Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего судьи Воробьёвой С.А.,
судей Агина В.В., Яковлева С.В.,
при секретаре Кочетковой О.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному иску ФИО2 к первому заместителю главы администрации города Судака Республики Крым ФИО1, администрации города Судака Республики Крым, заинтересованное лицо: Потребительский кооператив индивидуальных застройщиков "Миндальное КС", о признании незаконными действий должностного лица, возложении обязанности утвердить и выдать схему расположения земельного участка по апелляционной жалобе ФИО2 на решение Судакского городского суда Республики Крым от 14 февраля 2017 года по делу N2а-191/2017, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Воробьёвой С.А., судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Цыбульский В.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к первому заместителю главы администрации города Судака Республики Крым Горбатюк М.В., администрации города Судака Республики Крым, в котором просил признать незаконными действия первого заместителя главы администрации города Судака Республики Крым Горбатюк М.В., выразившиеся в отказе утверждения схемы расположения земельного участка N, площадью "данные изъяты" кв.м., расположенного по адресу: "адрес", на кадастровом плане; обязать ответчика в установленный срок утвердить и выдать схему расположения земельного участка N, площадью "данные изъяты" кв.м., расположенного по адресу: "адрес", на кадастровом плане. Заявленные требования мотивированы тем, что истец является членом Обслуживающего кооператива "Миндальное-КС" (далее - ОК "Миндальное-КС"), который впоследствии был перерегистрирован в Потребительский кооператив индивидуальных застройщиков "Миндальное-КС" (далее - ПКИЗ "Миндальное-КС"). Решениями общего собрания ОК "Миндальное-КС", зафиксированными в протоколах N от ДД.ММ.ГГГГ и N от ДД.ММ.ГГГГ, утверждена разбивка земельных участков по номерам и площади, предполагаемой к проекту отвода для каждого члена кооператива, за истцом утвержден и закреплен земельный участок N, ориентировочной площадью "данные изъяты" кв.м. В связи с тем, что ОК "Миндальное-КС" являлся обслуживающим кооперативом и, в соответствии с действовавшим законодательством Украины, не мог получить земельный участок в собственность или в пользование, у членов кооператива возникла необходимость оформлять право собственности или пользования на земельные участки в индивидуальном порядке. Как член кооператива, истец ДД.ММ.ГГГГ обратился в Новосветсткий поселковый совет с ходатайством о разрешении составления проекта землеустройства по отводу земельного участка ориентировочной площадью "данные изъяты" га для ведения индивидуального жилищного строительства по адресу: "адрес". Поскольку в месячный срок со дня регистрации ходатайства Новосветсткий поселковый совет не дал разрешения на разработку документации по землеустройству и не направил в адрес истца мотивированный отказ, руководствуясь пунктом 3 части 3 статьи 123 Земельного кодекса Украины, на основании молчаливого согласия поселкового совета, истец обратился в лицензированную организацию за разработкой проекта землеустройства по отводу земельного участка для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных строений и сооружений, о чем письменно уведомил Новосветский поселковый совет. Истец указывает, что порядок разработки документации по отводу земельного участка, установленный действовавшим законодательством Украины, был соблюден им в полном объеме. После принятия Республики Крым в Российскую Федерацию, руководствуясь статьей 13 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года N38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" истец продолжил процедуру завершения оформления прав на земельный участок. Им были выполнены кадастровые работы по уточнению площади и местоположения границ земельного участка N. В период проведения кадастровых работ, в силу внесения изменений в Закон Республики Крым от 31 июля 2014 года N38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" и исключением абзаца третьего части 1 статьи 13 названного закона, истец был лишен возможности подать пакет документов для постановки земельного участка на кадастровый учет в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым и был вынужден обратится в администрацию города Судака Республики Крым с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Однако ДД.ММ.ГГГГ первым заместителем главы администрации города Судака Горбатюк М.В. ему было отказано в связи с несоответствием земельного участка предельным минимальным размерам для индивидуального жилищного строительства, подачей неполного пакета документов, а также ввиду совпадения местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением 32 сессии 5 созыва Новосветского поселкового совета от ДД.ММ.ГГГГ N "О разрешении ОК Миндальный" выполнения проекта землеустройства по отводу земельного участка для жилищного строительства в районе дома N по "адрес"". Истец считает данный отказ необоснованным и незаконным, поскольку не было учтено, что указанным решением Новосветского поселкового совета от ДД.ММ.ГГГГ образованный Кооперативом земельный участок в собственность последнему не передавался, является свободным от прав третьих лиц и находится в собственности городского округа Судак. Кроме того, утверждение схемы расположения земельного участка не является отчуждением земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, поэтому не может нарушать чьи-либо права. Утверждение схемы расположения земельного участка само по себе не свидетельствует о его формировании (межевании), существовании и не означает, что он обязательно будет оформлен за ним на каком-либо праве. Также истец полагает, что указание администрации города Судака о несоответствии площади земельного участка минимальным размерам, установленным пунктом 2 статьи 19 Закона Республики Крым N66-ЗРК "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений", является ошибочным, поскольку он обратился с заявлением в рамках завершения оформления права на земельный участок, начатого до принятия Федерального конституционного закона N6-ФКЗ от 21 марта 2014 года, в связи с чем должен соблюдаться размер, действовавший в соответствии с законодательством Украины. Кроме того, истец считает, что поскольку не было обращения в администрацию города Судака с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, то пункт 1 части 2 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации, предусматривающий предоставление пакета документов к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, на который ссылается административный ответчик в отказе, в данном случае применен быть не может.
Определением Судакского городского суда Республики Крым от 25 января 2017 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица был привлечен ПКИЗ "Миндальное КС".
Решением Судакского городского суда Республики Крым от 14 февраля 2017 года отказано в удовлетворении административного искового заявления Цыбульского В.А. к первому заместителю главы администрации города Судака Республики Крым Горбатюк М.В., администрации города Судака Республики Крым, заинтересованное лицо: Потребительский кооператив индивидуальных застройщиков "Миндальное-КС", о признании незаконными действий должностного лица, возложении обязанности утвердить и выдать схему расположения земельного участка.
Не согласившись с указанным решением суда, Цыбульский В.А. обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить полностью решение Судакского городского суда Республики Крым от 14 февраля 2017 года и принять по административному делу новый судебный акт об удовлетворении административного искового заявления.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что судом первой инстанции неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для администраивного дела, допущены существенные нарушения норм материального и процессуального права, что повлияло на исход дела. Суд первой инстанции не дал должной оценки доводам заявителя о том, что при обращении в администрацию города Судака Республики Крым с заявлением установленной формы он не имел намерения совершать юридически значимые действия, направленные на согласование предоставления земельного участка, в связи с чем не прилагал к заявлению документы, перечень которых установлен статьей 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации. При этом приложил к заявлению исчерпывающий перечень документов, необходимый для предоставления ответчиком муниципальной услуги по утверждению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Судом первой инстанции не было учтено, что при рассмотрении заявления административным ответчиком не были соблюдены положения административного регламента предоставления администрацией города Судака муниципальной услуги "Утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории", утвержденного постановлением администрации города Судака Республики Крым от 21 июня 2016 года N993. Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции указал на совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, об утверждении которого просил заявитель, с местоположением земельного участка, образованного в соответствии с решением 32 сессии 5 созыва Новосветсткого поселкового совета от 24 ноября 2008 года N122/32/08. Однако суд первой инстанции не учел, что данным решением земельный участок не отводился и не передавался в пользование либо собственность ОК "Миндальное-КС", а только было предоставлено разрешение на выполнение проекта землеустройства, что не влечет за собой возникновение прав на земельный участок. Кроме того, заявитель как член ОК "Миндальное-КС", который впоследствии был перерегистрирован в ПКИЗ "Миндальное-КС", воспользовался закрепленным в пункте 4.1 Устава кооператива правом за счет своих средств завершения оформления прав на земельные участки для индивидуальной жилой застройки в соответствии с утвержденным и согласованным проектом застройки жилого квартала. До настоящего времени право собственности или пользования за ПКИЗ "Миндальное-КС" не оформлено и земельный участок, об утверждении схемы которого просил заявитель, находится в собственности городского округа Судак. Также заявитель указывает на отсутствие соответствующего решения об утверждении схемы расположения земельного участка за ОК "Миндальное-КС" (ПКИЗ "Миндальное-КС"), что влечет невозможность полного или частичного совпадения местоположения земельных участков. По мнению заявителя, суд первой инстанции не дал надлежащей оценки тем обстоятельствам, что процедура индивидуального оформления земельного участка начата заявителем до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" и имеет право на завершение оформления прав на земельный участок. При этом суд не применил к правоотношениям, возникшим до 18 марта 2014 года, подлежащие применению действовавшие нормы законодательства Украины. Кроме того заявитель указывает, что обжалуемый отказ был подписан не уполномоченным должностным лицом, принят с нарушением сроков и не в предусмотренном административным регламентом порядке, что также свидетельствует о его незаконности.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции 15 мая 2017 года лица, участвующие в деле, не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили.
Судебная коллегия, руководствуясь положениями части 2 статьи 150, части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела, проверив юридическую оценку обстоятельств дела и полноту их установления, исследовав правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия считает, что апелляционная жалоба подлежит оставлению без удовлетворения, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частью 8 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Согласно части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в том числе: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца; порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Согласно части 1 статьи 1 Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов от 18 марта 2014 года Республика Крым считается принятой в Российскую Федерацию с даты подписания настоящего Договора.
Частью 1 статьи 23 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" установлено, что законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.
В целях урегулирования вопросов интеграции новых субъектов Российской Федерации в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, в систему органов государственной власти Российской Федерации Федеральным конституционным законом от 21 марта 2014 года N6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" был предусмотрен переходный период со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов и до 1 января 2015 года. По отдельным вопросам с учетом их социальной, экономической, политической и правовой составляющей, а также предполагаемой динамики интеграции данный Федеральный конституционный закон устанавливает иные сроки.
В частности, особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере, до 1 января 2019 года (часть 1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя").
Как следует из материалов дела и было установлено судом первой инстанции, Цыбульский В.А. с ДД.ММ.ГГГГ является членом ОК "Миндальное-КС", которое с ДД.ММ.ГГГГ было перерегистрировано в ПКИЗ "Миндальное-КС".
В соответствии с пунктом 2.1 статьи 2 Устава ПКИЗ "Миндальное-КС" целью создания кооператива является завершение оформления прав на земельные участки в собственность или аренду для индивидуальной жилой застройки. Строительство и обслуживание жилых домов (временных строений) в соответствии с проектом застройки на основании утвержденной градостроительной документации, на условиях самостоятельности и самофинансирования добровольным объединением физических и юридических лиц, заинтересованных в осуществлении строительства и введение в эксплуатацию индивидуальных жилых домов, хозяйственных сооружений, а также строительство и обслуживание инфраструктуры объектов социально-бытового назначения для обеспечения потребностей членов кооператива в соответствии с действующим законодательством.
Решением 32 сессии 5 созыва Новосветского поселкового совета АР Крым от ДД.ММ.ГГГГ N разрешено ОК "Миндальное-КС" выполнение проекта землеустройства по отводу земельного участка, ориентировочной площадью "данные изъяты" га, для размещения квартала жилой застройки, в районе жилого дома N по "адрес".
Решением исполнительного комитета Новосветского поселкового совета АР Крым от ДД.ММ.ГГГГ N кварталу, расположенному в районе "адрес", присвоено название: "данные изъяты".
Решением 46 сессии 6 созыва Новосветского поселкового совета АР Крым от ДД.ММ.ГГГГ N утверждена корректировка проекта детальной планировки пгт. Новый Свет в районе "адрес" (разработчик институт "Крымниипроект" 2005 год).
По заказу ОК "Миндальное-КС" в 2013 году ООО "Фирма Крымпроектстрой" составлен проект застройки жилого квартала "Миндальный" в "адрес". Задание на разработку проекта застройки было согласовано с и.о. начальника Отдела по архитектуре, градостроительству и земельным отношениям исполкома Новосветского поселкового совета.
Согласно протоколов общего собрания ОК "Миндальное-КС" N от ДД.ММ.ГГГГ и N от ДД.ММ.ГГГГ было принято решение членов собрания утвердить разбивку земельных участков по номерам и площади, предполагаемой к проекту отвода для каждого члена кооператива. За Цыбульским В.А. был закреплен земельный участок N, площадью "данные изъяты" кв.м.
ДД.ММ.ГГГГ Цыбульский В.А. обратился к главе администрации города Судака Республики Крым с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, в котором, руководствуясь статьями 10, 11.10, 39.6, 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации, постановлением администрации города Судака N от ДД.ММ.ГГГГ, просил предварительно согласовать предоставление земельного участка и утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории. По указанной в заявлении информации, Цыбульский В.А. запрашивает право на земельный участок в долгосрочную аренду сроком на 49 лет без проведения торгов на основании, в том числе, решения Новосветского поселкового совета N от ДД.ММ.ГГГГ.
Ответом первого заместителя главы администрации города Судака Республики Крым Горбатюк М.В. от ДД.ММ.ГГГГ исх. N Цыбульскому В.А. отказано в утверждении схемы расположения земельного участка. Основанием для отказа послужило совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением 32 сессии 5 созыва Новосветского поселкового совета N от ДД.ММ.ГГГГ (с изменениями) "О разрешении ОК "Миндальное-КС" выполнения проекта землеустройства по отводу земельного участка для жилищного строительства в районе дома N по "адрес"". Также ответчик указал, что в силу положений пункта 2 статьи 19 Закона Республики Крым от 15 января 2015 года N66-ЗРК/2015 "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений" для индивидуального жилищного строительства в городах и поселках городского типа указанные размеры земельных участков составляют от 0,05 га до 0,08 га. Также, административный ответчик указал, что согласно пункту 1 части 2 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагаются, в том числе, документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренные перечнем, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением документов, которые должны быть представлены в уполномоченный орган в порядке межведомственного информационного взаимодействия. Документов, предусмотренным Перечнем заявителем не представлено.
Отказывая в удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции исходил из того, что административным ответчиком правомерно отказано в утверждении схемы расположения земельного участка с указанием всех оснований, послуживших для принятия такого решения.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции, исходя из следующего.
Статьей 12 Конституции Российской Федерации определено, что в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
Федеральный законодатель, реализуя возложенные на него Конституцией Российской Федерации полномочия, установилв Федеральном законе от 06 октября 2003 года N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N131-ФЗ) общие правовые, территориальные и организационные принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, а также государственные гарантии его осуществления (преамбула).
Структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (статья 34 Федерального закона N131-ФЗ).
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 7 Федерального закона N131-ФЗ по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. По вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, могут приниматься муниципальные правовые акты на основании и во исполнение положений, установленных соответствующими федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации.
В силу положений части 3 статьи 34 Федерального закона N131-ФЗ порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.
Частью 1 статьи 36 указанного Федерального закона предусмотрено, что глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
В соответствии с частью 1 статьи 43 Федерального закона N131-ФЗ в систему муниципальных правовых актов входят правовые акты главы муниципального образования, местной администрации и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.
Принципы организации местного самоуправления в Республике Крым определены Законом Республики Крым "Об основах местного самоуправления в Республике Крым" N54-ЗРК от 21 августа 2014 года (далее - Закон N54-ЗРК).
Согласно положениям статьи 31 Закона N54-ЗРК местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Республики Крым. Местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия.
В соответствии со статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9-11 настоящего Кодекса.
Особенности регулирования земельных отношений на территории Республики Крым были законодательно закреплены в Законе Республики Крым от 31 июля 2014 года N38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым", статьей 1 которого определено, что правовую основу регулирования на территории Республики Крым земельных и имущественных отношений составляют нормы федерального законодательства с учетом особенностей, установленных настоящим Законом.
Порядок предоставления земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым (далее - государственная собственность) или муниципальной собственности на территории Республики Крым, за исключением случаев размещения инженерных сооружений, имеющих государственное или местное значение, переоформления или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым в соответствии с Законом Республики Крым от 31 июля 2014 года N38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым", устанавливается Законом Республики Крым от 15 января 2015 года N66-ЗРК/2015 "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений" (далее - Закон N66-ЗРК).
Особенности подготовки схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и проекта межевания территории в Республике Крым установлены Порядком подготовки схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и проекта межевания территории, утвержденным постановлением Совета министров Республики Крым от 16 февраля 2015 года N44.
В соответствии с частью 1 стати 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
Порядок предварительного согласования предоставления земельного участка регламентирован статьей 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации.
Особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности определены положениями статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации.
Статьей 18 вышеуказанного Закона N66-ЗРК также определено, что положения статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации в части особенностей предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства вступают в силу с 1 января 2020 года.
Из пунктов 1, 2 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
Подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Устав муниципального образования городской округ Судак Республики Крым (далее - Устав) утвержден решением второй сессии первого созыва Судакского городского совета от ДД.ММ.ГГГГ N.
В соответствии с частями 1, 4 статьи 44 Устава, Администрация города Судака (далее - Администрация) - является исполнительно-распорядительным органом городского округа, наделенным настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления городского округа федеральными законами и законами Республики Крым. Администрацией руководит глава администрации города Судака на принципах единоначалия.
Частью 4 статьи 48 Устава предусмотрено, что первый заместитель (в случае отсутствия такой должности - заместитель) главы администрации города Судака исполняет обязанности главы администрации города Судака в его отсутствие, или в случае невозможности исполнения им своих обязанностей, если актами органов местного самоуправления не предусмотрено иное.
Постановлением Администрации N от ДД.ММ.ГГГГ утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги "Принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка".
Согласно пункту 26 административного регламента, муниципальная услуга предоставляется путем выполнения административных процедур (действий), которые включают в себя, в том числе, процедуру издания письма об отказе.
В соответствии с пунктом 30.2 административного регламента конечным результатом данной административной процедуры является, в том числе выдача заявителю письма об отказе.
Постановлением Администрации N от ДД.ММ.ГГГГ также утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги "Утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории".
Пунктом 2.3 регламента определено, что результатом предоставления муниципальной услуги является, в том числе, мотивированный отказ в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Согласно пункту 2.9 регламента установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги. Одним из оснований является наличие в отношении земельного участка, указанного в заявлении, решения о предварительном согласовании его предоставления, срок действия которого не истек, и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось иное, не указанное в решении, лицо.
В адрес Верховного Суда Республики Крым вместе с возражениями Администрации города Судака Республики Крым поступила копия распоряжения председателя Судакского городского совета N-р от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым главе администрации города Судака Серову В.Н. был предоставлен отпуск продолжительностью 21 календарный день с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно (пункт 1), на время которого исполнение его обязанностей возложено на первого заместителя главы администрации города Судака Горбатюк М.В. (пункт 2).
Изучив указанные выше обстоятельства, содержание заявления Цыбульского В.А. от ДД.ММ.ГГГГ, судебная коллегия пришла к выводу о том, что материалами дела опровергаются утверждения истца о нарушении порядка осуществления административной процедуры предоставления муниципальной услуги "Принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка", "Утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории".
В соответствии с подпунктом 2 пункта 16 статьи 11.16 Земельного кодекса Российской Федерации основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек.
Как указано выше, основанием для отказа в утверждении предоставленной истцом схемы расположения земельного участка послужило то, что при рассмотрении заявления и приложенных к нему документов Администрацией было установлено совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением 32 сессии 5 созыва Новосветского сельского совета от ДД.ММ.ГГГГ N (с изменениями) "О разрешении ОК "Миндальный - КС" выполнения проекта землеустройства по отводу земельного участка для жилищного строительства в районе дома N по "адрес"".
При изучении содержания указанного решения Новосветского поселкового совета судебной коллегией установлено, что оно не утратило силы на момент обращения административного истца в Администрацию города Судака с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Кроме того, Администрацией в адрес Верховного суда Республики Крым направлена копия Постановления N от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым по результатам рассмотрения обращения Кооператива от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок, площадью "данные изъяты" кв.м., с кадастровым номером N, для размещения квартала жилой застройки, местоположение которого: "адрес", отнесен к землям населенных пунктов, с видом разрешенного использования - индивидуальное жилищное строительство, код 2.1.
На запрос суда из Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым поступил ответ от 03 мая 2017 года, в котором указано, что сведения об объекте - земельном участке, расположенном по адресу: "данные изъяты" внесены в ЕГРН как временные и данному объекту присвоен кадастровый номер N.
В материалах дела отсутствуют доказательства принятия Новосветским поселковым советом Автономной Республики Крым до 21 марта 2014 года в порядке, предусмотренном законодательством Украины, каких-либо решений о разрешении истцу составить (выполнить) проект землеустройства по отводу ему земельного участка, заявление об утверждении схемы расположения которого на кадастровом плане территории было представлено административному ответчику.
Согласно пункту 1 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.
В силу статьи 19 Закона N66-ЗРК/2015 до определения градостроительными регламентами предельных (максимальных и минимальных) размеров земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность, аренду, безвозмездное пользование, устанавливаются настоящей статьей.
Так, предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляемых гражданам, устанавливаются: для индивидуального жилищного строительства в городах и поселках городского типа - от 0,05 га до 0,08 га; для индивидуального жилищного строительства в поселках и селах - от 0,06 га до 0,25 га (пункт 2 статьи 19 Закона N66-ЗРК/2015).
Из материалов дела следует, что административным истцом подано заявление об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, площадь которого менее минимального размера, установленного данной нормой.
Изучив указанные обстоятельства, предоставленные доказательства в их совокупности, судебная коллегия пришла к выводу, что материалами дела подтверждается наличие оснований и обоснованность отказа административного ответчика в предоставлении испрашиваемых административным истцом муниципальных услуг.
Как разъяснено в пункте 62 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации Российской Федерации от 27 сентября 2016 года N36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.
Судебная коллегия полагает, что оспариваемое решение административного ответчика соответствует положениям нормативных актов, регулирующих возникшие правоотношения, доказательств нарушения прав административного истца оспариваемым решением не представлено, в связи с чем, основания для удовлетворения заявленных требований у суда первой инстанции отсутствовали.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правильно определилюридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным по делу доказательствам и постановилрешение, отвечающее нормам материального и процессуального права.
Судом первой инстанции в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в решении отражены результаты оценки доказательств, приведены мотивы, по которым доказательства приняты в обоснование выводов суда.
Иные доводы апелляционной жалобы не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения судом первой инстанции, не опровергают выводов судебного решения, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела, собранных доказательств и выводов суда.
Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом первой инстанции допущено не было.
Судебная коллегия приходит к выводу об обоснованности решения суда первой инстанции и не находит оснований для его отмены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 315, 316, 317 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия, -
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Судакского городского суда Республики Крым от 14 февраля 2017 года по делу N2а-191/2017 - оставить без изменения.
Апелляционную жалобу ФИО2 - оставить без удовлетворения.
Председательствующий С.А. Воробьёва
Судьи В.В. Агин
С.В. Яковлев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.