Апелляционное определение СК по административным делам Московского окружного военного суда г. Москвы от 20 апреля 2017 г. по делу N 33а-535/2017
Судебная коллегия по административным делам Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего - Уланова А.Е.,
судей: Неустроева В.С., Зинюшина Н.Н.,
при секретаре Потанине Н.А. рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя командира и войсковой части N Шмелёва Д.Ю. на решение Нижегородского гарнизонного военного суда от 26 января 2017 года, которым удовлетворен административный иск военнослужащего войсковой части N "данные изъяты" контрактной службы Пронина ФИО7 об оспаривании решения командира и жилищной комиссии той же воинской части об отказе в принятии на жилищный учет.
Заслушав доклад судьи Зинюшина Н.Н., судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда и материалов дела, Пронин, заключивший первый контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года, в период с 22 июня 1992 года по 30 сентября 1995 года проходил военную службу в войсковой части N и был уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями, связанными с расформированием воинской части.
В октябре 1996 года административный истец вновь поступил на военную службу по контракту в войсковую часть N (Нижегородская область), в октябре 2013 года заключил новый контракт о прохождении военной службы до наступления предельного возраста пребывания на ней (45 лет), установленного п. 1 ст. 49 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", в редакции, действовавшей до 30 сентября 2014 года, то есть до 4 марта 2019 года.
В заявлении от 21 ноября 2016 года административный истец, достигший общей продолжительности военной службы более 20 лет, просил о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в избранном месте жительства, а именно в Московской области.
Решением жилищной комиссии воинской части от 20 декабря 2016 года, в тот же день утвержденным командиром воинской части, Пронину отказано в принятии на жилищный учет на основании п. 1 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ, то есть в связи с не представлением предусмотренных ч. 4 ст. 52 ЖК РФ документов, обязанность по представлению которых возложена на него. В частности, ввиду не представления следующих справок: из войсковой части 6683 об обеспечении (необеспечении) жильём за период прохождения им военной службы, о регистрации по месту жительства в период со 2 октября 1992 года по 21 ноября 1995 года, а также из бюро технической инвентаризации об участии (не участии) в указанный период в приватизации жилых помещений по месту жительства.
Полагая свои права нарушенными, Пронин обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным и отменить вышеуказанное решение от 20 декабря 2016 года, возложив на жилищную комиссию воинской части обязанность повторно рассмотреть вопрос принятия его на жилищный учет, а командиру воинской части утвердить это решение.
Судом первой инстанции административный иск удовлетворен.
В апелляционной жалобе представитель административных ответчиков просит отменить решение гарнизонного военного суда, отказав административному истцу в удовлетворении его административного иска.
В обоснование жалобы её автор, ссылаясь на вышеприведенные обстоятельства и приводя положения ч. 4 ст. 52 и п. 1 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ, утверждает о том, что поскольку Прониным не были представлены вышеприведенные справки, обязанность по представлению которых, по его мнению, возложена на него, то при таких обстоятельствах оспоренным решением ему обоснованно было отказано в принятии на жилищный учет.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
Согласно п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
В соответствии с абзацем тринадцатым п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащие признаются федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации.
Порядок признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации и предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 года N 512, в пункте 3 которого установлен перечень документов, предоставляемых военнослужащим с заявлением о принятии на жилищный учет.
Правильно применив к спорным правоотношениям вышеприведенные нормы материального права, суд первой инстанции, вопреки доводу жалобы, пришел к обоснованному выводу, что поскольку с заявлением о принятии на жилищный учет Пронин представил все документы, исчерпывающий перечень которых установлен п. 3 Правил признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 года N 512, то при таких обстоятельствах оспоренное административным истцом решение является незаконным и подлежит отмене.
При этом суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что препятствий для рассмотрения вопроса о принятии Пронина на жилищный учет ввиду непредставления требуемых от него сведений из войсковой части N не имелось, поскольку он в порядке, предусмотренном п. 4 вышеуказанных Правил, представил документ (сообщение Центрального архива внутренних войск МВД России), подтверждающий отсутствие у него возможности получения справки из указанной воинской части в связи с её расформированием и отсутствием в архиве соответствующих данных.
Также в обжалуемом судебном постановлении правомерно указано, что сведения, интересующие жилищную комиссию, она в силу ч. 4 ст. 52 ЖК РФ могла самостоятельно запросить по межведомственным запросам, однако, данным правом не воспользовалась.
Отменяя решение жилищной комиссии воинской части от 20 декабря 2016 года и возлагая на неё обязанность повторно рассмотреть вопрос о принятии Пронина на жилищный учет, суд первой инстанции в силу п. 61 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" правомерно не признал обоснованным оспоренное решение со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом её рассмотрения.
В частности, что в силу абзаца третьего п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года, к категории которых относится административный истец, жилые помещения в собственность бесплатно или по договору социального найма по избранному месту жительства предоставляются только при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 308, п. 1 ст. 309 и ст.311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Нижегородского гарнизонного военного суда от 26 января 2017 года по административному иску Пронина ФИО7 оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя командира и войсковой части N Шмелёва Д.Ю. - без удовлетворения.
"Подписи"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.