Судебная коллегия по гражданским делам Суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего Гниденко С.П.
судей коллегии Акбашевой Л.Ю., Рощупкиной И.А.
при секретаре судебного заседания Жмур А.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца Олейник А.Н. на решение Ноябрьского городского суда от 10 марта 2017 года, которым постановлено:
Олейник А.Н. в удовлетворении предъявленных к Администрации города Ноябрьск и Департаменту имущественных отношений Администрации города Ноябрьск исковых требований о признании незаконными распоряжений от 6 сентября 2016 года N З-2582 и N З-2589, постановления от 30 августа 2016 года N П-673 в части изменения вида разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами N и N, отказа в предоставлении земельных участков в собственность и действий, направленных на снятие земельных участков с кадастрового учета, возложении обязанности подготовить и направить договоры купли-продажи земельных участков и восстановлении сведений о земельных участках отказать.
Заслушав доклад судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа Акбашевой Л.Ю., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
А.Н. Олейник обратилась с иском к Администрации г.Ноябрьск, НГДИ Администрации г.Ноябрьск (после переименования с января 2017 года - Департамент имущественных отношений) о признании незаконными распоряжений Администрации г.Ноябрьск от 6.09.2016 N З-2582 "Об отмене распоряжения Администрации г.Ноябрьск от 19.07.2016 N З-1868 "О предварительном согласовании предоставления земельного участка" и от 6.09.2016 N З-2589 "Об отмене распоряжения Администрации г.Ноябрьск от 20.07.2016 N З-1881 "О предварительном согласовании предоставления земельного участка"; отказов НГДИ Администрации г.Ноябрьск от 11.10.2016 N и N в предоставлении земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства в собственность, постановления Администрации г.Ноябрьск от 30.08.2016 N П-673 "Об установлении соответствия между разрешенным использованием земельных участков и видом разрешенного использования земельных участков, установленных классификатором видов разрешенного использования земельных участков" в части изменения вида разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами N и N; возложении на ДИО Администрации г.Ноябрьск обязанности подготовить и направить договоры купли-продажи земельных участков с кадастровыми номерами N и N площадью 2 355 кв.м. и 2 205 кв.м. соответственно, расположенными по адресу: "адрес". В обоснование требований иска указала, что распоряжениями Администрации г.Ноябрьск N З-1868 от 19.07.2016 и N З-1881 от 20.07.2016 предварительно согласовано предоставление ей в собственность спорных земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства, утверждены схемы их расположения. 10 и 15 августа 2016 года земельные участки поставлены на государственный кадастровый учет с присвоением кадастровых номеров N и N. 11 и 15 августа 2016 года она обратилась с заявлениями о предоставлении земельных участков в собственность. Однако из ответов N и N от 11 октября 2016 года ей стало известно о том, что распоряжения Администрации г.Ноябрьск N З-1868 от 19.07.2016 и N З-1881 от 20.07.2016 о предварительном предоставлении земельных участков отменены, в предоставлении земельных участков отказано по причине необходимости проведения торгов. Кроме того, постановлением Администрации г.Ноябрьск N П-673 от 30.08.2016 незаконно, по ее мнению, изменен вид разрешенного использования земельных участков на индивидуальное жилищное строительство.
Определением судьи от 28 февраля 2017 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (л.д.88-90).
В ходе рассмотрения дела истец А.Н.Олейник дополнила исковые требования, просила также признать действия ДИО Администрации г.Ноябрьск по снятию земельных участков с кадастрового учета незаконными, восстановить сведения кадастрового учета (л.д.98-101).
Ответчиком ДИО Администрации г.Ноябрьск представлены возражения на иск, доводы которых сводятся к несогласию с его требованиями (л.д.116-124). Указано, что основанием для отмены ранее изданных распоряжений о предварительном согласовании предоставления земельных участков явились превышения их предельной площади, а также нарушение административного регламента, согласно которому при поступлении заявлений иных заявителей о намерении участвовать в аукционе по продаже земельного участка в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно было быть отказано. Изменение вида разрешенного использования спорного земельного участка произведено в соответствии с нормами законодательства с целью устранения нарушений несоответствия вида разрешенного использования земельного участка классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утвержденному Приказом Минэкономразвития РФ N 540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков".
В судебном заседании суда первой инстанции представитель истца Д.М. Линник, действующий на основании доверенности, поддержал требования и доводы иска.
Представитель ответчика Администрации МО г.Ноябрьск В.С. Захарова, действующая на основании доверенности, требования иска не признала.
Представитель ответчика ДИО Администрации г.Салехард А.А. Гайдар, действующий на основании доверенности, требования иска не признала, поддержав доводы возражений на него.
Дело рассмотрено в отсутствие истца, представителя третьего лица ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии".
Судом постановленорешение, резолютивная часть которого указана выше, с которым не согласна истец А.Н.Олейник.
В апелляционной жалобе в редакции с дополнениями к ней А.Н. Олейник просит об отмене решения суда в связи с допущенными нарушениями норм материального права и постановлении нового об удовлетворении требований иска. Указала, что судом первой инстанции не дана оценка решению Городской Думы МО г. Ноябрьск от 1.11.2013 N 619-Д "Об утверждении предельных (минимальных и максимальных) размеров земельных участков в МО г.Ноябрьск" на предмет соответствия нормативным правовым актам. Судом не принято во внимание, что указанное решение противоречит действующему законодательству, поскольку оно принято в соответствии со ст. 33 ЗК РФ, утратившей силу на основании Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты РФ". Полагала, что размеры спорных земельных участков соответствуют требованиям действующего законодательства. Учитывая, что процедура предварительного согласования предоставления спорного земельного участка соблюдена в полном объеме, спорный земельный участок подлежал передаче в ее собственность без проведения торгов. В остальном доводы жалобы дублируют доводы искового заявления.
Заявлено ходатайство о приобщении к материалам дела нового доказательства - Заключения правовой экспертизы Департамента внутренней политики ЯНАО от 12 апреля 2017 года на решение Городской Думы г. Ноябрьск от 1 ноября 2013 года N 619-Д "Об утверждении предельных (минимальных и максимальных) размеров земельных участков в МО г.Ноябрьск".
Судебная коллегия полагает данное ходатайство не подлежащим удовлетворению, поскольку указанная проверка была инициирована истцом, а доказательств того, что заключение могло быть получено в период нахождения дела в производстве суда первой инстанции, не представлено.
В возражениях на апелляционную жалобу НГДИ и Администрация МО г.Ноябрьск находят решение суда законным и обоснованным.
Участие представителей сторон в судебном заседании суда апелляционной инстанции обеспечено посредством видеоконференцсвязи с Ноябрьским городским судом.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца Д.М. Линник, действующий на основании доверенности, поддержал требования и доводы апелляционной жалобы.
Представитель ответчика Администрации МО г.Ноябрьск Е.Г.Каплюк, действующая на основании доверенности, возражала против их удовлетворения.
Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, дополнений к ней, судебная коллегия приходит к следующему.
Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, дополнений к ней, возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что 4 мая 2016 года истец А.Н. Олейник обратилась в Администрацию г.Ноябрьск с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельных участков в собственность для ведения личного подсобного хозяйства.
Распоряжениями Администрации г.Ноябрьск от 19 июля 2016 года N З-1868 и 20 июля 2016 года N З-1881 "О предварительном согласовании предоставления земельного участка" Олейник А.Н. предварительно согласовано предоставление в собственность земельных участков площадью 2 205 кв.м. и 2 355 кв.м. категории земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - приусадебный участок личного подсобного хозяйства, адресные ориентиры: "адрес"; утверждены схемы расположения земельных участков.
10 и 15 августа 2016 года спорные земельные участки поставлены на кадастровый учет, им присвоены кадастровые номера N и N с указанием категории земель - земли населенных пунктов; вида разрешенного использования - приусадебный участок личного подсобного хозяйства (л.д.31,32).
11, 15 августа 2016 года истец обратилась с заявлениями о предоставлении спорных земельных участков в собственность без проведения торгов. В последующем данные заявления просила оставить без рассмотрения.
12 сентября 2016 года А.Н. Олейник повторно обратилась с заявлениями о предоставлении земельных участков с кадастровыми номерами N и N в собственность без проведения торгов.
Согласно письмам НГДИ Администрации г.Ноябрьск от 11.10.2016 N и N в удовлетворении заявлений отказано в связи с отсутствием оснований для приобретения земельных участков без проведения торгов. Указано, что ранее изданные распоряжения о предварительном согласовании предоставления земельных участков отменены.
Отказывая в удовлетворении требований иска, суд первой инстанции исходил из того, что предварительное согласование предоставления земельных участков произведено с нарушением законодательства, поскольку не было инициировано проведение аукциона по продаже земельного участка площадью 2205 кв.м.; предварительно согласованные земельные участки превышают установленные законом допустимые размеры, как следствие, оснований для предварительного согласования предоставления земельных участков не имелось.
Указанный вывод верным в силу следующего.
В соответствии с п.1 ст. 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий:
1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса.
Подп.2 п.7 ст. 39.18 ЗК РФ предусмотрено, что в случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка лицу, обратившемуся с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка. В этом случае уполномоченный орган обеспечивает образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ и принимает решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Анализируя поступившее 16 июня 2016 года на электронную почту Администрации г.Ноябрьск заявление Листикова И.С., зарегистрированное за N, на участие в аукционе по продаже земельного участка площадью 2 205 кв.м., суд первой инстанции обоснованно руководствовался положениями п.2.13.2 Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Предварительное согласование предоставления земельного участка, находящегося в собственности муниципального образования город Ноябрьск, или земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, расположенного в границах муниципального образования город Ноябрьск", утвержденного постановлением администрации г.Ноябрьск от 30.11.2015 N, которым допускается возможность поступление заявления в электронной форме либо по почте.
Учитывая, что заявление подателю не возвращалось, и, как следствие, имелся иной кандидат, выразивший намерение принять участие в аукционе по продаже земельного участка, предварительное согласование предоставления спорного земельного участка площадью 2 205 кв.м. без проведения торгов являлось нарушением земельного законодательства.
Кроме того, в силу положений пп.1 п.8 ст. 39.15, пп.3 п.16 ст.11.10, п.2 ст.11.9 ЗК РФ основанием для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка является, в том числе, разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам, в том числе, относительно предельных размеров земельного участка.
В соответствии с земельным законодательством в отношении образуемых земельных участков в зависимости от их целевого назначения и разрешенного использования устанавливаются их предельные минимальные и максимальные размеры.
Пунктом 1 ст.11.9 этого же Кодекса предусмотрено, что предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.
Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяются в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами (п.2 ст.11.9 ЗК РФ).
Правила землепользования и застройки утверждаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (п.8 ст.1, подп.3 п.1 ст.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Решением Городской Думы МО город Ноябрьск от 25.11.2009 N 97-Д утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования город Ноябрьск, которыми максимальные и минимальные границы земельных участков не урегулированы.
Как следствие, поскольку предельные размеры земельных участков Правилами не урегулированы, следует исходить из общих положений Земельного кодекса РФ и иных федеральных законов.
Отношения, возникающие в связи с ведением гражданами личного подсобного хозяйства, регулируются Федеральным законом от 7.07.2003 N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве".
Пунктом 5 ст.4 Федерального закона от 7.07.2003 N 112-ФЗ установлено, что максимальный размер общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, составляет 0,5 га.
Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения личного подсобного хозяйства, устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Предоставление таких земель осуществляется в порядке, установленном земельным законодательством (п.4 ст.4 указанного Федерального закона).
Решением Городской Думы МО город Ноябрьск от 01.11.2013 N 619-Д утверждены предельные (минимальные и максимальные) размеры земельных участков в муниципальном образовании город Ноябрьск.
Так, максимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из земель, находящихся в собственности муниципального образования город Ноябрьск, а также земельных участков, находящихся в государственной собственности, расположенных в границах муниципального образования город Ноябрьск для ведения личного подсобного хозяйства, составляет 0,15 га. Максимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность бесплатно из земель, находящихся в собственности муниципального образования город Ноябрьск для личного подсобного хозяйства, - 0,04 га.
Учитывая, что размер образованных и предварительно согласованных земельных участков составляет 2 205 кв.м. и 2 355 кв.м., суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о превышении максимального размера земельного участка.
Доводы апелляционной жалобы об обратном основаны на ошибочном толковании норм федерального и регионального законодательства, регламентирующих порядок предоставления земельных участков, в том числе, ст. 6.1 Закона ЯНАО от 19.06.2009 N 39-ЗАО "О регулировании отдельных земельных отношений в Ямало-Ненецком автономном округе", предусматривающей максимальный размер общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, равный 0,6 га.
Положения регионального законодательства предусматривают возможность наличия в собственности гражданина нескольких земельных участков, общая площадь которых не превышает 0,6 га. Вместе с тем каждый предоставляемый земельный участок не может превышать предельный допустимый максимальный размер - 0,15 га.
В соответствии со статьями 2, 7, 48 Федерального закона от 6.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" орган местного самоуправления не лишен права на отмену или приостановления действия ранее изданных муниципальных правовых актов, при этом такие решения не могут носить произвольный характер, должны быть законными и обоснованными.
Согласно позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в определении от 26.05.2011 N739-О-О, положение части 1 статьи 48 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", регулирующее порядок отмены муниципальных правовых актов и приостановления их действия, основывающееся на необходимости контроля за соблюдением действующего законодательства, направлено на регламентацию деятельности и реализацию гарантий самостоятельности органов местного самоуправления, закрепленной в статье 12 Конституции Российской Федерации, и само по себе не может рассматриваться как нарушающее конституционные права заявителя.
При наличии таких обстоятельств, учитывая, что предоставление земельных участков изначально гне подлежало предварительному согласованию, действия Администрации города Ноябрьск по отмене незаконного распоряжения о предварительном согласовании предоставления земельных участков являются правомерными.
Доводы апелляционной жалобы о невозможности применения к спорным правоотношениям решения Городской Думы N 619-Д от 1.11.2013 "Об утверждении предельных (минимальных и максимальных) размеров земельных участков в муниципальном образовании город Ноябрьск" были предметом исследования судом первой инстанции, и им дана надлежащая оценка.
Согласно абзацу 3 п.2 ст.7 ЗК РФ виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
В соответствии с п.12 ст.34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" до 1 января 2020 года орган местного самоуправления поселения, орган местного самоуправления городского округа обязаны внести изменения в правила землепользования и застройки в части приведения установленных градостроительным регламентом видов разрешенного использования земельных участков в соответствие с видами разрешенного использования земельных участков, предусмотренными классификатором видов разрешенного использования земельных участков. При этом проведение публичных слушаний по проекту изменений, вносимых в правила землепользования и застройки, не требуется.
Поскольку вид разрешенного использования спорных земельных участков не соответствовал классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утвержденному Приказом Минэкономразвиия РФ от 1.09.2014 N 540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков", и, как следствие, была неверно рассчитана кадастровая стоимость земельных участков (исходя из стоимости 1 кв.м. - "данные изъяты" вместо "данные изъяты"), ответчиком обоснованно вынесено постановление N П-673 от 30.08.2016 "Об установлении соответствия между разрешенным использованием земельного участка и видом разрешенного использования земельных участков, установленных классификатором видов разрешенного использования земельных участков".
Снятие спорных земельных участков с кадастрового учета произведено в установленном законом порядке на основании заявления правообладателя спорных земельных участков - Администрации МО г.Ноябрьск от 26.10.2016, нарушений закона в данных действиях не усматривается.
Таким образом, судом верно определены юридически значимые обстоятельства. Представленным доказательствам дана надлежащая оценка. Нарушений норм материального и процессуального права не допущено.
При наличии таких обстоятельств оснований для отмены или изменения обжалуемого решения суда не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ноябрьского городского суда от 10 марта 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий (подпись)
Судьи (подписи)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.