Судья Верховного Суда Республики Крым Павловский Е.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе генерального директора ООО "Луч" Чмыр Д.М. на решение судьи Красногвардейского районного суда Республики Крым от 28 марта 2017 года, которым рассмотрена жалоба на постановление заместителя начальника Службы по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым от 21 сентября 2016 года N в отношении
ООО "Луч" N зарегистрированного по адресу: "адрес", "адрес",
по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ),
установил:
Постановлением заместителя начальника службы по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым ФИО9 от 26 января 2017 года N/ЗН-РК ФИО10 (далее ООО "Луч") признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 400000 (четыреста тысяч) рублей.
Не согласившись с постановлением заместителя начальника службы по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым, законный представитель ООО "Луч" Чмыр Д.М. обратился в суд с жалобой на указанное постановление.
Решением судьи Красногвардейского районного суда Республики Крым от 28 марта 2017 года постановление заместителя начальника службы по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым ФИО11 от 26 января 2017 года N/ЗН-РК изменено снижен размер назначенного административного штрафа до 200 000 рублей.
Законный представитель ООО "Луч" Чмыр Д.М., не согласившись с вынесенным решением, обратился с жалобой, в которой просит отменить решение судьи Красногвардейского районного суда Республики Крым от 28 марта 2017 года и принять по делу новое решение, которым признать незаконным постановление 26 января 2017 года N/ЗН-РК. В обоснование жалобы указывает на то, что решение судьи первой инстанции принято с нарушением норм материального и процессуального права. Указывает на то, что в рамках проверки административным органом не было проведен осмотр территории, отбор проб и образцов, динамика ухудшения качественного состояния земель не установлена, кроме того не было проведено агрохимического, фитосанитарного исследования земель сельхозназначения, используемых ООО "Луч", в связи с чем не доказана вина Общества во вмененном правонарушении. Также ссылается на то, что акт осмотра территории от 01 сентября 2016 года, фотоснимки, протоколы N, N нельзя считать надлежащим доказательствами по делу.
Представители ООО "Луч" Чмыр Д.М. и Таций В.А. в судебном заседании доводы жалобы поддержали в полном объеме.
Проверив доводы, изложенные в жалобе, исследовав материалы дела, заслушав явившихся лиц, прихожу к следующему.
Согласно п. 8 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются законность и обоснованность вынесенного постановления на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов.
В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Как усматривается из материалов дела, на основании приказа службы по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым от 25 августа 2016 года N/П была проведена внеплановая, выездная проверка в отношении ООО "Луч" по адресу: земельный участок сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером ФИО12, расположенного на территории "адрес" "адрес" "адрес"
В ходе осмотра территории установлено, что на площади 49,9916 га, находящийся в пользовании ООО "Луч", расположенный на территории "адрес" "адрес" "адрес", используется в товарном сельскохозяйственном производстве. На данном земельном участке имеются пожнивные остатки сельскохозяйственной культуры. Однако визуально: содержание сорных трав, в структуре обследуемого земельного участка составляет 60 процентов площади земельного участка, а также имеется сорная растительность, по морфологических признакам, схожими с карантинными сорняками - амброзия полыннолистная, повилика полевая.
В соответсвии с заключением карантинной экспертизы ФГБУ "ВНИИКР" от 05.09.2016 N-о, N-о на земельном участке сельскохозяйственного назначения, находящемся в пользовании ООО "Луч", расположенном на территории "адрес" "адрес" "адрес", общей площадью 49, 9916 га, выявлены карантинные объекты - амброзия полыннолистная и повилика полевая.
Также установлено, что ООО "Луч" агрохимические обследования земель, почвенно-грунтовые и эколого-токсилогические обследования почв не проводились, показатели состояния плодородия земель сельскохозяйственного назначения отсутствуют, также отсутствуют документы и информация о расчете потребности культур в питательных элементах, согласно выноса из почвы и внесения требуемого количества удобрений с расчетом под каждую выращиваемую культуру с учетом результатов агрохимического и эколого-токсилогического обследования земель и агрохимического паспорта полей, с указанием количественного содержания питательных элементов (азот, фосфор, калий), журнала учета применения пестицидов, агрохимикатов, технологические карты полей, документы подтверждающие происхождения, поступления, перемещения, применения пестицидов, агрохимикатов и соответствие их законодательству Российской Федерации.
По результатам проверки составлен акт проверки от 07 сентября 2016 года N и протокол об административном правонарушении N от 08 сентября 2016 года.
Действия ООО "Луч", специалистами службы по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым квалифицированы по части 2 статьи 8.7. КоАП РФ.
Постановлением начальника службы по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым от 26 января 2017 года N/ЗН-РК ООО "Луч", привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ.
Частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ установлена ответственность за невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.
Объективную сторону указанного правонарушения образует бездействие по выполнению установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду.
Субъектом правонарушения являются лица, обязанные соблюдать установленные законом требования и обязательные мероприятия.
Частью 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия; защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации.
Согласно статье 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами; своевременно производить платежи за землю; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.
Согласно п. 1.1 ГОСТа 17.4.3.04-85 "Охрана природы (ССОП). Почвы. Общие требования к контролю и охране от загрязнения" охране от загрязнения подлежат почвы сельскохозяйственных и лесных угодий, включая пашню, сенокосы, пастбища, почвы под многолетними насаждениями, а также заповедников, национальных природных парков, зон рекреации, населенных пунктов.
В силу п. 1.2 указанного ГОСТа, охрана почв от загрязнения должна осуществляться с учетом следующих требований: - определение норм, сроков и техники внесения удобрений, химических мелиорантов и других средств химизации с учетом данных агрохимического обследования почв, прогнозов появления вредителей и болезней, фактического засорения посевов; - использование в качестве удобрений и химических мелиорантов отходов промышленности и жилищно-коммунального хозяйства после детального изучения их химического состава, не допуская внесения в почву отходов, содержащих тяжелые металлы и другие токсичные элементы и соединения; - включение в проекты на новые предприятия и технологические линии очистных сооружений от всех загрязняющих почву компонентов; - утилизация и захоронение выбросов, сбросов, отходов, стоков и осадков сточных вод с соблюдением мер по предотвращению загрязнения почв; - транспортирование и хранение пестицидов в соответствии с ГОСТ 14189-81.
В соответствии с п. 2.19 СанПиН 1.2.2584-10, утвержденного постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 02.03.2010 N 17, применение пестицидов и агрохимикатов в сельскохозяйственном производстве проводится только после предварительного обследования сельскохозяйственных угодий (посевов, производственных помещений).
Для предупреждения накопления в почве стойких и активно мигрирующих пестицидов руководителями работ должно быть обеспечено строгое соблюдение установленных регламентов и рекомендаций по применению (нормы расхода препарата, кратность, время, способ обработок) конкретных препаратов, а землепользователями - контроль за содержанием в почвах остаточных количеств пестицидов и возможных опасных метаболитов или компонентов использованных препаратов (21.1.1. СанПиН 1.2.2584-10).
Требования к составлению паспорта почв с целью определения и контроля загрязненности и деградации для установления мероприятий по их охране, повышению плодородия и рациональному использованию, установлены ГОСТом 17.4.2.03-86 "Охрана природы (ССОП). Почвы. Паспорт почв".
В связи с невыполнением ООО "Луч" комплекса обязательных мероприятий по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения, защите земель от негативного воздействия, защите сельскохозяйственных угодий от зарастания сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации происходит деградация земель сельскохозяйственного назначения, их истощение, нерациональное использование природного ресурса.
Факт отсутствия агрохимических обследований земель, почвенно-грунтовые и эколого-токсилогических обследований, отсутствие показателей состояния плодородия земель сельскохозяйственного назначения, документов и информации о расчете потребности культур в питательных элементах, согласно выноса из почвы и внесения требуемого количества удобрений с расчетом под каждую выращиваемую культуру с учетом результатов агрохимического и эколого-токсилогического обследования земель и агрохимического паспорта полей, с указанием количественного содержания питательных элементов (азот, фосфор, калий), отсутствие журнала учета применения пестицидов, агрохимикатов, технологических карт полей, документов подтверждающих происхождения, поступления, перемещения, применения пестицидов, агрохимикатов и соответствие их законодательству Российской Федерации, свидетельствует о том, что пользователь земельного участка (ООО "Луч") лишен возможности выполнять возложенные на него обязанности по сохранению почв и их плодородия, защите земель от негативного воздействия, восстановлению плодородия почв.
Невыполнение землепользователями и собственниками, вышеуказанных обязательных мероприятий по защите земель влечет административную ответственность по части 2 статьи 8.7 КоАП РФ.
Вопреки доводам жалобы, выводы судьи районного суда о наличии в действиях ООО "Луч", состава вмененного административного правонарушения соответствуют фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, которые всесторонне, полно и объективно исследовались судьей районного суда и получили надлежащую оценку в судебном акте в соответствии с требованиями ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Действия ООО "Луч", правильно квалифицированы по ч. 2 ст. 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доказательств невозможности выполнения ООО "Луч", установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв, предотвращению процессов негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, в силу обстоятельств, которые ООО "Луч", не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении обычной степени заботливости и осмотрительности, не представлено, что с учетом положений части 2 статьи 2.1 КоАП РФ свидетельствует о наличии его вины.
Несогласие заявителя с произведенной судьей районного суда оценкой доказательств по делу, выводами суда не свидетельствует о том, что судьей допущены существенные нарушения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
В соответствии с изложенным и руководствуясь ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
решил:
Решение судьи Красногвардейского районного суда Республики Крым от 28 марта 2017 года оставить без изменения, а жалобу генерального директора ООО "Луч" Чмыр Д.М., без удовлетворения.
Судья Верховного Суда
Республики Крым "данные изъяты"
Е.Г. Павловский
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.