Апелляционное определение СК по административным делам Московского окружного военного суда г. Москвы от 20 апреля 2017 г. по делу N 33а-538/2017
Судебная коллегия по административным делам Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего - Уланова А.Е.,
судей: Неустроева В.С., Зинюшина Н.Н.,
при секретаре Потанине Н.А., с участием административного истца, представителей директора и ФСБ России Тарнопольского О.Е., Центральной жилищной комиссии ФСБ России Кокурина Д.В. и Михайлова А.В., представителя Пограничной службы и её руководителя Баянова А.Ю. и представителя жилищной комиссии Пограничной службы ФСБ России Морозова А.В. рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Московского гарнизонного военного суда от 6 февраля 2017 года, которым отказано в удовлетворении административного иска военнослужащего 317 военной прокуратуры гарнизона (далее - прокуратура) "данные изъяты" Веркальца ФИО12 об оспаривании действий Федеральной службы безопасности Российской Федерации (далее - ФСБ России) и Пограничной службы Федеральной службы безопасности Российской Федерации (далее - Пограничная служба ФСБ России), связанных с предоставлением жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Зинюшина Н.Н., объяснения административного истца в обоснование доводов апелляционной жалобы и представителей административных ответчиков, возражавших против её удовлетворения, судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда и материалов дела, Веркалец, заключивший первый контракт о прохождении военной службы после 1 января 1998 года и проходящий военную службу в г. Москве, в связи с достижением общей продолжительности военной службы 20 лет в заявлении от 9 сентября 2016 года просил жилищную комиссию прокуратуры о принятии его с членами семьи на жилищный учет по месту прохождения военной службы.
Данное заявление удовлетворено и решением жилищной комиссии прокуратуры от 19 сентября 2016 года, в тот же день утвержденным военным прокурором, Веркалец с членами семьи принят на жилищный учет от даты подачи заявления, то есть с 9 сентября 2016 года.
В ноябре 2016 года дополнения к списку военнослужащих военных прокуратур, содержащихся за счет штатной численности ФСБ России, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями для постоянного проживания, содержащие данные о принятии административного истца на жилищный учет, направлены Главной военной прокуратурой в отдел ресурсного сопровождения Пограничной службы ФСБ России для включения в список военнослужащих (граждан), нуждающихся в жилых помещениях. В указанный список сведения о принятии Веркальца на жилищный учет внесены не были.
26 декабря 2016 года Пограничной службой ФСБ России для обеспечения очередников Главной военной прокуратуры, принятых на жилищный учет в г. Москве и в Московской области, выделены жилые помещения, находящиеся в городах Голицыно и Железнодорожный Московской области, одно из которых предложено административному истцу.
От получения жилого помещения, находящегося в г. Голицыно, Веркалец отказался.
Полагая, что предоставлением жилого помещения в Московской области нарушено право на обеспечение жильем в г. Москве, Веркалец обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконными эти действия ФСБ России и Пограничной службы ФСБ России, обязав их предоставить ему с членами семьи жилое помещение, находящееся в г. Москве.
Судом первой инстанции в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе административный истец, выражая несогласие с решением суда, просит его отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении его административного иска.
В обоснование жалобы, приводя положения Правил организации в органах федеральной службы безопасности работы по обеспечению жилыми помещениями, утвержденных приказом ФСБ России от 24 октября 2011 года N 590, и другие нормы законодательства считает, что поскольку он с 9 сентября 2016 года принят на жилищный учет в г.Москве, то он, как военнослужащий, до 1 января 2017 года содержащийся за счет штатной численности ФСБ России, подлежит обеспечению жильем именно указанной службой.
При этом полагает, что в обжалуемом судебном постановлении ошибочно указано на то, что поскольку на жилищный учет он принят жилищной комиссией прокуратуры, то обязанность по предоставлению ему жилого помещения не может быть возложена на ФСБ России и Пограничную службу ФСБ России.
В заключение жалобы её автор обращает внимание на то обстоятельство, что должностными лицами ФСБ России он не включен в список военнослужащих (граждан), нуждающихся в жилых помещениях, ведение которого предусмотрено п. 22 вышеприведенных Правил, однако, это обстоятельство не может являться основанием для отказа ему в обеспечении жильём в г. Москве за счет ФСБ России.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
Согласно п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
В силу абзаца 5 п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями обеспечиваются военнослужащие, назначенные на воинские должности после получения профессионального образования в военной образовательной организации высшего образования и получения в связи с этим офицерского воинского звания (начиная с 1998 года), и совместно проживающие с ними члены их семей.
Из материалов дела следует, что Веркалец с 1996 по 2001 год являлся курсантом прокурорско-следственного факультета Военного университета Министерства обороны Российской Федерации. Следовательно, он относится к категории военнослужащих, на весь срок военной службы обеспечивающихся служебными жилыми помещениями.
В соответствии с абзацем 12 п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащим, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по избранному постоянному месту жительства.
Таким образом, Веркалец, достигший в августе 2016 года общей продолжительности военной службы 20 лет, в сентябре того же года обратился в жилищную комиссию военной прокуратуры с заявлением о принятии на жилищный учет, на который и был принят решением жилищной комиссии прокуратуры от 19 сентября 2016 года.
Согласно п. 1 ст. 9 ГК РФ и ч. 2 ст. 1 ЖК РФ граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им гражданские и жилищные права, в том числе распоряжаются ими.
Таким образом, Веркалец, в сентябре 2016 года принятый на жилищный учет по избранному постоянному месту жительства в г.Москве, вправе претендовать на жилое помещение, находящееся в указанном населенном пункте, от органа исполнительной власти, за счет штатной численности которого он проходил военную службу.
При этом в силу вышеприведенных норм гражданского и жилищного законодательства он вправе был дать своё согласие на обеспечение жилым помещением, находящимся в ином населенном пункте.
По делу установлено, что именно такое предложение было сделано Веркальцу. В частности, ему была предложена квартира, находящаяся в Московской области и выделенная Пограничной службой ФСБ России для очередников Главной военной прокуратуры. От получения этого жилого помещения он отказался.
Поскольку Веркалец, принятый на жилищный учет в г. Москве, вправе был отказаться от предложенного ему в Московской области жилого помещения, что он и сделал, то при таких обстоятельствах, вопреки мнению автора жалобы, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу, что оспоренными действиями, связанными с предоставлением административному истцу жилого помещения, находящегося в Московской области, не произошло нарушения каких-либо его прав и свобод, подлежащих судебной защите.
В связи с тем, что материалы административного дела не содержат данных, свидетельствующих о снятии Веркальца с жилищного учета, а равно об отказе ему должностными лицами ФСБ России или Пограничной службы ФСБ России в обеспечении жильём в г. Москве, напротив, подтверждают обстоятельства, связанные с действиями, направленными на обеспечение жильём очередников военных прокуратур, содержащихся за счёт их штатной численности, то при таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно не нашёл оснований для удовлетворения требований административного истца.
Так как действия должностных лиц ФСБ России и Пограничной службы ФСБ России по невключению Веркальца в список военнослужащих (граждан) Пограничной службы ФСБ России, нуждающихся в жилых помещениях, предметом спора по настоящему административному делу не являлись, ссылка в жалобе на эти обстоятельства является несостоятельной.
Руководствуясь ст. 308, п. 1 ст. 309, ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Московского гарнизонного военного суда от 6 февраля 2017 года по административному иску Веркальца ФИО12 оставить без изменения, а его апелляционную жалобу - без удовлетворения.
"Подписи"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.