Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего судьи Лозового С.В.,
судей Егоровой Е.С., Пономаренко А.В.,
при секретаре судебного заседания Калиниченко В.С.,
с участием истца ФИО1 и его представителя Шматко А.Н.,
представителей ответчика Калашниковой Е.А. и Павленко Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Лозового С.В.
гражданское дело по иску ФИО1 к Министерству внутренних дел по "адрес" в лице Центра Финансового обеспечения МВД по "адрес" о признании действий незаконными и возложении обязанности совершить определенные действия,
по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Киевского районного суда "адрес" Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ, которым постановлено:
"В удовлетворении исковых требований ФИО1 отказать в полном объеме",
установила:
ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ обратился в суд с иском к Министерству Внутренних Дел по Республики Крым в лице Центра финансового обеспечения МВД по РК, в котором просит признать незаконным отказ ответчика начислить и выплатить ему как неработающему пенсионеру, на иждивении которого находятся нетрудоспособные члены семьи, надбавку к пенсии за выслугу лет в размере 64% расчетного размера пенсии с ДД.ММ.ГГГГ.
Требования истца мотивированы тем, что с 2009 года ФИО1 как пенсионер МВД является получателем пенсии по выслуге лет. Начиная с ДД.ММ.ГГГГ его пенсия составляла 25090,49 руб., в том числе с учетом надбавки в сумме 3606,20 руб. на несовершеннолетнюю дочь. В 2015 году он официально трудоустроился и ему произведен перерасчет пенсии, который составил без учета надбавки 21484,29 руб. В декабре 2015 года ФИО1 прекратил трудовую деятельность и ДД.ММ.ГГГГ обратился с заявлением о перерасчете пенсии и выплате надбавки на двух несовершеннолетних детей, однако в восстановлении надбавки ему было отказано, размер пенсии остался 21484,29 руб.
Судом постановленоприведенное выше решение.
Не согласившись с таким решением суда, ФИО1 подал апелляционную жалобу, в которой просит его отменить, принять новое решение, которым исковые требования удовлетворить, указывая на то, что решение принято незаконно и необоснованно, с нарушением норм материального и процессуального права. В частности указывает на то, что суд не провел полное, всесторонне и объективное исследование имеющихся в деле доказательств, не дал оценки доводам, приведенным им в обоснование заявленных требований, не определилфактические обстоятельства дела.
По мнению истца, нормами Федерального закона РФ N 4468-I от 12.02.1993 разграничены понятия пенсии и надбавки к пенсии, а также основания их возникновения и изменения размеров, что указывает на то, что начисление и выплата надбавки осуществляется независимо от размера пенсии.
В возражениях на апелляционную жалобу, представитель ответчика указывает на законность и обоснованность вынесенного по делу решения, просит жалобу оставить без удовлетворения, а решение суда первой инстанции - без изменения.
Определением Апелляционного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ решение Киевского районного суда "адрес" Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ отменено, принято новое решение, которым иск ФИО1 удовлетворен частично. Отказ отдела пенсионного обслуживания центра финансового обеспечения МВД по "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ в начислении и выплате ФИО1 как неработающему пенсионеру МВД пенсии в размере 25090,49 руб. признан незаконным. На ответчика возложена обязанность начислять и выплачивать ФИО1 как неработающему пенсионеру МВД пенсию в размере 25090,49 руб. с ДД.ММ.ГГГГ до приобретения им права на пенсию в большем размере, исчисленном в соответствии с законодательством Российской Федерации. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Постановлением Президиума Верховного Суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ определение Апелляционного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
В постановлении Президиум Верховного Суда Республики Крым указал, что обстоятельствам, на которые ссылался ответчик, отказывая в восстановлении выплаты надбавки на иждивенцев, суд апелляционной инстанции надлежащей оценки не дал, не указал, почему доводы ответчика не заслуживают внимания.
При повторном апелляционном пересмотре, в судебном заседании суда апелляционной инстанции истец и его представитель доводы жалобы, изложенные выше, поддержали и просили решение суда первой инстанции отменить, а иск удовлетворить в полном объеме.
Представители ответчиков против удовлетворения жалобы возражали, ссылаясь на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
Проверив материалы дела, заслушав пояснения истца, его представителя и представителей ответчика, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения ответчика, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 195 ГПК Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
Из разъяснений, содержащихся в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 23 от 19 декабря 2003 года "О судебном решении" следует, что решение является законным в том случае, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или права (часть 2 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59-61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Обжалуемое решение суда первой инстанции соответствует вышеизложенным требованиям.
Из материалов дела следует, что ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ являлся пенсионером МВД Украины по выслуге лет, пенсия ему назначалась и выплачивалась по действовавшему на тот момент законодательству Украины Пенсионным фондом Украины, а после ДД.ММ.ГГГГ - Пенсионным фондом Республики Крым. Размер ранее назначенной пенсии с учетом Указа Президента Российской Федерации от 31 марта 2014 г. N 192 "О мерах государственной поддержки граждан, являющихся получателями пенсий на территориях Республики Крым и г. Севастополя" составлял 21484 руб. 29 коп.
С ДД.ММ.ГГГГ указанная пенсия стала выплачиваться отделом пенсионного обслуживания Центра финансового обеспечения МВД по "адрес" с учетом надбавки на иждивенцев, установленной п. б ст. 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей". Размер надбавки на иждивенцев составил 3606 руб. 20 коп. Пенсия в сумме 25090 руб. 49 коп. с учетом указанной надбавки ФИО1 выплачивалась по ДД.ММ.ГГГГ.
В апреле 2015 г. ФИО1 устроился на работу, в связи с чем с ДД.ММ.ГГГГ ответчик стал выплачивать ему пенсию без учета надбавки в сумме 21484,29 руб. Согласно данным трудовой книжки ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ является неработающим пенсионером в связи с расторжением трудового договора, поэтому ДД.ММ.ГГГГ обратился к ответчику с заявлением о восстановлении выплаты надбавки на двух иждивенцев.
Федеральным законом от 01.12.2014 N 398-ФЗ предусмотрено, что гражданам Российской Федерации, проходившим военную службу и приравненную к ней службу и постоянно проживающих на 18 марта 2014 года на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя и являющихся по состоянию на 31 декабря 2014 года получателями пенсий, назначенных в соответствии с законодательством, действующим на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя, и членам их семей, пенсионное обеспечение с 1 января 2015 года осуществляется в порядке, установленном Законом Российской Федерации от 12.02.1993 года N 4468-1.
Частью 2 статьи 3 Федерального закона N 398-ФЗ от 01.12.2014 установлено, что если при назначении гражданину из числа лиц, указанных в пункте 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, пенсии, предусмотренной Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", размер указанной пенсии (для отдельных категорий граждан, имеющих право на одновременное получение различных пенсий в соответствии с законодательством Российской Федерации, - суммарный размер указанных пенсий) не достигнет размера пенсии, выплачиваемого указанному гражданину на 31 декабря 2014 года, в том числе с учетом ежемесячной выплаты к этой пенсии, установленной Указом Президента Российской Федерации от 31 марта 2014 г. N 192 "О мерах государственной поддержки граждан, являющихся получателями пенсий на территориях Республики Крым и г. Севастополя", пенсия выплачивается в сохраненном, более высоком размере до приобретения им права на пенсию в большем размере, исчисленном в соответствии с законодательством Российской Федерации. В этом случае сохраненный размер пенсии не подлежит ежегодному увеличению (индексации) до достижения размера пенсии (пенсий), исчисленного в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Подпункт "б" части второй статьи 17 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 4468-I, устанавливая правило, согласно которому к пенсии за выслугу лет, выплачиваемой неработающим пенсионерам, имеющим на иждивении нетрудоспособных членов семьи, начисляется надбавка (в том числе при наличии двух таких членов семьи - в размере 64 процентов расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 данного Закона), закрепляет для лиц, проходивших военную службу, дополнительные гарантии повышения уровня пенсионного обеспечения. Такое регулирование обусловлено существующей у названной категории граждан необходимостью нести повышенные расходы и имеет своей целью их материальную поддержку в тех случаях, когда пенсионер не осуществляет деятельности, направленной на получение средств к существованию для него самого и членов его семьи.
Из приведенных норм права также следует, что при рассмотрении вопроса о выплате надбавки, с 01.01.2015 осуществляется как расчет пенсии, так и расчет надбавки по нормам законодательства Российской Федерации.
Отказывая истцу в восстановлении выплаты надбавки на иждивенцев, ответчик исходил из того, что с 01.01.2015 все расчеты и перерасчеты пенсий отделом пенсионного обслуживания Центра финансового обеспечения МВД по "адрес" осуществляются исключительно на основании российского законодательства. В соответствии с Федеральным законом от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" пенсия ФИО1 составила бы:
- с ДД.ММ.ГГГГ - 13480,04 руб.,
- с ДД.ММ.ГГГГ -14491,26 руб.,
- с ДД.ММ.ГГГГ - 15070,65 руб.,
а с учетом надбавки на двух иждивенцев размер пенсии составил бы:
- с ДД.ММ.ГГГГ - 17543,48 руб., в том числе надбавка 3052,22 руб.;
- с ДД.ММ.ГГГГ - 18244,95 руб., в том числе надбавка на иждивенцев 3174,30 руб.
Как следует из расчета, размер пенсии без учета надбавки на иждивенцев в сумме 21484,29 руб., которую получает ФИО1, превышает размер пенсии с указанной надбавкой, рассчитанный по нормам законодательства Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, и учитывая, что надбавка является дополнительной гарантией повышения уровня пенсионного обеспечения, отказывая в удовлетворении заявленных исковых требований, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что поскольку истец получает пенсию в размере 21484,29 руб., которая больше, чем пенсия по аналогичной должности пенсионеров МВД РФ, рассчитанная согласно Федерального закона от 12 февраля 1993 года N 4468-I, с учетом надбавки на детей, право на получение пенсии в ином размере он не имеет.
Довод истца о том, что начисление и выплата надбавки осуществляется независимо от размера пенсии, судебная коллегия, по изложенным выше основаниям, считает основанным на ошибочном толковании апеллянтом норм материального права, в виду чего его во внимание не принимает.
Доводы апеллянта о том, что решение судом принято незаконно и необоснованно, с нарушением норм материального и процессуального права, без полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, в отсутствие оценки доводов, приведенных истцом в обоснование заявленных требований, при неправильном определении фактических обстоятельства дела, не нашли своего подтверждения в суде апелляционной инстанции.
Другие доводы апелляционной жалобы, исходя из приведенных выше норм права и описанных обстоятельств, правового значения для разрешения спора не имеют.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял все необходимые меры для всестороннего, полного и объективного выяснения обстоятельств дела. Выводы суда первой инстанции по обстоятельствам, имеющим значение для правильного разрешения заявленных требований, подробно мотивированы в решении, основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, и соответствуют представленным по делу доказательствам, которым судом дана оценка, отвечающая требованиям статьи 67 ГПК РФ, ввиду чего основания для отмены судебного решения отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Киевского районного суда "адрес" Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.