское дело по иску Администрации поселка Тура Эвенкийского района Красноярского края к Чорду Э.И. о выселении из служебного жилого помещения;
встречному иску Чорду Э.И. к Администрации поселка Тура о признании права пользования данным жилым помещением на условиях социального найма, признании договора найма служебного жилого помещения договором социального найма жилого помещения, признании несовершеннолетнего ФИО, "дата" года рождения, приобретшим право пользования жилым помещением,
по апелляционной жалобе Чорду Э.И.
на решение Илимпийского районного суда Красноярского края от 12 декабря 2016 года, которым постановлено:
"Исковые требования Администрации поселка Тура Эвенкийского муниципального района Красноярского края к Чорду Э.И. удовлетворить.
Выселить Чорду Э.И. из служебного жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес", со всеми проживающими с ним лицами без предоставления другого жилого помещения.
Чорду Э.И. в удовлетворении встречных требований к Администрации поселка Тура Эвенкийского муниципального района Красноярского края о признании права пользования жилым помещением на условиях социального найма, признании договора найма служебного жилого помещения N15 от 03.08.2005 года, расположенного по адресу: "адрес", договором социального найма жилого помещения, признании несовершеннолетнего ФИО, "дата" года рождения, приобретшим право пользования данным жилым помещением с определением срока проживания с отцом Чорду Э.И. в течение двух лет с момента принятия судом решения отказать".
Заслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Администрация поселка Тура Эвенкийского района Красноярского края обратилась в суд с иском к Чорду Э.И. о выселении из служебного жилого помещения.
Требования мотивированы тем, что Чорду Э.И. как сотруднику милиции на период службы в Илимпийском РОВД УВД Эвенкийского автономного округа из муниципального жилищного фонда распоряжением Администрации поселка Тура от 14.05.2003 N247р было предоставлено в пользование служебное жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес". 03.08.2005 года на данную квартиру с ним заключен договор N15 найма служебного жилого помещения. "дата" Чорду Э.И. был уволен со службы в органах внутренних дел по выслуге лет. Факт увольнения его со службы из органов внутренних дел является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения. По условиям договора, Чорду Э.И. обязан был информировать наймодателя об изменении оснований и условий, дающих право пользования служебным жилым помещением, в течение 10 рабочих дней до наступления данных событий, обязан был освободить служебное жилое помещение и передать его Администрации п.Тура. Однако о факте увольнения его со службы Администрации п.Тура стало известно в марте 2016 после получения об этом информации из ОМВД России по Эвенкийскому району. После этого в адрес Чорду Э.И. Администрацией п.Тура было направлено несколько уведомлений об освобождении служебной квартиры и передаче его в жилищный фонд органа местного самоуправления, однако до настоящего времени ответчик жилое помещение не освободил, продолжает пользоваться муниципальным имуществом вопреки воле собственника, тем самым ограничивает право собственника на владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему имуществом.
В связи с этим, Администрация поселка Тура Эвенкийского района Красноярского края с учетом уточнения исковых требований просит выселить Чорду Э.И. из служебного жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес" без предоставления другого жилого помещения.
Чорду Э.И. обратился к Администрации поселка Тура со встречными исковыми требованиями о признании права пользования спорным жилым помещением на условиях социального найма, признании договора найма служебного жилого помещения N 15 от 03.08.2005 года договором социального найма жилого помещения; признании несовершеннолетнего ФИО, "дата" года рождения, приобретшим право пользования жилым помещением. В обоснование своих требований указал, что в 1996 году после поступления на службу в УВД ЭАО он был принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. 03.08.2005 ему было предоставлено жилое помещение по адресу: "адрес", заключен договор найма жилого помещения N15. В данном договоре отсутствует указание на то, что жилое помещение предоставляется ему на период трудовых отношений с ОМВД России по Эвенкийскому району. В свидетельстве о регистрации права собственности Администрации п. Тура на спорную квартиру сведения о статусе жилого помещения как служебного также отсутствуют, в связи с этим, по утверждению Чорду Э.И., администрация п. Тура не имела законных на то оснований к изданию распоряжения N 488-р от 03.08.2005 года и заключению с ним договора найма служебного жилого помещения N 15 от 03.08.2005 года, поскольку на указанную дату спорное жилое помещение не имело статуса служебного. На этом основании считает, что спорное жилое помещение предоставлено ему на условиях социального найма как нуждающемуся в жилом помещении. Учитывая, что он был поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в период действия Жилищного кодекса РСФСР, считает, что при разрешении спора подлежат применению нормы Жилищного кодекса РСФСР.
Судом постановленоприведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Чорду Э.И. просит решение суда отменить, как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права, неверным определением юридически значимых обстоятельств по делу, в связи с чем ответчик был лишен возможности излагать доводы по исковым требованиям истца, представлять соответствующие доказательства. Также ответчиком в ходе судебного разбирательства заявлено ходатайство о пропуске истцом срока исковой давности, который, по мнению ответчика, следует исчислять с декабря 2012 года с момента проведения сотрудниками администрации обоснованности занятия жильцами служебных помещений. Решение суда не отвечает принципу непосредственности, поскольку не были исследованы письменные доказательства - Положение об администрации п. Тура. Считает отказ суда в удовлетворении встречных исковых требований незаконным, положения материального закона в части малолетнего ребенка Чорду И.Э. не учтены, судом не дано правовой оценки заключению органа опеки и попечительства, указывает, что спорная квартира является постоянным и единственным местом жительства ребенка, в связи с чем, фактически приобрел право пользования жилым помещением по договору социального найма. Указывает на то, что судом не установлено, что полномочие главы п. Тура на момент подписания доверенности на имя Оленевой Е.С., Мажариной Н.Г. подтверждены выпиской из ЕГРЮЛ, отсутствуют доказательства о наделении ее полномочиями главы поселка, что исключает право на предъявление исковых требований вышеуказанными представителями. При рассмотрении дела в предыдущем судебном заседании судом был нарушен принцип непрерывности судебного разбирательства, поскольку во время перерыва судьей согласно сведениям официального сайта рассматривались другие гражданские дела.
Обсудив вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившихся участников процесса, уведомленных надлежащим образом о рассмотрении дела, проверив материалы дела и решение суда первой инстанции в пределах, установленных частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя администрации п. Тура - Мажарину Н.Г., выразившую согласие с постановленным решением, заключение прокурора Андреева А.И., полагавшего решение суда подлежащим изменению, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Конституционное право граждан на жилище относится к основным правам человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицами, занимающими его на законных основаниях.
В силу ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Исходя из данной конституционной нормы и ст.11 Жилищного кодекса РФ устанавливается приоритет судебной защиты нарушенных жилищных прав. Защита жилищных прав осуществляется, в том числе, путем прекращения или изменения жилищного правоотношения (ч.3 ст. 11 ЖК РФ).
Положениями п. 1 ч. 1 ст. 92 ЖК РФ определено, что служебные жилые помещения относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (специализированным жилым помещениям).
Согласно ч. 2 указанной статьи включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляется на основании решений органа, осуществляющего управление государственным и муниципальным жилым фондом.
Специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений (ч.1 ст.99 ЖК РФ).
Специализированные жилые помещения предоставляются по установленным настоящим Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте (ч.2 ст.99 ЖК РФ).
Служебные жилые помещения согласно ст. 93 ЖК РФ предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
В соответствии с ч. 3 ст. 104 ЖК РФ служебные жилые помещения предоставляются по договору найма служебного жилого помещения на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации либо на выборной должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации либо на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
Как установлено ч. 1 ст. 102 ЖК РФ договор найма специализированного жилого помещения прекращается в связи с утратой (разрушением) такого жилого помещения или по иным предусмотренным Жилищным кодексом основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 ЖК РФ в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 102 ЖК РФ и ч. 2 ст. 103 ЖК РФ.
В соответствии со ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям, нуждающимися в жилых помещениях. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, согласно ст. 51 Жилищного кодекса РФ признаются граждане: 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; 4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Порядок принятия на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде установлен ст. 52 ЖК РФ.
В соответствии с ч. 3, 4 и 5 ст. 52 ЖК РФ принятие граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства.
С заявлением о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных в соответствии с ч. 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет.
В соответствии со ст. 57 (ч. 1, 3, 8) ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет.
Согласно ст. 63 ЖК РФ договор социального найма жилого помещения заключается на основании решение органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования.
Аналогичные основания и порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма установлены Законом Красноярского края от 23 мая 2006 года N18-4751 "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на территории края".
Как установлено судом и следует из материалов дела, Администрации п. Тура Эвенкийского муниципального района Красноярского края на праве собственности принадлежит жилое помещение, состоящее из двух комнат общей площадью 49,1 кв.м, жилой площадью 30,8 кв.м, расположенное по адресу: "адрес".
Распоряжением Администрации местного самоуправления п. Тура от 21 февраля 2003 года N86-р данное жилое помещение было передано в безвозмездное пользование Управлению внутренних дел Эвенкийского автономного округа во исполнение Положения о передаче жилой площади юридическим лицам в безвозмездное пользование, утвержденного постановлением Администрации МСУ п. Тура от 10 июня 2002 года N69-п, с присвоением жилому помещению статуса служебного для предоставления его сотрудникам УВД по договорам найма служебного жилого помещения.
Из протокола заседания жилищной комиссии УВД Эвенкийского автономного округа от 06 мая 2005 года следует, что указанное жилое помещение предоставлено в порядке очередности "данные изъяты" дежурной части УВД Эвенкийского автономного округа Чорду Э.И.
Распоряжением главы МСУ пгт. Тура Суворова П.И. от 03 августа 2005 года N486-р Управлению муниципальным имуществом администрации пгт.Тура поручено подготовить документы для оформления с Чорду Э.И. договора служебного найма на указанное жилое помещение, директору муниципального учреждения "Дирекция эксплуатации зданий" МСУ пгт.Тура поручено заключить с Чорду Э.И. договор найма указанного служебного жилого помещения.
03 августа 2005 года на основании вышеуказанного распоряжения органом местного самоуправления с Чорду Э.И. заключен договор N15 найма служебного жилого помещения, расположенное по адресу: "адрес" и согласно акту приемки-передачи от 03 августа 2005 года фактически предоставлено в пользование Чорду Э.И.
Из пункта 2.1.1., 4.2, 4.3 договора усматривается, что нанимателю Чорду Э.И. предоставляется служебное жилое помещение на период его трудовых отношений нанимателя с организацией, за которым закреплено служебное жилое помещение. Прекращение трудовых отношений с указанным в п.4.2 договора работодателем является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
Как следует из письма временно исполняющего обязанности начальника ОМВД России по Эвенкийскому району Тесленко А.Н. от 24.8.2016 года N1/145 и записей трудовой книжки Чорду Э.И., последний в период с "дата" года по "дата" года состоял на службе в УВД Эвенкийского автономного округа, переименованного с 2009 в ОВД по Эвенкийскому району ГУВД по Красноярскому краю, с 2011 года в ОМВД по Эвенкийскому району Красноярского края, и "дата" года согласно приказу от 02 сентября 2010 года N138 л/с уволен на основании п. "в" ч.7 ст.19 Закона Российской Федерации "О милиции" (по выслуге срока службы, дающего право на пенсию).
Согласно справке Администрации п. Тура от 19 сентября 2016 года N2072, Чорду Э.И., "дата" года рождения, на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма на территории п. Тура не состоял и не состоит, ранее с заявлением о постановке на его учет в администрацию п. Тура не обращался.
Судом установлено, что решение о предоставлении Чорду Э.И. спорной квартиры на условиях социального найма органом местного самоуправления не принималось, доказательств обратного ответчиком не представлено.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, дав оценку представленным сторонами доказательствам, доводам и возражениям сторон, применив нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения встречных исковых требований Чорду Э.И. о признании права пользования спорным жилым помещением на условиях социального найма, признании договора найма служебного жилого помещения договором социального найма жилого помещения, признании несовершеннолетнего Чорду И.Э. приобретшим право пользования жилым помещением на условиях социального найма.
При этом суд первой инстанции исходил из того, что факт предоставления Чорду И.Э. спорной квартиры в качестве служебного жилья как сотруднику милиции, а не как социально необеспеченному гражданину нашел свое подтверждение в материалах дела.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на исследовании доказательств, их оценке в соответствии с правилами, установленными в ст. 67,71 ГПК РФ, и правильном применении норм материального права, регулирующих спорное правоотношение.
Удовлетворяя первоначальные исковые требования Администрации поселка Тура Эвенкийского района Красноярского края о выселении Чорду Э.И., суд первой инстанции исходил из того, спорное жилое помещение является служебным, было предоставлено Чорду Э.И. и членам его семьи для временного проживания на период прохождения им службы в органах внутренних дел, в связи с увольнением Чорду Э.И. из полиции право пользования жилым помещением ответчика на спорное жилое помещение прекратилось, договор найма подлежит расторжению, а ответчик Чорду Э.И. - выселению из спорной квартиры без предоставления другого жилого помещения.
Вместе с тем, судебная коллегия находит, что указанные выводы суда первой инстанции сделаны с существенным нарушением норм материального права.
Согласно п. 27 Типового положения о находящемся в государственной собственности служебном жилищном фонде, переданном в оперативное управление органам внутренних дел, органам Федеральной службы безопасности, органам по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенным органам Российской Федерации и внутренним войскам Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 17.12.2002 N 897 (в ред. от 01.10.2004 с изм. от 16.03.2013) сотрудник, проживающий в служебном жилом помещении и прекративший службу, подлежит выселению из служебного жилого помещения со всеми проживающими с ним лицами без предоставления другого жилого помещения в сроки, установленные в договоре найма.
Вместе с тем, п. 28 Типового положения установлено, что без предоставления другого жилого помещения в случае, указанном в пункте 27 настоящего типового положения, не могут быть выселены, в том числе, сотрудники, имеющие выслугу в правоохранительных органах не менее 10 лет.
Часть 1 ст. 30 Закона РФ от 18.04.1991 N1026-1 "О милиции" (в редакции действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений по предоставлению ответчику служебного жилого помещения), предусматривала, что сотрудникам милиции, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома по установленным законодательством нормам предоставляется соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями в первоочередном порядке, а участковым уполномоченным милиции - не позднее шести месяцев с момента вступления в должность.
Положения статьи 30 Закона "О милиции" в ее конституционно-правовом смысле в действовавшей системе правового регулирования означали установление взаимных обязанностей органов местного самоуправления - предоставить сотрудникам милиции жилую площадь, а федеральных органов государственной власти - компенсировать из федерального бюджета дополнительные расходы, возникшие при осуществлении указанной обязанности органов местного самоуправления.
С 01 марта 2011 года Закон Российской Федерации от 18.04.1991 N1026-1 "О милиции" утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 07.02.2011 N3-ФЗ "О полиции".
На основании ч. 1 ст. 44 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции", обеспечение сотрудника полиции жилым помещением осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета посредством предоставления ему служебного жилого помещения или жилого помещения в собственность, либо единовременной социальной выплаты на его приобретение в порядке и на условиях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Федеральный законодатель, определяя специальный правовой статус сотрудников органов внутренних дел, вправе устанавливать для них специальные социальные гарантии, которые могут предоставляться как в период прохождения службы, так и после увольнения из органов внутренних дел.
Следовательно, вопросы обеспечения жильем сотрудников милиции, как граждан, проживающих на территории соответствующего муниципального образования, имеют и общегосударственное, и местное значение, а потому должны решаться совместно государственными органами и органами местного самоуправления, которым фактически переданы государственные полномочия по предоставлению жилых помещений по договорам социального найма сотрудникам милиции.
Как следует из материалов дела, Чорду Э.И. проходил службу в ОВД по Эвенкийскому району с "дата" года и уволен из органов внутренних дел по п.В ч.7 ст.19 (по выслуге срока службы дающего право на пенсию) Закона РФ "О милиции" с "дата" года. Стаж работы в органах внутренних дел в льготном исчислении составил 23 года 10 месяцев 25 дней.
Таким образом, на момент увольнения Чорду Э.И. имел выслугу лет не менее 10 лет.
Также из материалов дела усматривается, что на момент предоставления спорного жилого помещения, Чорду Э.И. состоял в очереди на получения жилья, что подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами, а именно заявлением Чорду Э.И. на имя начальника УВД от 01.07.1997 года о постановке его в очередь по получение жилья; протоколом заседания жилищно-бытовой комиссии УВД Эвенкийского АО от 06.05.2005 года, из которого следует, что Чорду Э.И. распределено спорное служебное жилое помещение в порядке очередности.
Поскольку заявитель проходил службу в органах внутренних дел, имел стаж работы в органах внутренних дел свыше 10 лет, состоял в списках, нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту работы, то с учетом статьи 30 Закона Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. N 1026-1 "О милиции" имел право на получение отдельной квартиры на условиях договора социального найма, а Администрация п.Тура Эвенкийского района обязана была обеспечить его жилым помещением на таких условиях с последующей компенсацией понесенных расходов.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия не может признать правильными выводы суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения исковых требований о выселении Чорду Э.И. из служебного жилого помещения без предоставления иного жилого помещения на основании ст.103 ЖК РФ.
Судебная коллегия находит, что допущенные судом первой инстанции нарушения норм материального права являются существенными, они повлияли на исход дела и без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов ответчика, в связи с чем, оспариваемое решение подлежит отмене в данной части с вынесением нового решения, которым в удовлетворении требований Администрации поселка Тура Эвенкийского района Красноярского края к Чорду Э.И. о выселении без предоставления другого жилого помещения отказать.
Поскольку возникшие между сторонами правоотношения, регулируемые нормами жилищного законодательства, носят длящийся характер, а договор найма служебного жилого помещения, на основании которого Чорду Э.И. продолжает занимать жилое помещение, не прекратил своего действия, то вопреки доводам апелляционной жалобы, оснований для исчисления срока исковой давности с даты увольнения Чорду Э.И., а равно и применения исковой давности в рассматриваемом споре не имеется.
Ссылка в апелляционной жалобы на нарушение принципа непрерывности судебного заседания отклоняется судебной коллегией.
Судебное заседание по каждому делу происходит непрерывно, за исключением времени, назначенного для отдыха. До окончания рассмотрения начатого дела или до отложения его разбирательства суд не вправе рассматривать другие гражданские, уголовные и административные дела (ч. 3 ст. 157 ГПК РФ).
Согласно ст. 199 ГПК РФ решение суда принимается немедленно после разбирательства дела. Таким образом, суть принципа непрерывности судебного разбирательства заключается в недопустимости в перерывах судебного заседания рассматривать другие гражданские, уголовные или административные дела.
В обоснование доводов о нарушении принципа непрерывности судебного заседания Чорду Э.И. ссылался на рассмотрение других дел после объявления перерыва по настоящему делу в судебном заседании 07 ноября 2015 года и до возобновления производства по делу.
Вместе с тем, в указанном судебном заседании настоящее гражданское дело рассмотрено не было, рассмотрение дела было отложено на 12 декабря 2016 года.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что требования процессуального закона судом первой инстанции при принятии оспариваемого решения были соблюдены.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 327 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Илимпийского районного суда Красноярского края от 12 декабря 2016 года в части удовлетворения требований Администрации поселка Тура Эвенкийского района Красноярского края к Чорду Э.И. о выселении из служебного жилого помещения - отменить.
Принять в этой части новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований Администрации поселка Тура Эвенкийского района Красноярского края к Чорду Э.И. о выселении из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения.
В остальной части решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу Чорду Э.И, - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.