Судья Верховного Суда Республики Крым Агин В.В.,
с участием представителя МВД по Республики Крым Шепелева Р.В.,
защитников ООО "Зелёные Вершины" Козыренцева Д.Ю. и Шумских Г.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Симферополе
02 мая 2017 года
жалобу начальника отдела иммиграционного контроля управления по вопросам миграции МВД по Республики Крым Хилевского А.А. на решение судьи Ялтинского городского суда Республики Крым от 25 января 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), в отношении общества с ограниченной ответственностью "Зелёные Вершины" (далее ООО "Зелёные Вершины"),
установил:
постановлением начальника отдела иммиграционного контроля УВМ МВД по Республике Крым Хилевским А.А. от ДД.ММ.ГГГГ N ООО "Зелёные Вершины" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.15 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 300000 руб.
В порядке пересмотра дела по жалобе ООО "Зелёные Вершины" на не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении судьей Ялтинского городского суда Республики Крым 25 января 2017 года постановленорешение, которым указанное постановление должностного лица отменено, производство по делу в отношении ООО "Зелёные Вершины" прекращено.
Не согласившись с решением судьи городского суда, начальник отдела иммиграционного контроля управления по вопросам миграции МВД по Республики Крым Хилевский А.А. подал в Верховный Суд Республики Крым жалобу, в которой просил отменить указанное решение судьи городского суда и возвратить дело на новое рассмотрение. В обоснование жалобы указано, на неверную оценку установленных обстоятельств, на нарушение норм материального и процессуального права.
Выслушав представителя МВД по РК Шепелева Р.В. подержавшего доводы жалобы, защитников Козыренцева Д.Ю. и Шумских Г.В., возражавших против удовлетворения жалобы, изучив материалы дела, проверив изложенные в жалобе доводы, прихожу к следующему.
Согласно пункта 8 части 2 статьи 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются законность и обоснованность вынесенного постановления на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов.
В соответствии с частью 3 статьи 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
При рассмотрении каждого дела об административном правонарушении суд обязан согласно положениям статей 26.11, 29.10 КоАП РФ производить оценку доказательств основываясь на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. При этом никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу, а в постановлении должны быть указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела.
Вместе с тем, при рассмотрении дела судьей районного суда вышеуказанные требования выполнены не были.
Диспозицией части 1 статьи 18.15 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства при отсутствии у этих иностранного гражданина или лица без гражданства разрешения на работу либо патента, если такие разрешение либо патент требуются в соответствии с федеральным законом, либо привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу или патенте, если разрешение на работу или патент содержит сведения о профессии (специальности, должности, виде трудовой деятельности), либо привлечение иностранного гражданина или лица без гражданства к трудовой деятельности вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого данному иностранному гражданину или лицу без гражданства выданы разрешение на работу, патент или разрешено временное проживание.
Согласно примечанию к статье 18.15 КоАП РФ под привлечением к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства понимается допуск в какой-либо форме к выполнению работ или оказанию услуг либо иное использование труда иностранного гражданина или лица без гражданства
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, особенности их трудоустройства и трудовой деятельности на территории Российской Федерации и возникающие в этой связи обязанности работодателей определены Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ).
В силу пункта 4 статьи 13 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность в случае, если он достиг возраста восемнадцати лет, при наличии разрешения на работу или патента.
Патент - документ, подтверждающий в соответствии с настоящим Федеральным законом право иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, за исключением отдельных категорий иностранных граждан в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, на временное осуществление на территории субъекта Российской Федерации трудовой деятельности (пункт 1 статьи 2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 13.3 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ работодатели или заказчики работ (услуг), являющиеся юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями либо частными нотариусами, адвокатами, учредившими адвокатский кабинет, или иными лицами, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию, имеют право привлекать к трудовой деятельности законно находящихся на территории Российской Федерации иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и достигших возраста восемнадцати лет, при наличии у каждого такого иностранного гражданина патента, выданного в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Из постановления начальника отдела иммиграционного контроля УВМ МВД по Республике Крым подполковника полиции Хилевского А.А. от ДД.ММ.ГГГГ N следует, что ДД.ММ.ГГГГ в рамках проведения оперативно-профилактических мероприятий в ходе специальной операции "Нелегал-2016" проведена проверка территории АО "Пансионат с лечением "Донбасс" по адресу: "адрес" В ходе проверки обнаружено, что на территории АО "Пансионат с лечением "Донбасс" в отсутствие патента гражданин Украины ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, осуществлял трудовую деятельность в качестве разнорабочего, а именно осуществлял работы по утеплению фасада корпуса N2.
Основанием проведения операции "Нелегал" явилось письмо от 06 мая 2016 года N1/4100, где министр внутренних дел Российской Федерации, ссылаясь на поручение Президента Российской Федерации от 03 марта 2016 г. N Пр-384, требует от всех руководителей территориальных органов МВД России провести ряд организационных мероприятий, связанных с незаконной миграцией, в том числе с выявлением каналов незаконной миграции.
05 октября 2016 г. по факту незаконного привлечения к осуществлению трудовой деятельности иностранного гражданина должностным лицом ОИК УВМ МВД по Республике Крым в отношении ООО "Зелёные Вершины" возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.15 КоАП РФ. В ходе проведения административного расследования истребованы документы и установлено, что подрядчиком по выполнению работ на территории пансионата по адресу: "адрес" является ООО "Зелёные Вершины" на основании договора подряда N.
Судья первой инстанции, прекращая производство по делу, признал проверку ООО "Зеленые Вершины" должностным лицом иммиграционного контроля незаконной, при этом полагая, что проверка проводилась без соответствующего приказа МВД по Республике Крым, и что административное расследование фактически не проводилось.
С указанными выводами согласиться нельзя. Судьей при вынесении оспариваемого решения не учтено следующее.
Факт осуществления трудовой деятельности гражданином Украины ФИО8 без патента был выявлен ДД.ММ.ГГГГ при проведении мероприятий в ходе операции "Нелегал-2016", проводимой МВД по РК, по адресу: "адрес", на строительном объекте, расположенном на территории, принадлежащей АО "Пансионат с лечением "Донбасс"".
Принимая во внимание Федеральный закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее ФЗ N 294-ФЗ), которым определено понятие "проверка", в отношении ООО "Зеленые Вершины" проверка не проводилась.
05 октября 2016 года в отношении ООО "Зеленые Вершины" вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования. В ходе проведения административного расследования, у ООО "Зеленые Вершины" истребовались документы необходимые для составления протокола об административном правонарушении, опрашивались свидетели и проводились другие действия.
По результатам административного расследования, 27 сентября 2016 года в отношении ООО "Зеленые Вершины" был составлен протокол об административном правонарушении N
В силу части 3 статьи 1 ФЗ N 294-ФЗ положения настоящего Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются при проведении административного расследования.
Указанные обстоятельства судьей не были учтены, что не позволило судье рассмотреть дело полно, всесторонне и объективно, в связи с чем решение судьи городского суда подлежит отмене, а дело направлению на новое рассмотрение.
В силу положений пункта 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении суд выносит решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Таким образом, постановление судьи подлежит отмене, а дело, поскольку срок привлечения к административной ответственности по настоящему делу в соответствии со статьей 4.5 КоАП РФ в настоящее время не истек, - возвращению в тот же суд на новое рассмотрение, при котором следует дать надлежащую оценку указанным выше обстоятельствам, и на основании имеющихся и вновь полученных доказательств постановить по делу законное и обоснованное решение.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.2-30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
жалобу начальника отдела иммиграционного контроля управления по вопросам миграции МВД по Республики Крым Хилевского А.А. удовлетворить.
Решение судьи Ялтинского городского суда Республики Крым от 25 января 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении общества с ограниченной ответственностью "Зелёные Вершины", - отменить,
дело возвратить в тот же суд на новое рассмотрение.
Судья В.В. Агин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.