Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего Сыча М.Ю.
судей Корсаковой Ю.М. и Шестаковой Н.В.
при секретаре Карпенко А.А.
по докладу судьи Шестаковой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Малыча Андрея Петровича к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Крым, третье лицо Садовое товарищество собственников недвижимости "Елочка", о признании права собственности на земельный участок, признании недействительным отказа и понуждении совершить определенные действия
по апелляционной жалобе представителя Малыча Андрея Петровича на решение Симферопольского районного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ,
УСТАНОВИЛА:
,
,
,
,
,
,
,
В июне 2016 года Малыч Андрей Петрович обратился с иском к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Крым, третье лицо Садовое товарищество собственников недвижимости "Елочка", о признании права собственности на земельный участок N площадью N., расположенный в СТСН "Ёлочка" в Симферопольском районе Республики Крым; признании недействительным отказа Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и в предоставлении бесплатно в собственность земельного участка; понуждении Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, поданную истцом.
Исковые требования мотивированы тем, что на основании решения общего собрания членов СТСН "Ёлочка" от ДД.ММ.ГГГГ истцу передан в пользование земельный участок N площадью N. из состава земель СТСН "Ёлочка".
ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
ДД.ММ.ГГГГ Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым письменно отказало в предоставлении земельного участка
и в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
2
Данный отказ, по утверждению истца, нарушает его право как члена садоводческого объединения на приобретение бесплатно в собственность садового участка при соблюдении установленного законом порядка, что гарантировано как федеральным законом N 137-ФЗ, так и законом Республики Крым N 66-ЗКР\2015.
Реализация указанного права истца предусматривает составления схемы размещения земельного участка на кадастровом плане территории с последующим утверждением органом, уполномоченным на распоряжение соответствующими земельными участками.
Решением суда первой инстанции в удовлетворении иска отказано.
В апелляционной жалобе представитель Малыча Андрея Петровича ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции с принятием нового решения об удовлетворении иска, считая необоснованной ссылку суда на п.3 ст.18 Закона Республики Крым от 15.01.2015 года N66-ЗРК/2015 "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений" и на пп.2 п.3 ст.11.3 ЗК РФ; апеллянт указывает на то, что формирование земельного участка согласно схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории является единственно возможным способом реализации права.
В заседание суда апелляционной инстанции явились представители сторон и третьего лица.
Истец в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил.
Судебная коллегия считает возможным рассмотрение дела в отсутствие истца. Что не противоречит положениям ст.167 ГПК РФ.
Представители истца и третьего лица поддержали доводы апелляционной жалобы.
Представитель ответчика возражал против удовлетворения апелляционной жалобы и пояснил, что Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым является органом исполнительной власти, действующим на основании Положения, утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от 27.06.2014 года N157; в компетенцию Министерства входит разрешение земельных вопросов в отношении земельных участков, относящихся к государственной и муниципальной собственности; земельный участок, выделенный в пользование СТСН "Елочка", находится за пределами населенного пункта, в связи с чем относится к государственной собственности; письменный ответ Министерства не является отказом, а по существу является разъяснением по спорному вопросу.
Согласно ч.1 ст.327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Выслушав представителей сторон и третьего лица, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы в соответствии со ст.327.1 ГПК РФ,
3
проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, судебная коллегия считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п.п.2,3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 23 от 19 декабря 2003 г. "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требования закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55,59-61,67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии со ст. 328 ГПК РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции вправе оставить решение суда первой инстанции без изменения, отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.
Согласно п.п.1,3,4 ч.1 ст.330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Разрешая гражданско-правовой спор, суд первой инстанции исходил из необоснованности заявленных исковых требований.
Выводы суда соответствуют нормам процессуального права и подлежащим применению нормам материального права.
Как установлено судом первой инстанции, исполнительным комитетом Симферопольского районного совета депутатов Областному Дому ребенка "Елочка" г. Симферополя в 1989 году для организации садоводческого товарищества был выделен в пользование земельный участок площадью N в пределах плана землепользования, что подтверждается государственным актом серии N N на право бессрочного пользования земельным участком.
Согласно п. 1.6 Устава СТСН "Елочка", все имущественные права, в том числе земельный участок, предоставленный в бессрочное пользование для ведения садоводства, денежные средства, обязательства и другие права и обязательства, возникшие до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской
4
Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", сохраняются за Садоводческим товариществом собственников недвижимости "Елочка" в связи с переименованием ТСН "Елочка".
В соответствии с кадастровым паспортом земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанный земельный участок площадью N зарегистрирован на праве постоянного (бессрочного) пользования с присвоением земельному участку нового кадастрового номера N
По сообщению Государственного комитета по Государственной регистрации и кадастру Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ в ЕГРП отсутствуют сведения о зарегистрированных правах на земельный участок N N расположенный по адресу: Симферопольский район, СТСН "Елочка", а также на земельный участок площадью N расположенный по адресу: Симферопольский район, СТСН "Ёлочка", с кадастровым номером N
На основании решения общего собрания членов СТСТ "Елочка" от ДД.ММ.ГГГГ Малыч А.П. принят в члены СТСН "Елочка" и ему выделен участок N площадью N.
ДД.ММ.ГГГГ представитель Малыча А.П. обратился в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым с заявлением о предоставлении бесплатно в собственность земельного участка площадью 931 кв.м., находящегося на земельном участке с кадастровым номером N, предоставленном СТСН "Елочка".
К данному заявлению были приложены схема расположения земельного участка, составленная истцом, а также выписка из протокола общего собрания членов СТСН "Елочка" и копия Государственного акта.
Письмом Заместителя министра имущественных и земельных отношений Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ истцу было разъяснено, что он не имеет права оформить земельный участок в соответствии со схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории, поскольку Садовым товариществом, членом которого является истец, необходимо разработать проект межевания территории садоводческого товарищества, после его возможно дальнейшее оформление гражданами своих земельных участков в собственность (или аренду) и земель общего пользования садоводческого товарищества в собственность.
В ответ на обращение председателя СТСН "Ёлочка" от ДД.ММ.ГГГГ о даче разрешения на подготовку документации по планировке территории СНТС "Елочка" Администрацией Симферопольского района от ДД.ММ.ГГГГ сообщено, что принятие решения Администрацией Симферопольского района о подготовке документации о планировке территории не представляется возможным ввиду того, что схема территориального планирования Симферопольского муниципального района до настоящего времени не разработана.
5
В соответствии со ст.1 Федерального конституционного закона Российской Федерации от 21 марта 2014 года N6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" Республика Крым принята в Российскую Федерацию.
Как установлено ст.23 указанного Федерального конституционного закона Российской Федерации, законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п.4.1 ст. 12.1 Федерального конституционного закона Российской Федерации от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" до 1 января 2019 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Согласно ст.11.3. ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов: 1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации; 2) проектная документация лесных участков; 3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.
Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в дарственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.
Исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков, в частности, из земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства либо для ведения дачного хозяйства иным юридическим лицам.
6
Как предусмотрено п.2.7. ст.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", до 31 декабря 2020 года члены садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан имеют право независимо от даты вступления в члены указанного объединения приобрести земельный участок, предназначенный для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, без проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок соответствует в совокупности следующим условиям: земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу настоящего Федерального закона для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства указанному объединению либо иной организации, при которой было создано или организовано указанное объединение; по решению общего собрания членов указанного объединения (собрания уполномоченных) о распределении земельных участков между членами указанного объединения либо на основании другого устанавливающего распределение земельных участков в указанном объединении документа земельный участок распределен данному члену указанного объединения; земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд.
Согласно п.2.8 вышеуказанного закона в случае, предусмотренном п.2.7 настоящей статьи, предоставление земельного участка в собственность гражданина осуществляется на основании решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, на основании заявления гражданина или его представителя. К указанному заявлению прилагаются: схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленная гражданином. Представление данной схемы не требуется при наличии утвержденного проекта межевания территории, в границах которой расположен земельный участок, проекта организации и застройки территории некоммерческого объединения граждан либо при наличии описания местоположения границ такого земельного участка в государственном кадастре недвижимости; протокол общего собрания членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан (собрания уполномоченных) о распределении земельных участков между членами указанного объединения, иной устанавливающий распределение земельных участков в этом объединении документ или выписка из указанного протокола или указанного документа.
В силу ст.20 Закона Республики Крым от 15.01.2015 N 66-ЗРК/2015 "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений", устанавливающего порядок предоставления земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым или
7
муниципальной собственности на территории Республики Крым, члены объединений граждан, созданных до 18 марта 2014 года и перерегистрированных в соответствии с законодательством Российской Федерации в садоводческие, огороднические я дачные некоммерческие объединения граждан, имеют право независимо от даты вступления в члены указанного объединения приобрести бесплатно в собственность земельный участок в ранее определенных границах или размерах, а в случае если такой тельный участок не допускается предоставлять в собственность, - заключить договор аренды земельного участка без проведения торгов, если данный земельный участок по решению общего собрания членов указанного объединения о распределении земельных участков между их членами распределен данному лицу (члену указанного объединения), но не позднее 1 января 2020 года. При этом правила статей 3-6 настоящего Закона в отношении указанных случаев не применяются.
Как указано в п.3 ст.18 вышеуказанного Закона Республики Крым, земельные участки могут образовываться на основании утвержденной схемы расположения земельных участков без ограничений, предусмотренных федеральными законами, до 1 января 2017 года, за исключением образования земельных участков из земельных участков, предоставленных коммерческой организации, созданной гражданами для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства, либо для ведения дачного хозяйства иным юридическим лицом.
В соответствии с п.п.1.1,2.2,3.2,4.2,4.7.2 Положения о министерстве имущественных и земельных отношений Республики Крым, утвержденным постановлением Совета министров Республики Крым от 27.06.2014 года N157, действовавшим на момент разрешения спора, данное министерство является исполнительным органом государственной власти Республики Крым, проводящим государственную политику и осуществляющим функции по нормативному правовому регулированию, контролю в сфере имущественных и земельных отношений, а именно: осуществление от имени Республики Крым в установленном порядке управления и распоряжения имуществом (за исключением жилых помещений) и землями, находящимися в собственности Республики Крым; осуществление от имени Республики Крым в установленном порядке управления и распоряжения имуществом и землями, находящимися в собственности Республики Крым; осуществляет управление, владение и распоряжение имуществом, находящимся в собственности Республики Крым, в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Республики Крым; рассматривает заявления об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории, предварительном согласовании предоставления земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым; принимает, в частности, решения о предоставлении земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым, гражданам - членам садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений
8
граждан в собственность бесплатно на основании проектов межевания территории садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан.
Проанализировав фактические обстоятельства, доводы и возражения сторон, представленные ими доказательства, судебная коллегия считает, что судом первой инстанции правильно определены спорные правоотношения; применены нормы материального права, подлежащие применению, всем обстоятельствам и доказательствам и дана правильная правовая оценка.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, несостоятельны, поскольку ст.11.3 ЗК РФ устанавливает образование земельных участков из земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства, исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории данной некоммерческой территории.
Кроме того, п.3 ст.18 Закона Республики Крым от 15.01.2015 N 66-ЗРК/2015 "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений" запрещает образование земельных участков из земельных участков, предоставленных коммерческой организации, созданной гражданами для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства, на основании только утвержденной схемы расположения земельных участков.
С учетом вышеизложенного выводы суда первой инстанции об отсутствии правовых оснований для удовлетворения иска соответствуют нормам процессуального права и подлежащим применению нормам материального права.
Согласно п.1 ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Принимая во внимание то, что истец не представил доказательств в обоснование своих доводов по существу спора, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены или изменения судебного решения по доводам апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст.ст.328,329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Симферопольского районного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Малыча Андрея Петровича без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.