Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе
председательствующего судьи Кураповой З.И.,
судей Тимошенко Е.Г., Павловского Е.Г.,
при секретаре Могильной А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Сердюкова С.А. на решение Сакского районного суда Республики Крым от 13 января 2017 года по делу по административному исковому заявлению Сердюкова С.А. к Молочненскому сельскому совету Сакского района Республики Крым об оспаривании решения совета депутатов.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республик Крым Павловского Е.Г., пояснения административного истца Сердюкова С.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым,
УСТАНОВИЛА:
Сердюков С.А. обратился с заявлением об оспаривании решения 23 внеочередной сессии Молочненского сельского совета Сакского района Республики Крым 1-го созыва N от 28 июля 2016 года "О досрочном прекращении полномочий депутата Молочненского сельского совета Сакского района Республики Крым 1-го созыва Сердюкова С.А.". В обоснование заявленных требований ссылается на то, что он работает депутатом на непостоянной основе. Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера были поданы им 29 марта 2016 года по основному месту работы в воинскую часть N, что свидетельствует о том, что у него не было умысла скрывать свои доходы. Ссылается на то, что Молочненским сельским советом не разработан порядок предоставления сведений, а прокуратура в данном случае бездействовала. В представлении прокурора имеется подмена понятий депутатов, замещающих муниципальные должности и депутатов, замещающих должности в представительном органе муниципального образования. Отсутствует правовая база определяющая порядок подачи испрашиваемых сведений. Ссылается на то, что не присутствовал на заседании депутатов, так как находился на лечении, в связи с чем было нарушено его право на защиту. Также указывает на то, что представитель прокуратуры, в нарушении требований регламента заседания совета, фактически принудил принять оспариваемое решение. Просит признать незаконным и отменить решение 23 внеочередной сессии Молочненского сельского совета Сакского района Республики Крым 1-го созыва N 179 от 28 июля 2016 года "О досрочном прекращении полномочий депутата Молочненского сельского совета Сакского района Республики Крым 1-го созыва Сердюкова С.А." и возложить на ответчика обязанность восстановить статус Сердюкова С.А.
Решением Сакского районного суда Республики Крым от 13 января 2017 года требования заявленные Сердюковым С.А. оставлены без удовлетворения.
Сердюков С.А., не согласившись с вынесенным решением, в апелляционной жалобе просит решение Сакского районного суда Республики Крым от 13 января 2017 года отменить и принять по делу новое решение, которым заявленные требования удовлетворить в полном объеме. В обоснование заявленных требований ссылается на то, что неправильно определен статус депутата, судом необоснованно сделана ссылка на Указ Президента РФ от 18 мая 2009 года N 558. Считает, что у совета депутатов нет полномочий на вынесение решения о прекращении полномочий депутата. Также ссылается на то, что депутат не является лицом, занимающим муниципальную должность. Советом депутатов не разработан порядок подачи сведений о доходах, в связи с чем у него нет обязанности предоставлять соответствующие сведения. Также считает, что при принятии оспариваемого решения, были допущены нарушения процессуальных требований: - проект решения не проходил экспертно-правовую оценку и не имел пояснительной записки; - проект решения не рассматривался профильной комиссией и не имеет ее заключения. Указывает на то, что представитель прокуратуры принудил депутатов принять оспариваемое решение.
Представитель Молочненского сельского совета Сакского района Республики Крым о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, однако в судебном заседании не участвовал.
Представитель прокуратуры Республики Крым о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, однако в судебном заседании не участвовал.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав доклад судьи Павловского Е.Г., пояснения Сердюкова С.А., судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 2 ст. 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: 1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; 2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; 3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; 4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства в Российской Федерации (далее КАС РФ) установлено, что суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Из материалов дела следует, что Сердюков С.А. был избран депутатом Молочненского сельского совета Сакского района Республики Крым 1-го созыва.
17 июня 2016 года Сакским межрайонным прокурором ФИО6 в отношении Молочненского сельского совета Сакского района Республики Крым было вынесено предписание. В предписании прокурором указано на то, что в нарушении установленного порядка, депутатом совета Сердюкова С.А. в установленный срок не предоставлены сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, в связи с чем, прокурор требовал принятие в отношении Сердюкова С.А. мер, предусмотренных антикоррупционным законодательством.
Решением 23 внеочередной сессии Молочненского сельского совета Сакского района Республики Крым 1-го созыва N 179 от 28 июля 2016 года прекращены полномочия депутата Молочненского сельского совета Сакского района Республики Крым 1-го созыва Сердюкова С.А.
Заявитель оспаривает указанное решение.
Выводы суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленных требований обоснованы на материалах дела и соответствуют законодательству, регламентирующему спорные правоотношения.
Так, согласно ч. 4 ст. 12.1 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу абз. 14 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" депутат является лицом, замещающим муниципальную должность.
Таким образом, Сердюков С.А. являясь депутатом Молочненского сельского совета Сакского района Республики Крым в силу абз. 14 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и ч. 7.1 ст. 40, ч. 4 ст. 12.1 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" обязан представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу о несостоятельности доводов Сердюкова С.А. о том, что у него нет обязанности по предоставлению указанных сведений.
Указом Президента РФ от 18.05.2009 N 558 утверждено Положение
о представлении гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
Пунктом 4 Указа Президента РФ от 18.05.2009 N 558 органам государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано руководствоваться настоящим Указом при разработке и утверждении положений о представлении гражданами, претендующими на замещение государственных должностей субъектов Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности субъектов Российской Федерации, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
На момент принятия оспариваемого решения, Молочненским сельским советом Сакского района Республики Крым не разработано положение о предоставлении соответствующих сведений.
Факт отсутствия положения не относится к обстоятельствам, препятствующим подаче таких сведений.
В данном случае судебная коллегия приходит к выводу о необходимости применения положений Указа Президента РФ от 18.05.2009 N 558, в связи с чем указанные сведения должны представляться ежегодно, не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным.
В нарушении указанных требований Сердюковым С.А. не были поданы сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своего супруга и несовершеннолетних детей за 2015 год в срок до 30 апреля 2016 года.
Факт неподачи соответствующих сведений Сердюковым С.А. не отрицался.
В силу части 7.1 статьи 40 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, иное лицо, замещающее муниципальную должность, должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами. Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом "О противодействии коррупции", Федеральным законом от 03 декабря 2012 г. N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", Федеральным законом от 07 мая 2013 г. N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами".
При таких обстоятельствах, отсутствуют основания для признания оспариваемого решения незаконным.
Факт подачи Сердюковым С.А. сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своего супруга и несовершеннолетних детей по месту своей основной работы (войсковая часть), не освобождает его от обязанности подачи указанных сведений как депутата муниципального органа.
Доводы Сердюкова С.А. о том, что суд первой инстанции неправильно определилстатус депутата, основаны на неправильном толковании закона, в связи с чем не могут повлечь отмену решения суда.
При рассмотрении дела судом также учитывалось, что решение принято уполномоченным органом, с соблюдением процедуры принятия решения, кворум для принятия оспариваемого решения имелся. Доказательств того, что прокурор оказывал давление на депутатов, при принятии оспариваемого решения, не представлено.
Ссылка Сердюкова С.А. на то, что проект оспариваемого решения не рассматривался профильной комиссии, не имел пояснительной записки, основана на неправильном толковании действующего законодательства. Указанные требования относятся к принятию нормативно-правового акта, в то время как оспариваемое решение не является нормативно-правовым актом.
С учетом изложенного, судебная коллегия не находит каких-либо оснований для отмены или изменения решения суда, которым было отказано в удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Сакского районного суда Республики Крым от 13 января 2017 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Сердюкова С.А. без удовлетворения.
Председательствующий
З.И. Курапова
Судьи:
Е.Г. Тимошенко
Е.Г. Павловский
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.