судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего - судьи Лозового С.В.,
судей - Авериной Е.Г., Чистяковой Т.И.,
при секретаре - Гамуровой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мартыненко В.И. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Симферополе Республики Крым о перерасчете пенсии,
по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Симферополе Республики Крым на решение Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 17 ноября 2016 года,
заслушав пояснения истца Мартыненко В.И., ее представителя Мартыненко Л.А., действующего на основании устного ходатайства, представителя ответчика Соболевой Н.С., действующей на основании доверенности,
УСТАНОВИЛА:
В июне 2016 года Мартыненко В.И обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Симферополе Республики Крым о перерасчете пенсии.
Исковые требования мотивирует тем, что ответчиком необоснованно произведен перерасчет ее пенсии исходя из заработка за "данные изъяты" месяцев. Она неоднократно обращалась с заявлениями в Государственное учреждение - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г.Симферополе Республики Крым о перерасчете пенсии. В ответах на ее заявления ответчиком указывалось на необходимость обращения за перерасчетом пенсии в соответствии с административным регламентом, в связи с чем, по мнению ответчика, оснований для удовлетворения обращений истца не имелось.
Уточнив исковые требования, истец просила признать незаконными действия ответчика по перерасчету ее пенсии из среднемесячной заработной платы за "данные изъяты" месяцев и обязать ответчика произвести перерасчет ее пенсии с ДД.ММ.ГГГГ из заработка за "данные изъяты" месяца за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
В судебном заседании истец Мартыненко В.И. и ее представитель Мартыненко Л.А., заявленные исковые требования поддержали и просили их удовлетворить.
Представитель ответчика Соболева Н.С. возражала против удовлетворения иска.
Решением Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 17 ноября 2016 года иск удовлетворен. Суд признал незаконными действия Государственного учреждения - Управления пенсионного фонда Российской Федерации в г.Симферополе Республики Крым по перерасчету пенсии Мартыненко В.И., исходя из среднемесячного заработка за "данные изъяты" месяцев.
Суд обязал Государственное учреждение - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г.Симферополе Республики Крым произвести перерасчет пенсии Мартыненко В.И. с ДД.ММ.ГГГГ исходя из среднемесячного заработка за "данные изъяты" месяца с учетом справки о заработной плате от ДД.ММ.ГГГГ. N.
Не согласившись с указанным решением, ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Симферополе Республики Крым подало апелляционную жалобу, в которой просит его отменить, как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права и принять новое решение об отказе в иске. Доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что в материалах пенсионного дела истца отсутствует справка о заработной плате от ДД.ММ.ГГГГ. N. В установленном законом порядке истец не обращалась к ответчику за перерасчетом пенсии, и не предоставляла указанную справку.
В возражениях, поданных на апелляционную жалобу, Мартыненко В.И. просит решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Пересматривая дело, судебная коллегия действует в соответствии с частью 1 статьи 327-1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, оценивает имеющиеся в деле доказательства.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
Удовлетворяя заявленные исковые требования, суд исходил из того, что при пересчете пенсии истца в соответствии с положениями Федерального закона от 21.07.2014 г. N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" ответчиком неправомерно не учтена при перерасчете заработная плата истца за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Право на перерасчет пенсии с ДД.ММ.ГГГГ у истца возникло в силу закона, поэтому не требуется дополнительного обращения истца к ответчику с заявлением по форме, предусмотренной административным регламентом.
При этом истец неоднократно обращалась с заявлениями к ответчику о перерасчете пенсии и предоставляла справку о заработной плате от ДД.ММ.ГГГГ. N о заработке за "данные изъяты" месяца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в которой указывается заработок, который мог быть включен в расчет среднемесячного заработка вместо периода, когда использовались украинские купоны.
Судебная коллегия не может в полной мере согласиться с такими выводами суда.
Так из материалов гражданского и пенсионного дела усматривается, что истец Мартыненко В.И. ДД.ММ.ГГГГ года рождения является получателем пенсии по возрасту с ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со ст. 39 Конституции РФ гражданам РФ гарантируется право на социальное обеспечение по возрасту. При этом в соответствии со ст. 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ" размер пенсии по старости определяется с учетом среднемесячного заработка застрахованного лица, следовательно, учет заработной платы в определенном размере относится к числу фактов, от которых зависит реализация права на получение пенсии в полном объеме.
В соответствии со статьей 1 Федерального конституционного закона Российской Федерации от 21 марта 2014 года N6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" Республика Крым принята в Российскую Федерацию.
В соответствии со ст. 6 и ст. 11 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов и до 01.01.2015 года действовал переходный период, в течение которого урегулировались вопросы интеграции новых субъектов Российской Федерации в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, в систему органов государственной власти Российской Федерации.
Статья 1 Федерального закона от 21.07.2014 г. N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Закон N 208- ФЗ) устанавливает особенности реализации права на пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, постоянно проживающих по состоянию на 18 марта 2014 года на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, а также организации индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования на территориях Республики Крым и города Севастополя.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя" размеры пенсий, назначенных гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с законодательством, действовавшим на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, подлежат перерасчету с 1 января 2015 года в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 3 ст. 3 вышеуказанного закона перерасчет размера пенсии осуществляется на основании документов выплатного дела без истребования от граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства заявлений о перерасчете пенсий.
Согласно ч.1, 2 ст.5 Федерального закона "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя", вступившей в силу с 1 января 2015года, (в редакции, действовавшей с 03.07.2016г) гражданам, указанным в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, являвшимся получателями пенсии на 31 декабря 2014 года, при исчислении размера страховой пенсии может быть учтен среднемесячный заработок за 2000 - 2001 годы либо среднемесячный заработок за любые периоды работы и (или) иной деятельности до 1 января 2002 года, из которого исчислена пенсия на указанную дату, на основании документов выплатного дела.
В случае, если среднемесячный заработок (доход) указан в национальной денежной единице Украины - гривнах, он пересчитывается в рубли по официальному курсу Центрального банка Российской Федерации, установленному на 1 января 2002 года ( "данные изъяты" рубля за "данные изъяты" украинских гривен). Среднемесячный заработок (доход) за период с апреля по ноябрь 1992 года включительно, указанный в переходной денежной единице - купонах, при назначении и перерасчете пенсий пересчитывается в рубли по курсу 1:1.
В соответствии с указанной нормой закона (в редакции, действовавшей с 01.01.2015г) на основании документов выплатного пенсионного дела ответчиком истцу был произведен перерасчет размера пенсии. Расчет заработка истца произведен на основании имеющейся в деле справки о заработной плате за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.( л.д.9) Денежная единица, в которой указана заработная плата в справке не указана.
Представитель ответчика в судебном заседании суда апелляционной инстанции пояснила, что действительно при перерасчете пенсии истца на ДД.ММ.ГГГГ не был учтен заработок истца за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, таким образом, доводы истца о том, что ей при перерасчете пенсии был учтен не весь заработок, являются обоснованными.
Поскольку обязанность по перерасчету пенсии по материалам пенсионного дела возложена на ответчика в силу прямого указания закона (ст.3, 5 Федерального закона "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя"), на ответчика следует возложить обязанность произвести перерасчет пенсии истца исходя из справки, имеющейся в материалах пенсионного дела.
Проверяя доводы истца о необходимости возложить на ответчика обязанность произвести перерасчет пенсии на основании справки о заработной плате от ДД.ММ.ГГГГ. N, судебная коллегия исходит из следующего
Согласно ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 5 настоящей статьи, производится: с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, влекущие за собой перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону уменьшения; с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения.
Согласно п.25 Административного регламента предоставления Пенсионным фондом РФ государственной услуги по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержденному приказом министерства труда и социальной защиты РФ от 19 января 2016 года N14н, граждане при обращении за перерасчетом размера страховой пенсии по старости, страховой пенсии по инвалидности, страховой пенсии по случаю потери кормильца, доли страховой пенсии по старости представляют документы, подтверждающие наличие оснований для такого перерасчета, предусмотренных статьей 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
Указанным регламентом предусмотрен исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги и услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственной услуги, подлежащих представлению гражданином, способы их получения гражданином, в том числе в электронной форме, порядок их представления.
Форма заявления о назначении пенсии предусмотрена в приложении N1 к административному регламенту предоставления Пенсионным фондом РФ государственной услуги по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержденному приказом министерства труда и социальной защиты РФ от 19 января 2016 года N14н.
Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 17.11.2014 года N884н утверждены Правила обращения за назначением пенсий, согласно п.3 которых, граждане обращаются за назначением пенсии, перерасчетом ее размера, переводом с одной пенсии на другую путем подачи заявления о назначении пенсии, заявления о перерасчете размера пенсии, заявления о переводе с одной пенсии на другую в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации лично или через представителя, обращающегося за установлением пенсии от его имени.
В соответствии с п. 4 Правил, граждане подают заявление о назначении пенсии непосредственно в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства. Заявление о назначении пенсии может быть направлено в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по почте.
Днем обращения за назначением пенсии считается день приема территориальным органом заявления о назначении пенсии со всеми необходимыми документами, обязанность по предоставлению которых возложена на заявителя (п. 25), перерасчет размера установленной пенсии в сторону увеличения в случаях, предусмотренных законом "О страховых пенсиях" и Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении" производится на основании заявления о перерасчете размера пенсии, принятого территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации
Форма заявления о назначении пенсии предусмотрена в приложении N1 к административному регламенту предоставления Пенсионным фондом РФ государственной услуги по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержденному приказом министерства труда и социальной защиты РФ от 19 января 2016 года N14н.
Материалами дела и пояснениями сторон, данными в судебном заседании суда апелляционной инстанции, подтверждается то, что истец ДД.ММ.ГГГГ направила ответчику подлинник справки о своей заработной плате N от ДД.ММ.ГГГГ и неоднократно направляла заявления с просьбой произвести перерасчет пенсии.
Ссылка ответчика на то, что все обращения истца имели разъяснительный характер, указанные заявления не соответствует форме, предусмотренной Административным регламентом, утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 19 января 2016 года N 14н, не является основанием для отказа истцу в перерасчете пенсии.
Согласно Административному регламенту основанием для начала административной процедуры по приему и регистрации заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги, является личное обращение гражданина в территориальный орган ПФР с заявлением и документами, необходимыми для предоставления государственной услуги, в том числе через работодателя, либо поступление заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги, в территориальный орган ПФР по почте, через многофункциональный центр или в форме электронного документа.
Обращение истца за перерасчетом пенсии по почте не может препятствовать реализации права на определение размера пенсии из более выгодного, по мнению истца, варианта среднемесячной заработной платы.
Между тем, оснований для возложения на ответчика обязанности по перерасчету пенсии по справке N с ДД.ММ.ГГГГ не имеется, поскольку указанная справка была представлена ответчику ДД.ММ.ГГГГг, в связи с чем обязанность по перерасчету пенсии с учетом данной справки возникла у ответчика не ранее ДД.ММ.ГГГГг. Доводы об отсутствии в распоряжении ответчика указанной справки опровергаются материалами дела. ( л.д.66)
Согласно ст. 328 ГПК РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе: отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.
С учетом вышеизложенного судебная коллегия полагает, что решение суда подлежит изменению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327.1, 328, 330 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 17 ноября 2016 года изменить, изложив резолютивную часть решения в следующей редакции: Признать незаконным действия Государственного учреждения - Управления пенсионного фонда Российской Федерации в г.Симферополе Республики Крым по перерасчету Мартыненко В.И. пенсии исходя из среднемесячного заработка за "данные изъяты" месяцев.
Обязать Государственное учреждение - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г.Симферополе Республики Крым произвести перерасчет пенсии Мартыненко В.И. с ДД.ММ.ГГГГ исходя из среднемесячного заработка за "данные изъяты" месяца по справке о заработной плате, имеющейся в материалах пенсионного дела.
Обязать Государственное учреждение - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г.Симферополе Республики Крым произвести перерасчет пенсии Мартыненко В.И. с ДД.ММ.ГГГГ исходя из среднемесячного заработка за "данные изъяты" месяца по справке о заработной плате N от ДД.ММ.ГГГГ
Председательствующий - Лозовой С.В.
Судьи - Аверина Е.Г.
Чистякова Т.И.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.