Апелляционное определение СК по административным делам Московского окружного военного суда г. Москвы от 18 мая 2017 г. по делу N 33а-637/2017
Судебная коллегия по административным делам Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего -
ФИО8,
судей:
ФИО9
при секретаре ФИО5, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя административного ответчика ФИО6 на решение Владимирского гарнизонного военного суда от 21 февраля 2017 года, которым удовлетворено административное исковое заявление капитана ФИО1 об оспаривании решения начальника территориального отделения в городе Владимире ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ (далее - отделение) о снятии с жилищного учёта.
Заслушав доклад судьи ФИО7, судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда и материалов дела, в августе 2002 года при увольнении с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями Золотарёв на состав семьи 1 человек был обеспечен однокомнатной квартирой в городе Костроме общей площадью 35,3 кв.м. (жилая площадь 17,2 кв.м.).
В декабре того же года административный истец вновь поступил на военную службу по контракту, проходя её в городе Тейково Ивановской области, в 2004 году приватизировал вышеуказанную квартиру, в июле 2005 года продал и в августе этого же года приобрел в равных долях с супругой однокомнатную квартиру в городе Иваново общей площадью 38,4 кв.м. (жилая площадь19 кв.м.).
В ноябре 2013 года административный истец, его супруга и два сына 2004 и 2009 года рождения признаны нуждающимися в жилом помещении по месту службы ФИО1 в городе Владимире.
В июне 2016 года истец выразил желание реализовать свое право на обеспечение жилым помещением путем получения жилищной субсидии.
Решением начальника отделения от 10 ноября 2016 года ФИО1 и члены его семьи сняты с жилищного учёта на том основании, что он, не имея возможности сдать полученную квартиру, утратил право на повторное обеспечение жильём от Министерства обороны РФ.
Посчитав свои права нарушенными, ФИО1 в судебном порядке оспорил упомянутые действия жилищного органа и просил обязать начальника отделения восстановить его с членами семьи на жилищном учёте для реализации жилищных прав в форме получения жилищной субсидии.
Суд первой инстанции административное исковое заявление удовлетворил и обязал начальника отделения восстановить административного истца и членов его семьи на учёте нуждающихся в жилье.
В апелляционной жалобе представитель административного ответчика просит решение суда отменить и принять новое об отказе в удовлетворении административного искового заявления.
В обоснование этого, анализируя действующее законодательство и приводя обстоятельства, установленные судом, указывает, что если военнослужащий ранее реализовал свое право на жилое помещение и не может его сдать, то повторное обеспечение такого военнослужащего осуществляется в общем порядке с учётом ранее полученного жилого помещения и других заслуживающих внимание обстоятельств.
Считает, что истец, реализовав своё право на обеспечение жильем как военнослужащий, поставил вопрос о предоставлении еще одного жилого помещения за счёт средств военного ведомства, что не основано на нормах закона.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
Исходя из содержания ч. 1 ст. 51 ЖК РФ одним из условий признания гражданина нуждающимся в жилом помещении является обеспечение его общей площадью жилого помещения для постоянного проживания на одного члена семьи менее учетной нормы либо отсутствие такого жилого помещения вовсе.
При этом согласно ч. 2 ст. 51 ЖК РФ при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Суд первой инстанции, оценив общую площадь имеющейся в собственности у ФИО1 и членов его семьи квартиры, количество членов семьи на момент постановки на жилищный учёт и сославшись на абз. 16 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Закон), пришел к верному выводу о том, что истец, обеспеченный общей площадью жилого помещения менее учетной нормы, установленной органами местного самоуправления, обоснованно был признан нуждающимся в жилье. При этом его нуждаемость обусловлена рождением в 2009 году второго сына, а не действиями по намеренному ухудшению жилищных условий.
Право на жилищную субсидию установлено п. 1, 16 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Закон), согласно которым государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений, в том числе жилищной субсидии, в порядке и на условиях, установленных этим Законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
При предоставлении жилищной субсидии её размер определяется исходя из норматива общей площади жилого помещения, определённого в соответствии с п. 4 ст. 15.1 Закона, норматива стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации, определяемого уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и поправочных коэффициентов с учётом общей продолжительности военной службы, устанавливаемых Правительством РФ.
Утверждение порядка расчета жилищной субсидии в силу п. 16 ст. 15 Закона возложено на Правительство РФ, которое во исполнение этих предписаний постановлением от 03 февраля 2014 года N 76 утвердило Правила расчёта субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), предоставляемой военнослужащим - гражданам Российской Федерации и иным лицам в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих".
Согласно п. 2 - 4 Правил расчёт субсидии осуществляется федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, по соответствующей формуле. На семью из 3 и более человек норматив общей площади жилого помещения устанавливается в размере 18 кв. метров общей площади жилого помещения на каждого члена семьи.
Установленный норматив общей площади жилого помещения при расчете размера жилищной субсидии уменьшается на общую площадь жилых помещений, принадлежащих военнослужащему и (или) членам его семьи на праве собственности.
Содержание названной правовой нормы указывает на то, что при расчете размера жилищной субсидии учету подлежит общая площадь жилых помещений, принадлежащих военнослужащему и (или) членам его семьи на праве собственности, вне зависимости от наличия или отсутствия у военнослужащего возможности сдать занимаемое им и находящееся у него в собственности жилое помещение Министерству обороны РФ.
Названные предписания Правил соответствуют положениям ч. 2 ст. 51 ЖК РФ и не противоречат положениям п. 14 ст. 15 Закона, которые предусматривают сдачу жилых помещений Министерству обороны РФ и снятие с регистрационного учета по прежнему месту жительства гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства, но не получении жилищной субсидии.
Законодательно урегулированные вопросы порядка предоставления и расчета жилищной субсидии не предусматривают при ее получении права и соответствующей обязанности сдачи жилых помещений военному ведомству, находящихся в собственности военнослужащих или безвозмездного их отчуждения в государственную или муниципальную собственность, а возлагают на уполномоченный орган обязанность при расчете размера жилищной субсидии учитывать общую площадь жилых помещений, принадлежащих военнослужащему и (или) членам его семьи на праве собственности.
Таким образом, у административного ответчика не имелось оснований для снятия истца с жилищного учета.
Однако постановка ФИО1 на жилищный учёт ввиду обеспечения жилым помещением ниже учётной нормы и его право на улучшение жилищных условий предполагает, что такое улучшение может состояться с учетом имеющегося жилья.
В данном случае на начальника отделения возлагалась обязанность уменьшить норматив общей площади жилого помещения в целях расчёта жилищной субсидии на общую площадь находящейся в собственности административного истца и его супруги квартиры.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции мотивированно признал оспоренное решение нарушающим права и законные интересы ФИО1 и правильно возложил на жилищный орган обязанность по их восстановлению.
Доводы апелляционной жалобы выводы суда под сомнения не ставят и не могут служить основанием к отмене обжалованного судебного постановления.
В связи с этим судебная коллегия находит проверяемое решение обоснованным, соответствующим требованиям закона и не усматривает оснований для его отмены.
Руководствуясь ст. 308-309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Владимирского гарнизонного военного суда от 21 февраля 2017 года по административному исковому заявлению ФИО1 оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя административного ответчика - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.