судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего, судьи Кирюхиной М.А.
судей Кустовой И.В.,
Сыча М.Ю.
при секретаре ФИО10
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Кустовой И.В. гражданское дело по иску Государственного унитарного предприятия Республики ФИО6 "Крымтеплокоммунэнерго" к ФИО1, ФИО2, ФИО3, третье лицо - Общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Авентин", о взыскании задолженности за услуги отопления, по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Керченского городского суда Республики Крым от 26 декабря 2016 года,
УСТАНОВИЛА:
ДД.ММ.ГГГГ Государственное унитарное предприятие Республики ФИО6 "Крымтеплокоммунэнерго" в лице филиала Государственного унитарного предприятия Республики ФИО6 "Крымтеплокоммунэнерго" (далее - ГУП РК "Крымтеплокоммунэнерго") обратилось с иском к ФИО1, ФИО2, ФИО3, в котором просило взыскать с ответчиков задолженность за потребленную тепловую энергию за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 9701,50 рублей.
Иск мотивирован тем, что ответчики проживая в "адрес",129 по "адрес" в "адрес" не оплачивают предоставляемые истцом услуги по теплоснабжению.
В судебном заседании представитель истца требования поддержала; ответчики возражали против удовлетворения иска.
Решением Керченского городского суда Республики Крым от 26 декабря 2016 года иск удовлетворен. Взыскана солидарно с ФИО1, ФИО2, ФИО3 в пользу ГУП РК "Крымтеплокоммунонерго" задолженность за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 9701 рублей 50 копеек, сумма госпошлины размере 400 руб., всего взыскано 10 101 рублей 50 копеек.
Не согласившись с данным судебным постановлением, ответчик ФИО1 подала апелляционную жалобу, в которой ставит вопрос об отмене данного решения и отказе в удовлетворении иска.
Апеллянт ссылается на то, что система отопления в квартире была демонтирована не ответчиками, а в установленном порядке работниками ЖЭУ N; указывает на то, что ответчики проживают в жилье, находящимся в муниципальной собственности, в связи с чем обязанность по установке радиаторов лежит на собственнике квартиры; утверждает, что неоднократные обращения ответчиков о восстановлении системы отопления не удовлетворены.
В суд апелляционной инстанции явилась представитель истца; ответчики не явились, о слушании дела уведомлены надлежаще.
Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в порядке ст. 167 ГПК РФ в отсутствие неявившихся лиц.
Пересматривая дело, судебная коллегия действует в соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ, согласно которой суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, оценивает имеющиеся в деле доказательства.
Определением от 30 марта 2017 г. судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики ФИО6 перешла к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 данного Кодекса, что согласно статье 330 ГПК РФ является безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения явившихся лиц, судебная коллегия пришла к следующему.
Из материалов дела усматривается и не оспаривается сторонами, что ФИО1, ФИО2, ФИО3, проживают и зарегистрированы в комнатах N, 129, расположенных в "адрес" в "адрес" Республики ФИО6, который подключен к централизованной системе отопления и горячего водоснабжения. Данное жилье является муниципальным. Коммунальная услуга по поставке тепловой энергии пользователями указанного помещения оплачивается напрямую ресурсоснабжающей организации.
Также не оспаривается сторонами, что комнаты N, 129, расположенные в "адрес" в "адрес" Республики ФИО6, в Реестр отключенных в надлежащем порядке жилых помещений, сформированный во исполнение Поручения Главы Республики ФИО6 С.В. Аксенова N от 30.03.2015г., не включены.
Постановлением Государственного Совета Республики ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ N на базе имущества АП "Крымтеплокоммунэнерго" создано ГУП РК "Крымтеплокоммунэнерго"; TOC \o "1-5" \h \z договоры и соглашения, стороной которых являлось АП "Крымтеплокоммунэнерго", подлежали переоформлению и перерегистрации на ГУП РК "Крымтеплокоммунэнерго" при условии определения органом управления данным предприятием целесообразности осуществления их переоформления и перерегистрации. Зс
Общежитие, расположенное по "адрес" в "адрес" Республики ФИО6 в спорный период обслуживал филиал ГУП РК "Крымтеплокоммунэнерго" в "адрес", который является структурным подразделением ГУП РК "Крымтеплокоммунэнерго".
Письменный договор на предоставление услуг между сторонами не заключен, однако на ФИО1 открыт лицевой счет N ( "адрес", общ. площ. 34,38 м.кв., проживающих 4).
Согласно представленного истцом расчета за услуги подачи тепловой энергии за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ за ответчиками числится задолженность в размере 9701 руб. 50 коп.
ДД.ММ.ГГГГ подписан и ДД.ММ.ГГГГ ратифицирован Договор между Российской Федерацией и Республикой ФИО6 о принятии в Российскую Федерацию Республики ФИО6 и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов.
С даты подписания данного Договора, то есть с ДД.ММ.ГГГГ Республика ФИО6 считается принятой в Российскую Федерацию (статья 1), в связи с чем на территории Республики ФИО6 с указанной даты действует законодательство Российской Федерации.
В соответствии со ст. 153 Жилищного кодекса РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Положениями ст. 154 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма включает в себя плату за коммунальные услуги (часть вторая). Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее и холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление (теплоснабжение) (часть четвертая названной статьи).
Представленные истцом доказательства наличия спорной задолженности, рассчитанной исходя из установленных тарифов и общей площади комнат, в которых проживают ответчики, дают основание для взыскания задолженности в заявленном в иске размере.
Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию ответчиков с заявленными требованиями, однако не могут быть приняты во внимание судебной коллегией, учитывая следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 99 Жилищного кодекса РФ специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования.
Статьей 100 ЖК РФ предусмотрено, что в обязанности нанимателя специализированного жилого фонда, к которому относятся и общежития, входит, в том числе, и обязанность по поддержанию надлежащего состояния занимаемых помещений, проведение текущего ремонта занимаемых помещений.
Такая обязанность закреплена и в подпунктах 4,5 пункта 7 Типового договора найма общежитий, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 42.
Пунктом 5 статьи 100 Жилищного кодекса РФ к пользованию специализированными жилыми помещениями по договорам найма таких жилых помещений применяются правила, предусмотренные статьей 65, частями 3 и 4 статьи 67 и статьей 69 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 65 Жилищного кодекса РФ к обязанностям наймодателя относится участие в надлежащем содержании и в ремонте общего имущества в многоквартирном доме, в котором находится сданное внаем жилое помещение, осуществление капитального ремонта жилого помещения.
В силу п. 3 ст. 67 Жилищного кодекса РФ, к обязанностям нанимателя относится поддержание надлежащего состояния жилого помещения, проведение текущего ремонта жилого помещения.
Согласно пункту 2 статьи 69 Жилищного кодекса РФ члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности. Дееспособные члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма несут солидарную с нанимателем ответственность по обязательствам, вытекающим из договора социального найма.
Согласно п. 11 "Перечня работ, относящемуся к текущему ремонту", утвержденному Постановлением государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от ДД.ММ.ГГГГ N 170, установка, замена и восстановление работоспособности отдельных элементов и частей элементов внутренних систем центрального отопления относится к работам текущего ремонта, который в соответствии с п/п. "е" п. 4 Типового договора социального найма жилого помещения производится нанимателем за свой счет.
Установлено, что находящиеся в квартире ответчиков обогревающие элементы системы отопления (радиаторы), обслуживают только одну квартиру, поэтому их ремонт (замена), как текущий ремонт, является обязанностью нанимателей - ответчиков по делу и должен производиться ими.
Указанное опровергает довод апеллянта относительно отсутствия у ответчиков ответственности за демонтаж системы отопления и наличия у собственника муниципального жилья ( "адрес" в "адрес" Республики ФИО6) обязанности по восстановлению радиаторов в комнатах, переданных в пользование ответчиков.
Также материалами дела не доказано утверждение апеллянта о принятии ею мер к восстановлению системы отопления, поскольку представленное ФИО1 заявление от ДД.ММ.ГГГГ на имя начальника Общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Авентин" данного факта не подтверждает.
Ссылка апеллянта на законность отключения её жилья от системы центрального отопления работниками ЖЭУ N не может быть принята во внимание, исходя из следующего.
Частью 15 статьи 14 Федерального закона N 190-ФЗ "О теплоснабжении" предусмотрен запрет перехода на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.
Федеральным законом от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" предусмотрено, что система инженерно-технического обеспечения является одной из систем здания или сооружения, предназначенной для выполнения функций водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха, газоснабжения, электроснабжения, связи, информатизации, диспетчеризации, мусороудаления, вертикального транспорта (лифты, эскалаторы) или функций обеспечения безопасности (пп. 21 п. 2 ст. 2).
Параметры и другие характеристики систем инженерно-технического обеспечения в процессе эксплуатации здания или сооружения должны соответствовать требованиям проектной документации.
В соответствии с пунктом 1.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от ДД.ММ.ГГГГ N 170, переоборудование жилых и нежилых помещений в жилых домах допускается после получения соответствующих разрешений в установленном порядке.
По смыслу приведенных выше правовых норм проект переустройства жилого помещения, предполагающий отключение квартиры в многоквартирном доме от централизованной системы отопления с установкой индивидуального отопления, должен соответствовать строительным нормам и правилам проектирования и подлежит согласованию с теплоснабжающей организацией, поскольку затрагивает общедомовую инженерную систему отопления.
Отсоединение квартиры ответчиков от системы централизованного отопления в 2008 году должно было производиться с соблюдением Порядка отключения отдельных жилых домов от сетей централизованного отопления и снабжения горячей воды при отказе потребителей от централизованного теплоснабжения, утвержденного Приказом Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства ФИО4 N от ДД.ММ.ГГГГ, изданного во исполнение пункта 25 Правил предоставления услуг по централизованному отоплению, снабжению холодной и горячей воды и водоотведению, утвержденных постановлением Кабинета Министров Украины от 21.07.2005 года N 630.
Указанным Порядком установлена процедура оформления отключения потребителя от централизованного отопления по причине отказа от получения коммунальной услуги, в том числе: вынесение созданной органом местного самоуправления постоянно действующей межведомственной комиссией по рассмотрению вопросов отключения потребителя от системы ЦО и ГВС решения о разрешении на отключение от системы ЦО и ГВС, устройство индивидуальной (автономной) системы теплоснабжения и сбор исходных данных и технических условий для изготовления проектной документации, что оформляется протоколом (пункт 2.2); получение потребителем перечня организаций, выдающих технические условия для разработки проекта индивидуального (автономного) теплоснабжения и отключения от системы ЦО и ГВС (пункт 2.2.1); отключение помещения от внутридомовых сетей ЦО и ГВС исполняется монтажной организацией, которая реализует проект при участии представителя собственника жилого дома, представителя исполнителя услуг по ЦО и ГВС, а также собственника квартиры (пункт 2.5); по окончанию работ составляется акт об отключении дома от системы ЦО и ГВС, который в десятидневный срок подается заявителем в Комиссию на утверждение (пункт 2.6); после утверждения акта на очередном заседании Комиссии стороны пересматривают условия договора о предоставлении услуг по централизованному теплоснабжению (пункт 2.7).
В тоже время Постановлением Кабинета Министров Украины N1268 от 31.10.2007, а также приказом Министерства по вопросам жилищно-коммунального хозяйства Украины N169 от 06.11.2007 г. были внесены изменения в указанный Порядок относительно порядка рассмотрения и принятия решений об отключении потребителей от сетей централизованного отопления и горячего водоснабжения, а именно с 14.12.2007 года в многоквартирных домах предусмотрена возможность отключения от сетей централизованного отопления и горячего водоснабжения не отдельных помещений дома, а всего дома в целом, при условии поддержки такого решения всеми собственниками помещений в доме и, кроме того, только при наличии утвержденной органом местного самоуправления в установленном порядке оптимизированной схемы перспективного развития систем теплоснабжения населенного пункта и в соответствии с ней.
Представленный ответчиками в подтверждение законности отключения находящихся в их пользовании жилых помещений от системы центрального отопления акт N 289 от 08.10.2008 года не является доказательством соблюдения вышеуказанной процедуры и не может быть признан допустимым доказательством, которое с достоверностью подтверждает утверждение апеллянта о законности отключения.
Более того, из содержания указанного акта не усматривается, кем была демонтирована система отопления, лицами, составившими этот документ, (работниками ЖЭУ N и представителем филиала ресурсоснабжающей организации) лишь констатируется факт отсутствия радиаторов.
Таким образом, иск ГУП РК "Крымтеплокоммунэнерго" подлежит удовлетворению в полном объеме.
Затраты истца на оплату госпошлины при подаче иска в суд в размере 400 рублей, подлежат взысканию в пользу ГУК РК "Крымтеплокоммунэнерго" с ответчиков в равных частях в порядке части 4 статьи 329 ГПК РФ.
Руководствуясь статьями 327-329, частью 4 статьи 330 ГПК РФ судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Керченского городского суда Республики Крым от 26 декабря 2016 года отменить.
Принять по делу новое решение которым иск Государственного унитарного предприятия Республики ФИО6 "Крымтеплокоммунэнерго" к ФИО1, ФИО2, ФИО3 о взыскании задолженности за услуги отопления удовлетворить.
Взыскать с ФИО1, ФИО2, ФИО3 солидарно в пользу Государственного унитарного предприятия Республики ФИО6 "Крымтеплокоммунэнерго" в лице филиала Государственного унитарного предприятия Республики ФИО6 "Крымтеплокоммунэнерго" в "адрес" задолженность по оплате услуг отопления за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 9701 руб. 50 коп.
Взыскать с ФИО1, ФИО2, ФИО3 в пользу Государственного унитарного предприятия Республики ФИО6 "Крымтеплокоммунэнерго" в лице филиала Государственного унитарного предприятия Республики ФИО6 "Крымтеплокоммунэнерго" в "адрес" затраты по уплате государственной пошлины в размере 400 руб. в равных долях - по 133 руб. с каждого.
Председательствующий, судья: М.А.Кирюхина
Судьи: И.В. Кустова
М.Ю. Сыч
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.