Красноярский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Андриишина Д.В.,
при секретаре судебного заседания Гурулевой Е.М.,
с участием представителя административного истца ООО ПФ "Мясопотам" Батищевой О.А., представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю Кац Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3А-166/2017 по административному иску Общества с ограниченной ответственностью ПФ "Мясототам" об оспаривании решения Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью ПФ "Мясопотам" (далее - ООО ПФ "Мясопотам") обратилось с административным исковым заявлением об оспаривании решения Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - Комиссия) при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю (далее - Управление Росреестра по Красноярскому краю).
Требования мотивированы тем, что 30 декабря 2016 года административный истец обратился в Комиссию с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N:146, расположенного по адресу: Красноярский край, г. Красноярск, "адрес", однако, уведомлением Комиссии от 30 декабря 2016 года N 1330 заявление не было принято к рассмотрению и возвращено по причине того, что к заявлению не была приложена нотариально заверенная копия договора купли-продажи нежилых зданий от 30 июня 2016 года N 0028ДК. Считает отказ в принятии заявления незаконным, поскольку к заявлению о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости были приложены оригинал договора купли-продажи нежилых зданий от 30 июня 2016 года N 0028ДК, а также нотариально заверенные выписки из ЕГРП, подтверждающие право собственности на нежилые здания. Кроме того, отказ в принятии заявления нарушает права истца на расчет арендной платы в период с 30 июня 2016 года по 31 декабря 2016 года, поскольку установленная кадастровая стоимость применяется с 01 января календарного года, в котором подано о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости.
Просит признать незаконным уведомление Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Красноярскому краю от 30 декабря 2016 года N 1330 о возвращении заявления о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N:146, расположенного по адресу: Красноярский край, г. Красноярск, "адрес", поступившего в Комиссию 30 декабря 2016 года. Возложить обязанность принять к рассмотрению заявление о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка.
Представитель административного истца ООО ПФ "Мясопотам" Батищева О.А., действующий на основании доверенности, настаивала на удовлетворении административного иска по изложенным в нем основаниям и доводам.
Представитель Управления Росреестра по Красноярскому краю Кац Е.А., действующая на основании доверенности, просила в удовлетворении административного иска отказать, поддержав доводы, изложенные в письменных возражениях, в которых указано, что ООО ПФ "Мясопотам" является арендатором земельного участка с кадастровым номером N:146, в связи с чем, должно было представить нотариально заверенные копии договора аренды земельного участка и дополнительного соглашения к нему. Уведомление Комиссии от 30 декабря 2016 года N 1330 о возвращении заявления обжалованию не подлежит, поскольку не является решением, которым заявление о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка разрешено по существу, и не препятствует повторному обращению в Комиссию. Требование о возложении обязанности принять к рассмотрению заявление о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости не означает удовлетворения заявления ООО ПФ "Мясопотам", поскольку Комиссия принимает решения коллегиально путем открытого голосования.
Дополнительно представитель Управления Росреестра по Красноярскому краю пояснила, что основанием для возвращения заявления явилось как отсутствие нотариально заверенной копии договора аренды земельного участка, так и отсутствие нотариально заверенной копии договора купли-продажи недвижимости.
Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю, надлежаще извещенная о времени и месте рассмотрения дела, своего представителя в судебное заседание не направила, о причинах неявки не сообщила, ходатайств не представила.
Суд посчитал возможным в соответствии с частью 2 статьи 150, частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю, своевременно и надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, против чего представитель ООО ПФ "Мясопотам" Батищева О.А., представитель Управления Росреестра по Красноярскому краю Кац Е.А. не возражали.
Оценив доводы участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд полагает административный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 5 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) административное исковое заявление об оспаривании решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости рассматривается по правилам главы 22 данного Кодекса.
В силу статьи 218 КАС РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы (часть 1).
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (часть 1).
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (часть 4).
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является: недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости; установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (часть 11).
К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости прилагаются:
выписка из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости, содержащая сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости;
нотариально заверенная копия правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается лицом, обладающим правом на объект недвижимости;
документы, подтверждающие недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании недостоверности указанных сведений;
отчет, составленный на бумажном носителе и в форме электронного документа, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости;
Заявление о пересмотре кадастровой стоимости без приложения указанных документов к рассмотрению не принимается.
К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости также могут прилагаться иные документы.
Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Красноярскому краю создана на основании Приказа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 21 ноября 2011 года N П/453/11 "О создании комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Красноярскому краю".
Деятельность Комиссии регламентирована Порядком создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - Порядок), утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 04 мая 2012 года N 263 "Об утверждении Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости и признании утратившим силу приказа Минэкономразвития России от 22 февраля 2011 г. N 69 "Об утверждении Типовых требований к порядку создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости".
В соответствии с пунктом 13 Порядка, Комиссия рассматривает споры о результатах определения кадастровой стоимости различных категорий земель и иных объектов недвижимости на территории субъекта Российской Федерации, в котором она создана, и (или) территории муниципального образования, находящегося на территории этого субъекта Российской Федерации, на основании поступившего в комиссию заявления о пересмотре кадастровой стоимости, содержащего сведения о правообладателе объекта недвижимости, в отношении которого подается заявление о пересмотре кадастровой стоимости (фамилия, имя, отчество и адрес места жительства (в случае, если правообладателем объекта недвижимости является физическое лицо), наименование юридического лица, почтовый адрес и место нахождения (в случае, если правообладателем объекта недвижимости является юридическое лицо), с приложением следующих документов:
кадастровый паспорт объекта недвижимости;
нотариально заверенная копия правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается лицом, обладающим правом на объект недвижимости;
документы, подтверждающие недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается по основанию ошибочности указанных сведений;
отчет об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается по основанию установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости;
положительное экспертное заключение саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, составивший отчет, о соответствии отчета об оценке рыночной стоимости объекта оценки требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, требованиям стандартов и правил оценочной деятельности такой саморегулируемой организации оценщиков в случаях, установленных данным Порядком.
К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости по инициативе заявителя также могут прилагаться иные документы.
Судом установлено, что ООО ПФ "Мясопотам" на основании договора купли-продажи нежилых зданий от 30 июня 2016 года является собственником нежилых зданий, расположенных по адресу: г. Красноярск, "адрес", что подтверждается выписками из ЕГРП.
Вышеуказанные нежилые здания расположены на земельном участке с кадастровым номером N:146, находящемся в государственной собственности.
30 декабря 2016 года (вх. N 43486) ООО ПФ "Мясопотам" обратилось Комиссию с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N:146.
Уведомлением Комиссии от 30 декабря 2016 года N 1330 вышеуказанное заявление было возвращено ООО ПФ "Мясопотам" в связи тем, что к заявлению не прилагалась нотариально заверенная копия правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на земельный участок, а приложенный договор купли-продажи нежилых зданий от 30 июня 2016 года N 0028ДК не был нотариально заверен.
Из материалов дела следует, что вместе с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка в Комиссию были представлены оригинал договора купли-продажи нежилых зданий от 30 июня 2016 года N 0028ДК и выписки из ЕГРП о зарегистрированных правах в отношении нежилых зданий.
В соответствии со ст. 552 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору продажи здания, сооружения или другой недвижимости покупателю одновременно с передачей права собственности на такую недвижимость передаются права на земельный участок, занятый такой недвижимостью и необходимый для ее использования (пункт 1).
Продажа недвижимости, находящейся на земельном участке, не принадлежащем продавцу на праве собственности, допускается без согласия собственника этого участка, если это не противоречит условиям пользования таким участком, установленным законом или договором.
При продаже такой недвижимости покупатель приобретает право пользования соответствующим земельным участком на тех же условиях, что и продавец недвижимости (пункт 3).
По общему правилу, установленному в пункте 1 статьи 30.20 Земельного кодекса Российской Федерации, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Согласно разъяснениям, содержащимся в абзаце 8 пункта 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" лицо, имеющее исключительное право выкупа или аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе оспорить его кадастровую стоимость, если выкупная цена или арендная плата такого участка исчисляется исходя из его кадастровой стоимости (статья 39.20 ЗК РФ, пункты 1 и 2 статьи 2, пункты 2, 2.2 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации").
В соответствии с положениями части 1 статьи 2 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", части 1 статьи 11 Закона Красноярского края от 04 декабря 2008 года N 7-2542 "О регулировании земельных отношений в Красноярском крае" при продаже земельных участков, находящихся в государственной собственности, или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, их цена определяется исходя из кадастровой стоимости.
Таким образом, ООО ПФ "Мясопотам", как собственник нежилых зданий, расположенных на земельном участке с кадастровым номером N:146, вправе обращаться с заявлением о пересмотре его кадастровой стоимости, независимо от того заключен ли с этой организацией договор аренды указанного земельного участка, а, следовательно, при обращении ООО ПФ "Мясопотам" с вышеуказанным заявлением в Комиссию, предоставление нотариально удостоверенного договора аренды земельного участка не является обязательным.
Как пояснил в судебном заседании представитель ООО ПФ "Мясопотам" и эти пояснения какими-либо доказательствами не опровергаются, на момент обращения в Комиссию у ООО ПФ "Мясопотам" не имелось в наличии зарегистрированного договора аренды земельного участка.
По смыслу положений статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и пункта 13 Порядка, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 04 мая 2012 года N 263, требование о необходимости приложения к заявлению о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости нотариально заверенной копии правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа, относится к объектам недвижимости, в отношении которых ставится вопрос о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости. При этом нормативно не закреплена необходимость предоставления нотариально заверенной копии правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа в отношении зданий, строений, сооружений, в тех случаях, когда с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка обращается собственник этих зданий, строений, сооружений, расположенных на данном земельном участке.
В этой связи отсутствие нотариально заверенного договора купли-продажи недвижимости от 30 июня 2016 года не могло являться основанием для возвращения заявления ООО ПФ "Мясопотам" о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка, учитывая, что вместе с названным заявлением в Комиссию были представлены оригинал договора купли-продажи нежилых зданий от 30 июня 2016 года и выписки из ЕГРП о зарегистрированных правах в отношении нежилых зданий.
При изложенных обстоятельствах решение Комиссии, выраженное в уведомлении от 30 декабря 2016 года N 1330, о возвращении заявления ООО ПФ "Мясопотам" о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N:146 нельзя признать законным, в связи с чем, суд полагает необходимым в соответствии со статьей 227 КАС РФ возложить на Комиссию обязанность принять к рассмотрению заявление ООО ПФ "Мясопотам" от 30 декабря 2016 года о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N:146.
Доводы представителя Управления Росреестра по Красноярскому краю о том, что уведомлении Комиссии от 30 декабря 2016 года N 1330 не является решением, подлежащим оспариванию, не могут быть приняты во внимание, поскольку названное уведомление представляет собой властное решение органа, наделенного публичными полномочиями, создающее препятствия ООО ПФ "Мясопотам" в реализации права на рассмотрение в Комиссии вопроса о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175 - 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Административный иск Общества с ограниченной ответственностью ПФ "Мясототам" - удовлетворить.
Признать не соответствующим Федеральному закону от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" решение (уведомление от 30 декабря 2016 года N 1330) Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю о возвращении заявления Общества с ограниченной ответственностью ПФ "Мясопотам" от 30 декабря 2016 года о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N:146.
Возложить обязанность на Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю принять к рассмотрению заявление Общества с ограниченной ответственностью ПФ "Мясопотам" от 30 декабря 2016 года о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N:146.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Красноярского краевого суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путём подачи апелляционной жалобы через Красноярский краевой суд.
Судья Красноярского краевого суда Д.В. Андриишин
Решение в окончательной форме принято 18 апреля 2017 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.