Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего
Стаховой Т.М.
судей
Бутковой Н.А., Чуфистова И.В.
при секретаре
Гольхиной К.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-1109/2016 по апелляционной жалобе Дегтярука О. В. на решение Колпинского районного суда Санкт-Петербурга от 03 октября 2016 года, принятое по административному иску Дегтярука О. В. к Комитету по градостроительству и архитектуре Правительства Санкт-Петербурга, Администрации Колпинского района Санкт-Петербурга о признании незаконным распоряжения.
Заслушав доклад судьи Стаховой Т.М., объяснения административного истца Дегтярука О.В., представителя административного ответчика Комитета по градостроительству и архитектуре Правительства Санкт-Петербурга - Курганова С.В., Судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Дегтярук О.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к Комитету по градостроительству и архитектуре Правительства Санкт-Петербурга, Администрации Колпинского района Санкт-Петербурга, в котором, уточнив исковые требования, просил признать недействительным и ничтожным распоряжение Комитета по градостроительству и архитектуре Правительства Санкт-Петербурга N 1599 от 19 июня 2014 года "Об утверждении градостроительного плана N ... земельного участка по адресу: "адрес"".
В качестве мер по восстановлению нарушенного права просил обязать Комитет по градостроительству и архитектуре Правительства Санкт-Петербурга выдать новый градостроительный план земельного участка; обязать Администрацию Колпинского района Санкт-Петербурга, на основании распоряжения N ... от 22 июня 2004 года, выдать Дегтярук О.В. разрешение на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке по адресу: "адрес".
В обоснование требований указал, что с 16 апреля 2007 года является собственником земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", площадью " ... " кв.м. с кадастровым номером N ... , назначение - земли населенных пунктов; разрешенное использование - для размещения индивидуального жилого дома.
Основанием возникновения права собственности явился договор купли-продажи земельного участка от 03 апреля 2007 года, заключенный с продавцом "К." При этом распоряжением Главы Территориального управления Колпинского административного района Санкт-Петербурга от 12 июля 2001 года N ... указанный земельный участок предоставлен "К." под строительство индивидуального жилого дома. Распоряжением Главы Администрации Колпинского района Санкт-Петербурга от 22 июня 2004 года N ... "К." разрешено проектирование и строительство индивидуального жилого дома на указанном земельном участке.
До продажи земельного участка Дегтяруку О.В. разрешение на проектирование и строительство индивидуального жилого дома "К." не реализовано.
08 апреля 2014 года Дегтярук О.В. обратился в Комитет по градостроительству и архитектуре Правительства Санкт-Петербурга с заявлением о выдаче градостроительного плана земельного участка для строительства индивидуального жилого дома.
По результатам рассмотрения заявления, Комитетом по градостроительству и архитектуре Правительства Санкт-Петербурга 19 июня 2014 года издано распоряжение N 1599 "Об утверждении градостроительного плана N ... земельного участка по адресу: "адрес"". В соответствии с указанным планом, территориальная зона данного земельного участка: ТУ - зона городских скоростных дорог, магистралей непрерывного движения, магистралей городского значения и основных магистралей районного значения, с включением объектов инженерной и транспортной инфраструктур, а так же объектов основных видов использования прилегающих территориальных зон с учетом санитарно-гигиенических и экологических требований, а также технических регламентов. Основные виды разрешенного использования земельного участка: для размещения объектов охраны общественного порядка, земельных насаждений, выполняющих специальные функции, объектов гражданской обороны и предотвращения чрезвычайных ситуаций, подземных и надземных пешеходных переходов, стоянок индивидуального легкового транспорта, стоянок городского транспорта.
Дегтярук О.В. считает оспариваемое распоряжение незаконным, нарушающим его права и законные интересы, поскольку установленные в градостроительном плане виды разрешенного и условно разрешенного использования земельного участка противоречат правоустанавливающим документам на земельный участок, в которых указан единственный разрешенный вид использования земельного участка - для строительства индивидуального жилого дома. Кроме того, Распоряжение администрации Колпинского района Санкт-Петербурга N ... от 22 июня 2004 года, разрешающее "К." проектирование и строительство индивидуального жилого дома на земельном участке по вышеуказанному адресу, не отменено. Следовательно, оснований для изменения градостроительного зонирования территории Санкт-Петербурга, на которой расположен земельный участок, принадлежащий на праве собственности административному истцу, у Комитета по градостроительству и архитектуре Правительства Санкт-Петербурга не имелось. По утверждению Дегтярук О.В., отнесение принадлежащего ему земельного участка к территориальной зоне ТУ нарушает право административного истца на использование земельного участка в соответствии его назначением, т.е. для строительства индивидуального жилого дома.
Решением Колпинского районного суда Санкт-Петербурга от 03 октября 2016 года в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе Дегтярук О.В. просит отменить решение суда, как принятое при неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела.
Административный истец указал, что о нарушении своих прав ему стало известно только после обращения в администрацию Колпинского района Санкт-Петербурга в январе-феврале 2016 года по вопросу получения разрешения на строительство индивидуального жилого дома, где ему в устной форме разъяснили, что распоряжение Комитетом по градостроительству и архитектуре Правительства Санкт-Петербурга от 19 июня 2014 года N1599 препятствует в удовлетворении его просьбы.
Кроме того, разрешая спор суд не дал оценку тому обстоятельству, что оспариваемое распоряжение Комитета по градостроительству и архитектуре Правительства Санкт-Петербурга от 19 июня 2014 года N1599 изменяет сложившуюся планировку территории и существующее землепользование, которое на протяжении всей части улицы " ... " поселка " ... " имеет назначение индивидуального жилищного строительства и используется по указанному назначению с 1946 года.
С учетом приведенных обстоятельств, административный истец считает, что оспариваемым распоряжением Комитета по градостроительству и архитектуре Правительства Санкт-Петербурга нарушены требования ч.1 п.4 ст. 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации, п.2 ст.85 Земельного кодекса Российской Федерации.
В суде апелляционной инстанции административный истец настаивал на удовлетворении апелляционной жалобы.
Представитель административного ответчика Комитета по градостроительству и архитектуре Правительства Санкт-Петербурга возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Представитель административного ответчика администрации Колпинского района Санкт-Петербурга, представители третьих лиц Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу и Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга извещены о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в суд не явились, доказательств уважительности причин неявки не представили и не ходатайствовали об отложении судебного разбирательства.
В соответствии с ч. 6 ст. 226, ч.1 ст. 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС Российской Федерации) неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Судебная коллегия, выслушав объяснения участников судебного разбирательства, проверив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены решения Колпинского районного суда Санкт-Петербурга от 03 октября 2016 года.
В качестве самостоятельного основания для отказа в удовлетворении административного иска суд первой инстанции указал на пропуск административным истцом трехмесячного срока, установленного ч.1 ст. 219 КАС Российской Федерации для обжалования в судебном порядке решений органа государственной власти.
Данный вывод суда является правильным.
Согласно ч.1 ст. 219 КАС Российской Федерации гражданин вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в течение 3 месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов.
В силу ч. 8 ст. 219 КАС Российской Федерации пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Судом первой инстанции установлено, что распоряжение Комитета по градостроительству и архитектуре Правительства Санкт-Петербурга N 1599 "Об утверждении градостроительного плана N ... земельного участка по адресу: "адрес"" издано 19 июня 2014 года (л.д.15-27).
Копию оспариваемого распоряжения Дегтярук О.В. получил 26 июня 2014 года (л.д. 119-120).
Следовательно, трехмесячный процессуальный срок на обжалование распоряжения исчисляется с 27 июня 2014 года и оканчивается 27 сентября 2014 года.
Согласно отметке в почтовом штемпеле, настоящее административное исковое заявление подано в Колпинский районный суд Санкт-Петербурга 09 февраля 2016 года, т.е. со значительным пропуском процессуального срока, установленного ч.1 ст. 219 КАС Российской Федерации.
Ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока административным истцом не подано, доказательств наличия обстоятельств, препятствующих административному истцу своевременно обратиться за судебной защитой, не представлено.
С учетом изложенного Судебная коллегия соглашается с правильностью вывода суда первой инстанции о пропуске Дегтяруком О.В. трехмесячного срока, установленного ч.1 ст. 219 КАС Российской Федерации для обжалования в судебном порядке распоряжения Комитета по градостроительству и архитектуре Правительства Санкт-Петербурга N 1599 от 19 июня 2014 года.
Несмотря на пропуск процессуального срока, суд первой инстанции исследовал фактические обстоятельства дела и сделал вывод о том, что оспариваемое распоряжение Комитета по градостроительству и архитектуре Правительства Санкт-Петербурга N 1599 от 19 июня 2014 года соответствует нормам градостроительного и земельного законодательства, а потому не нарушает прав административного истца.
При рассмотрении дела судом первой инстанции установлены следующие обстоятельства.
Распоряжением территориального управления Колпинского административного района Санкт-Петербурга "О предоставлении земельного участка для строительства индивидуального жилого дома" от 12 июля 2001 года N ... "К." предоставлен земельный участок, расположенный по адресу: "адрес", площадью " ... " кв.м., для строительства индивидуального жилого дома (л.д.86).
03 сентября 2001 года на основании заявления "К." Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга произведен кадастровый учет указанного земельного участка с разрешенным видом использования - для размещения индивидуального жилого дома (л.д.89-99).
Договором передачи земельного участка в собственность гражданина N ... от 10 февраля 2004 года, заключенным между администрацией Колпинского района Санкт-Петербурга, выступающей от имени города Санкт-Петербурга и "К.", земельный участок безвозмездно передан "К." (л.д.82-83)
Распоряжением администрации Колпинского района Санкт-Петербурга "О проектировании и строительстве индивидуального жилого дома" от 22 июня 2004 года N ... "К." разрешено проектирование и строительство индивидуального жилого дома на земельном участке (л.д.28).
Земельный участок, расположенный по адресу: "адрес", площадью " ... " кв.м., с кадастровым номером N ... приобретен в собственность административного истца на основании договора купли-продажи земельного участка от 03 апреля 2007 года, заключенного с продавцом "К." Право собственности Дегтярука О.В. на указанный земельный участок зарегистрировано 16 апреля 2007 года.
По утверждению представителя Комитета по градостроительству и архитектуре Правительства Санкт-Петербурга, решением Исполкома Ленгорсовета от 22 января 1973 года N 60 утвержден проект детальной планировки нежилой зоны "Рыбацкое" в Невском районе Ленинграда.
В составе проекта детальной планировки нежилой зоны утверждены красные линии кварталов и красные линии планируемого проезда на Металлострой, которые отражены на градостроительном плане земельного участка.
Согласно Генерального плана Ленинграда и Ленинградской области, утвержденного постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 05 декабря 1987 года N 1387, указанная территория, включающая земельный участок административного истца, находилась в функциональной зоне "Зелень (проект)".
Разделом 2 решения Исполкома Ленгорсовета от 13 июня 1989 года N 421 "О Правилах застройки Ленинграда" установлено, что красные линии в составе проектов детальной планировки, утвержденных решениями Ленгорисполкома, являются действующими и отображаются в качестве существующих красных линий.
С учетом указанных решений Исполкома Ленгорсовета 1973 года и 1989 года, Законом Санкт-Петербурга от 22 декабря 2005 года N 728-99 "О Генеральном плане Санкт-Петербурга" на территорию, включающую земельный участок административного истца, расположенный по адресу: "адрес", установлена функциональная зона "У" (зона городских скоростных дорог, магистралей непрерывного движения, магистралей городского значения и основных магистралей районного значения, с включением объектов инженерной инфраструктуры).
Федеральным законом 190-ФЗ от 29 декабря 2004 года принят Градостроительный кодекс Российской Федерации, которым установлено, что документами территориального планирования субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга являются генеральные планы городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, утверждаемые законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в соответствии с требованиями, установленными настоящим Кодексом (ст.63 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Территориальное планирование и функциональные зоны установлены законом Санкт-Петербурга от 22 декабря 2005 года N 728-99 "О Генеральном плане Санкт-Петербурга".
Во исполнение ч.11 ст.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации по проекту Генерального плана Санкт-Петербурга проведены публичные слушания в порядке, установлено законом Санкт-Петербурга от 20 июля 2006 года N 400-61.
Таким образом, функциональные зоны Санкт-Петербурга установлены законом Санкт-Петербурга от 22 декабря 2005 года N 728-99 "О Генеральном плане Санкт-Петербурга", т.е. до приобретения административным истцом земельного участка.
Приведенным законом Санкт-Петербурга территория, включающая земельный участок, принадлежащий административному истцу, отнесена к функциональной зоне "У" (зона скоростных дорог, магистралей непрерывного движения, магистралей городского значения и основных магистралей районного значения с включением объектов инженерной инфраструктуры).
Территориальные зоны установлены законом Санкт-Петербурга от 04 февраля 2009 года N 29-10 "О Правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга".
Указанным законом Санкт-Петербурга на территорию, включающую земельный участок, принадлежащий административному истцу, установлена территориальная зона "ТУ" - зона развития системы скоростных автомобильных дорог, магистралей непрерывного движения и магистралей городского значения. Также Законом Санкт-Петербурга от 04 февраля 2009 года N 29-10 установлен регламент территориальной зоны "ТУ", определяющий основные, условно-разрешенные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков, а также предельные размеры земельных участков и предельные размеры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства (ст.38 Приложение N 3 к приведенному закону).
По смыслу ст. ст. 41 - 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительный план земельного участка, в сущности, представляет собой выписку из правил землепользования и застройки, проекта планировки и проекта межевания территории квартала (микрорайона) в отношении конкретного предназначенного для застройки земельного участка, в которой указывается информация о строительных характеристиках этого участка и имеющихся строительных ограничениях. Градостроительный план не устанавливает соответствующих характеристик, а лишь воспроизводит те из них, которые определены в перечисленных актах, в отношении территории, где расположен данный участок.
С учетом изложенного Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что оспариваемое распоряжение Комитета по градостроительству и архитектуре от 19 июня 2014 года N 1599, которым утвержден градостроительный план земельного участка N ... по адресу: "адрес", не содержит каких-либо новелл, а лишь отражает информацию о территориальном зонировании Санкт-Петербурга, установленную законами Санкт-Петербурга от 04 февраля 2009 N 29-10 "О Правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга" и от 22 декабря 2005 года N 728-99 "О Генеральном плане Санкт-Петербурга".
Таким образом, поскольку в соответствии с вышеприведенными законами Санкт-Петербурга земельный участок, принадлежащий административному истцу, расположен в зоне "ТУ", то утверждение Комитета о том, что земельный участок не предназначен для индивидуального жилищного строительства, является правильным.
Доводы апелляционной жалобы о том, что по настоящее время продолжает действовать распоряжение Главы Администрации Колпинского района Санкт-Петербурга от 22 июня 2004 года N ... , выданное "К.", о разрешении проектирования и строительства индивидуального жилого дома на указанном земельном участке, следовательно, и административному истцу разрешено строительство индивидуального жилого дома, основаны на ошибочном толковании вышеприведенных норм законодательства.
Согласно ч.3 ст.85 Земельного кодекса Российской Федерации градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
Таким образом, законодательством установлено ограничение прав собственника на использование земельного участка в целях отличных от требований градостроительного регламента. Следовательно, выданное "К." разрешение на проектирование и строительство индивидуального жилого дома прекратило действие в связи с принятием Градостроительного кодекса Российской Федерации, закона Санкт-Петербурга от 22 декабря 2005 года N 728-99 "О Генеральном плане Санкт-Петербурга", закона Санкт-Петербурга от 04 февраля 2009 года N 29-10 "О Правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга", которыми земельный участок, принадлежащий административному истцу отнесен к функциональной зоне "У" и территориальной зоне "ТУ", не предполагающей возможность строительства индивидуального жилого дома.
С учетом изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Колпинского районного суда Санкт-Петербурга от 03 октября 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.