судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего, судьи Корсаковой Ю.М.,
судей Адаменко Е.Г., Кустовой И.В.,
при секретаре Живило М.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Кустовой И.В. гражданское дело по иску Государственного унитарного предприятия Республики ФИО7 "Крымтеплокоммунэнерго" в лице филиала Государственного унитарного предприятия Республики ФИО7 "Крымтеплокоммунэнерго" в "адрес" к ФИО1, ФИО2, ФИО3 о взыскании задолженности за услуги отопления, по апелляционной жалобе ФИО1, ФИО2, ФИО3 на решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 16 ноября 2016 года,
УСТАНОВИЛА:
ДД.ММ.ГГГГ Государственное унитарное предприятие Республики ФИО7 "Крымтеплокоммунэнерго" в лице филиала Государственного унитарного предприятия Республики ФИО7 "Крымтеплокоммунэнерго" в "адрес" (далее - ГУП РК "Крымтеплокоммунэнерго" в лице ГУП РК "Крымтеплокоммунэнерго" в "адрес") обратилось с иском к ФИО1, в котором просило взыскать с ответчика задолженность за потребленную тепловую энергию за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 20395,27 руб.
Иск мотивирован тем, что истец поставляет тепловую энергию на отопление "адрес" многоквартирном "адрес" в "адрес", подключенном к системе централизованного теплоснабжения. Ответчик проживает в этой квартире и является потребителем тепловой энергии. В связи с ненадлежащим выполнением ответчиком обязательств по оплате потребленной тепловой энергии за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ образовалась задолженность в указанной сумме.
Определением Феодосийского городского суда Республики ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчиков привлечены ФИО12 и ФИО2 как сособственники жилого помещения.
В суде первой инстанции представитель истца иск поддержала; ответчик ФИО1 и ее представитель ФИО13, а также ответчик ФИО2 иск не признали; ответчик ФИО3 в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
Решением Феодосийского городского суда Республики ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ иск удовлетворен. Взыскана с ФИО1, ФИО2, ФИО3 в пользу ГУП РК "Крымтеплокоммунэнерго" в лице филиала ГУП РК "Крымтеплокоммунэнерго" в "адрес" задолженность по оплате коммунальных услуг за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 20395,27 руб., сумма госпошлины размере 811,85 руб., в равных долях по 7069,04 руб.
Не согласившись с данным судебным постановлением, ответчики подали апелляционную жалобу, в которой ставит вопрос об отмене данного решения и отказе в удовлетворении иска.
Апеллянты указывает на то, что они не являются потребителем указанной истцом коммунальной услуги, поскольку "адрес" в "адрес" на законных основаниях отключена от системы централизованного отопления в 2012 году, в ней установлено автономное отопление.
Апеллянты считают, что истец не является лицом, имеющим право подавать настоящий иск, поскольку по состоянию на 2012 год (на момент отключения ответчиками от системы отопления) ГУП РК "Крымтеплокоммунэнерго" в лице ГУП РК "Крымтеплокоммунэнерго" в "адрес" исполнителем услуг по централизованному отоплению не являлся (Постановление Хозяйственного суда АР ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГг. NА).
Кроме того, считают, что судом необоснованно не применен срок исковой давности к сложившимся правоотношениям.
Возражений на жалобу не поступило.
В суд апелляционной инстанции явились ФИО1, ФИО2 и их представитель ФИО13; ответчик ФИО3 и представитель ГУП РК "Крымтеплокоммунэнерго" в лице ГУП РК "Крымтеплокоммунэнерго" в "адрес" не явились, о слушании дела извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся сторон на основании части 3 статьи 167 ГПК РФ, поскольку о слушании дела они надлежаще извещены, их неявка не препятствует рассмотрению дела.
Заслушав судью-докладчика, исследовав материалы дела и доводы апелляционной жалобы в пределах требований ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения по следующим основаниям.
Из материалов дела усматривается, что ГУП РК "Крымтеплокоммунэнерго" создано от имени субъекта Российской Федерации - Республики ФИО7 на основании Постановления Государственного Совета Республики ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ года N "О Государственном унитарном предприятии Республики ФИО7 "Крымтеплокоммунэнерго", Распоряжением Совета ФИО6 Республики ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ N-р "О Государственном унитарном предприятии Республики ФИО7 "Крымтеплокоммунэнерго", распоряжением Совета ФИО6 Республики ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ N-р "О передаче имущества в государственную собственность Республики ФИО7".
ГУП РК "Крымтеплокоммунэнерго" зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц, с ДД.ММ.ГГГГ создано обособленное подразделение филиала ГУП "Крымтеплокоммунэнерго" в "адрес", которое является производителем, транспортировщиком и централизованным поставщиком тепловой энергии на нужды населения "адрес".
Государственным комитетом по ценам и тарифам Республики ФИО7 установлены тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям ГУП РК "Крымтеплокоммунэнерго" в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с календарной разбивкой.
Согласно свидетельству о праве собственности на жилье, свидетельствам о праве на наследство по закону, ФИО1, а также ФИО3, ФИО2, на праве общей долевой собственности являются собственниками жилого помещения- квартиры. расположенной по адресу "адрес" (л.д. 56).
Согласно лицевому счету N в данной квартире проживают ответчики ФИО1, ФИО3, ФИО2 (л.д. 18).
Из технического паспорта на квартиру, изготовленного ДД.ММ.ГГГГг., следует, что квартира расположена на 4 этаже 5 этажного многоквартирного жилого дома, общая площадь квартиры составляет 69,0 кв.м., площадь без учета балконов и лоджий 64,9 кв.м; квартира подключена к системе центрального отопления (л.д. 55). Изменения в данный технический паспорт не внесены.
Судом установлено, что многоквартирный дом, в котором расположена принадлежащая ответчикам квартира, оборудован централизованной системой отопления, поставщиком коммунальной услуги по теплоснабжению дома с ноября 2014 года является ГУП Республики ФИО7 "Крымтеплокоммунэнерго".
Актами готовности систем отопления здания к эксплуатации в отопительном периоде 2014-2015, 2015-2016 гг, подтверждается, что жилой дом по "адрес" допущен к подключению к тепловой сети теплоснабжающей организации (л.д. 26-28).
Согласно из содержания выписки из протокола межведомственной комиссии по вопросам отключения отдельных жилых домов от сетей ЦО И ГВС от ДД.ММ.ГГГГ следует, что дано разрешение на сбор документов и разработку проектно- сметной документации для устройства индивидуального отопления (л.д. 44).
Из акта об отключении квартиры от внутридомовых сетей ЦО и ГВС от ДД.ММ.ГГГГ видно, что квартира ответчика отключена, акт подписан представителем ЖЭК и представителем монтажной организации ИП Шамраев, а также владельцем квартиры (л.д. 32).
Решение межведомственной комиссии об отключении, разрешение на переоборудование и фактического отключения квартиры от системы централизованного отопления в установленным законодательством порядке в материалах дела не имеется.
По расчету ГУП РК "Крымтеплокоммунэнерго" в лице ГУП РК "Крымтеплокоммунэнерго" в "адрес" задолженность по оплате отопления "адрес" в "адрес" за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составляет 20395,27 руб (л.д. 6).
Рассмотрев спор, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований к удовлетворению требований ГУП РК "Крымтеплокоммунэнерго" филиала ГУП РК "Крымтеплокоммунэнерго" в "адрес" и взысканию задолженности по оплате услуг отопления, поставляемых истцом в квартиру ответчиков.
С выводом суда первой инстанции об обоснованности иска судебная коллегия соглашается.
ДД.ММ.ГГГГ подписан и ДД.ММ.ГГГГ ратифицирован Договор между Российской Федерацией и Республикой ФИО7 о принятии в Российскую Федерацию Республики ФИО7 и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов.
С даты подписания данного Договора, то есть с ДД.ММ.ГГГГ Республика ФИО7 считается принятой в Российскую Федерацию (статья 1), в связи с чем на территории Республики ФИО7 с указанной даты действует законодательство Российской Федерации.
Частью 15 статьи 14 Федерального закона N 190-ФЗ "О теплоснабжении" предусмотрен запрет перехода на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" предусмотрено, что система инженерно-технического обеспечения является одной из систем здания или сооружения, предназначенной для выполнения функций водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха, газоснабжения, электроснабжения, связи, информатизации, диспетчеризации, мусороудаления, вертикального транспорта (лифты, эскалаторы) или функций обеспечения безопасности (пп. 21 п. 2 ст. 2).
Параметры и другие характеристики систем инженерно-технического обеспечения в процессе эксплуатации здания или сооружения должны соответствовать требованиям проектной документации.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 35 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов потребитель не вправе самовольно демонтировать или отключать обогревающие элементы, предусмотренные проектной и (или) технической документацией на многоквартирный дом.
Аналогичные положения содержатся в пункте 1.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от ДД.ММ.ГГГГ N 170.
По смыслу приведенных выше правовых норм проект переустройства жилого помещения, предполагающий отключение квартиры в многоквартирном доме от централизованной системы отопления с установкой индивидуального отопления, должен соответствовать строительным нормам и правилам проектирования и подлежит согласованию с теплоснабжающей организацией, поскольку затрагивает общедомовую инженерную систему отопления.
Отсоединение квартиры ответчиков от системы централизованного отопления в 2012 году (по утверждению собственника) могло быть проведено с соблюдением Порядка отключения отдельных жилых домов от сетей централизованного отопления и снабжения горячей воды при отказе потребителей от централизованного теплоснабжения, утвержденного Приказом Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства ФИО4 N от ДД.ММ.ГГГГ, изданного во исполнение пункта 25 Правил предоставления услуг по централизованному отоплению, снабжению холодной и горячей воды и водоотведению, утвержденных постановлением ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ N.
Указанным Порядком установлена процедура оформления отключения потребителя от централизованного отопления по причине отказа от получения коммунальной услуги, в том числе: вынесение созданной органом местного самоуправления постоянно действующей межведомственной комиссией по рассмотрению вопросов отключения потребителя от системы ЦО и ГВС решения о разрешении на отключение от системы ЦО и ГВС, устройство индивидуальной (автономной) системы теплоснабжения и сбор исходных данных и технических условий для изготовления проектной документации, что оформляется протоколом (пункт 2.2); получение потребителем перечня организаций, выдающих технические условия для разработки проекта индивидуального (автономного) теплоснабжения и отключения от системы ЦО и ГВС (пункт 2.2.1); отключение помещения от внутридомовых сетей ЦО и ГВС исполняется монтажной организацией, которая реализует проект при участии представителя собственника жилого дома, представителя исполнителя услуг по ЦО и ГВС, а также собственника квартиры (пункт 2.5); по окончанию работ составляется акт об отключении дома от системы ЦО и ГВС, который в десятидневный срок подается заявителем в Комиссию на утверждение (пункт 2.6); после утверждения акта на очередном заседании Комиссии стороны пересматривают условия договора о предоставлении услуг по централизованному теплоснабжению (пункт 2.7).
Постановлением ФИО4 N от ДД.ММ.ГГГГ, а также приказом Министерства по вопросам жилищно-коммунального хозяйства ФИО4 N от ДД.ММ.ГГГГ были внесены изменения в указанный Порядок относительно порядка рассмотрения и принятия решений об отключении потребителей от сетей централизованного отопления и горячего водоснабжения, а именно с ДД.ММ.ГГГГ в многоквартирных домах предусмотрена возможность отключения от сетей централизованного отопления и горячего водоснабжения не отдельных помещений дома, а всего дома в целом, при условии поддержки такого решения всеми собственниками помещений в доме и, кроме того, только при наличии утвержденной органом местного самоуправления в установленном порядке оптимизированной схемы перспективного развития систем теплоснабжения населенного пункта и в соответствии с ней.
Возражая против заявленных требований, в подтверждение обоснованности отключения квартиры от системы центрального отопления ответчики предоставили суду: - выписку из протокола межведомственной комиссии по вопросам отключения отдельных жилых домов от сетей ЦО И ГВС от ДД.ММ.ГГГГ о разрешении на сбор документов и разработку проектно- сметной документации для устройства индивидуального отопления; акт об отключении квартиры от внутридомовых сетей ЦО и ГВС от ДД.ММ.ГГГГ.
Судебная коллегия не может признать данные документы допустимыми доказательствами, с достоверностью подтверждающими утверждение ответчиков о законности отключения их квартиры от системы центрального отопления.
Получение потребителем разрешения межведомственной комиссии на сбор документов и разработку проектно- сметной документации для устройства индивидуального отопления является начальным этапом процедуры отказа потребителя от получения данной коммунальной услуги, которое в отношении отдельного жилого помещения в многоквартирном жилом доме, в силу закона могло быть реализовано только до ДД.ММ.ГГГГ. Однако, ответчиками не представлены необходимые решения постоянно действующей межведомственной комиссии, созданной органом местного самоуправления.
Сведения о соблюдении ответчиками требований Порядка отключения отдельных жилых домов от сетей централизованного отопления и снабжения горячей воды при отказе потребителей от централизованного теплоснабжения, утвержденного Приказом Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства ФИО4 N от ДД.ММ.ГГГГ, то есть об изготовлении проектной документации на автономное отопление, установке такого отопления, составлении акта об отключении квартиры от системы ЦО и ГВС, его утверждении межведомственной комиссией, уведомлении абонентской службы АП "Крымтеплокоммунэнерго" об отключении, а также пересмотре условий договора о предоставлении услуг по централизованному теплоснабжению в материалах дела также отсутствуют.
При этом, выписка из протокола N межведомственной комиссии по вопросам отключения отдельных жилых домов от сетей ЦО И ГВС от ДД.ММ.ГГГГг. о даче ответчикам разрешения на сбор документов и разработку проектно- сметной документации для устройства индивидуального отопления выдана после запрета отключения отдельной квартиры в многоквартирном доме и не содержит информации о получении ответчиками разрешения на отключение их квартиры от системы центрального отопления, что не подтверждает соблюдение ответчиками ранее установленного порядка отключения.
Сведения о передаче информации об отключении данной квартиры теплоснабжающей организации для закрытия лицевого счета в материалах дела также отсутствуют.
Акт от ДД.ММ.ГГГГ, составленный КП ЖЭК - 1 об отсутствии в "адрес" в "адрес" горячего водоснабжения не является бесспорным доказательством соблюдения собственником дома установленного порядка отключения.
Анализ указанных документов не дает оснований для вывода об отсутствии признака самовольного отключения спорной квартиры от центрального отопления, на чем необоснованно настаивает апеллянт.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность обжалованного судебного решения, пришла к выводу о том, что ответчиком не представлено достоверных доказательств соблюдения действующих на 2007-2008 годы нормативных требований к отключению квартиры в многоквартирном доме от централизованной системы отопления, следовательно отсутствуют основания считать прекращенными правоотношения между поставщиком и потребителем данных коммунальных услуг.
В соответствии со ст. 153 Жилищного кодекса РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Положениями ст. 154 ЖК РФ предусмотрено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма включает в себя плату за коммунальные услуги (часть вторая). Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее и холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление (теплоснабжение) (часть четвертая названной статьи).
Представленные истцом доказательства наличия спорной задолженности, рассчитанной исходя из установленных тарифов и общей площади квартиры, дают основание для взыскания задолженности по оплате услуг отопления в пределах заявленных требований за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 20395 руб. 27 коп.
Таким образом, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований для отмены решения Феодосийского городского суда Республики Крым от 16 ноября 2016 года и удовлетворения апелляционной жалобы ответчиков.
Руководствуясь статьями 327-329 ГПК РФ судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 16 ноября 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1, ФИО2, ФИО3 - без удовлетворения.
Председательствующий, судья: Ю.М.Корсакова
Судьи: Е.Г.Адаменко
И.В. Кустова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.