Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего судьи - С.А.Воробьёвой,
судей В.В.Агина, С.В.Яковлева,
при секретаре Р.А. Лямине,
при участии представителя ФИО10 ФИО1 ФИО2,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ФИО10 ФИО1 к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Крым о признании незаконным и отмене решения по апелляционной жалобе ФИО10 ФИО1 на решение Центрального районного суда г.Симферополя Республики Крым от 14.11.2016 г. по делу N 2а-5232/2016, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления.
Выслушав пояснения представителя ФИО10 ФИО1 ФИО2, доклад судьи Верховного Суда Республики Крым С.В. Яковлева, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым
УСТАНОВИЛА:
ФИО10 ФИО1 (далее истец) обратился в суд с административным иском к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Крым (далее ответчик), в котором просил признать незаконным и отменить Приказ ответчика от 11.11.2015 г. N583 "От отказе в удовлетворении заявления о предоставлении земельного участка".
Решением Центрального районного суда г.Симферополя Республики Крым от 14.11.2016 г. по делу N 2а-5232/2016 ( судья Кучеренко Н.В.) отказано в удовлетворении административного искового заявления.
Не согласившись с указанным решением суда, истец подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных в исковом заявлении требований.
В судебном заседании, которое состоялось 24.04.2017 г. представитель истца настаивал на отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, указав, что судом первой инстанции решение постановленопри неправильной оценке обстоятельств дела.
Ответчик явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, о дне и времени его проведения был извещен надлежащим образом, каких-либо ходатайств не представил.
В соответствии с п. 6 ст. 226 КАС РФ неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Судебная коллегия, выслушав мнение представителя истца, руководствуясь указанными положениями ст.226 КАС РФ, считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие неявившихся лиц по имеющимся в материалах дела доказательствам.
Выслушав судью-докладчика, пояснения представителя истца, изучив материалы дела, проверив юридическую оценку обстоятельств дела и полноту их установления, исследовав правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым пришла к следующим выводам.
Ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита прав и свобод. Решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных специальными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия(бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия(бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в том числе, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца, соблюдены ли основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Материалы дела свидетельствуют о том, что Симферопольской районной государственной администрацией АРК 18.06.2007 г. принято распоряжение N1560-р, согласно которому гражданам предоставлено разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу и передаче в собственность земельных участков площадью по 1.0 га пашни каждому для ведения личного крестьянского хозяйства из земель запаса (резервный фонд) поле N33 на территории Донского сельского совета (п.2). В п.5 было указано, что распоряжение действительно в течение года с момента его издания.
"адрес"ной государственной администрацией АРК 07.04.2008 г. N 1096-р были внесены изменения в распоряжение N1560-р от 18.06.2007 г., согласно которым в список граждан, которым предоставлено разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу и передаче в собственность земельных участков площадью по 1.0 га пашни каждому для ведения личного крестьянского хозяйства из земель запаса (резервный фонд) поле N33 на территории Донского сельского совета, был включен истец.
Истец 23.04.2015 г. обратился к ответчику с заявлением о предоставлении земельного участка в порядке завершения оформления права, по результатам рассмотрения 11.11.2015 г. был издан приказ N 583 "Об отказе в удовлетворении заявления о предоставлении земельного участка"
Ст.15 Конституции Российской Федерации определяет, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
П. 1 ст. 25 Земельного кодекса Российской Федерации ( далее ЗК РФ) предусмотрено, что право собственности граждан на земельные участки возникает по основаниям, установленным гражданским законодательством, Федеральными законами, и подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Предоставление земельного участка относится к исполнительно- распорядительным функциям органов государственной власти и местного самоуправления, поскольку связано с правом предоставления земельных участков, (ст. ст. 9 - 11 ЗК РФ).
Ст.29 ЗК РФ установлено, что предоставление гражданам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 данного Кодекса.
Ст. 1 Федерального Конституционного закона Российской Федерации от 21.03.2014г. N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее Закон N 6-ФКЗ) закреплено, что Республика Крым принимается в Российскую Федерацию в соответствии с Конституцией Российской Федерации и на основании указанного Закона.
Закон Республики Крым N 38- ЗРК от 31.07.2014 г. "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" (далее Закон N38-ЗРК) устанавливает особенности регулирования земельных и имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Республики Крым.
Ст.1 этого закона определяет, что правовую основу регулирования на территории Республики Крым земельных и имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный конституционный закон от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов- Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее Федеральный конституционный закон), Конституция Республики Крым, а также иные федеральные законы и нормативные правовые акты Республики Крым с учетом особенностей, установленных настоящим Законом.
В ст.13 Закона N38-ЗРК установлено, что завершение оформления права на земельные участки, начатого до принятия Федерального конституционного закона, осуществляется на основании решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 года и действовавших на эту дату.
Порядок переоформления или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым утвержден Постановлением Совета Министров Республики Крым от 02.09.2014 года N 313 (далее Порядок N 313).
П. 4 Порядка N 313 установлено, что завершение оформления прав на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона N 6-ФКЗ, осуществляется на основании действующих решений органов местного самоуправления, органов исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 года.
Как указано выше, Симферопольской районной государственной администрацией АРК 18.06.2007 г. принято распоряжение N1560-р, согласно которому гражданам предоставлено разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу и передаче в собственность земельных участков площадью по 1.0 га пашни каждому для ведения личного крестьянского хозяйства из земель запаса (резервный фонд) поле N33 на территории Донского сельского совета (п.2). В п.5 было указано, что распоряжение действительно в течение года с момента его издания.
Распоряжением Симферопольской районной государственной администрацией АРК 07.04.2008 г. N 1096-р были внесены изменения в распоряжение N1560-р от 18.06.2007 г., согласно которым в список граждан, которым предоставлено разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу и передаче в собственность земельных участков площадью по 1.0 га пашни каждому для ведения личного крестьянского хозяйства из земель запаса (резервный фонд) поле N33 на территории Донского сельского совета, был включен истец.
Судом первой инстанции также установлено, что распоряжением Симферопольской районной государственной администрацией АРК N550-р от 23.07.2013 г. были внесены изменения в распоряжение N1560-р от 18.06.2007 г., был признан утратившим п.5, которым был установлен срок его действия.
Учитывая, что Симферопольской районной государственной администрацией АРК приняты распоряжения N1560-р от 18.06.2007 г., N 1096-р от 07.04.2008 г., N550-р от 23.07.2013 г. в период действия на территории Республики Крым законодательства Украины, судебная коллегия соглашается с утверждениями суда первой инстанции о том, что при разрешении вопроса о наличии у истца возможности завершить оформление права на земельный участок, начатое до принятия Республики Крым в состав Российской Федерации, также подлежат применению нормы законодательства Украины.
Ст.14 Конституции Украины предусматривает, что земля является основным национальным богатством, которое находится под особенной охраной государства. Права на землю приобретаются и реализуются гражданами и субъектами хозяйственной деятельности ( юридическими и физическими лицами) исключительно в соответствии с законом.
Порядок урегулирования земельных отношений на Украине установлен Земельным кодексом Украины ( далее ЗК Украины).
Среди предусмотренных ст.17 ЗК Украины полномочий государственных администраций в сфере земельных отношений есть полномочия по распоряжению землями государственной собственности в пределах, предусмотренных настоящим Кодексом.
В соответствии со ст.116 ЗК Украины (в редакции, действовавшей по состоянию на 18.06.2007 г., и на 07.04.2008 г.) граждане и юридические лица приобретают право собственности и право пользования земельными участками из земель государственной и коммунальной собственности по решению органов исполнительной власти или органов местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных ЗК Украины. Приобретение права на землю осуществляется путем передачи земельных участков в собственность или предоставления их в пользование.
В п.12 Переходных положений ЗК Украины (в редакции, действовавшей по состоянию на 18.06.2007 г., и на 07.04.2008 г.) определено, что до разграничения земель государственной и коммунальной собственности полномочия по распоряжению землями в переделах населенных пунктов, кроме земель, переданных в частную собственность, осуществляют соответствующие сельские, поселковые, городские советы, а за пределами населенных пунктов - соответствующие органы исполнительной власти.
Организация, полномочия и порядок деятельности местных государственных администраций определены в Законе Украины "О местных государственных администрациях".
Местные государственные администрации являются местным органом исполнительной власти и входят в систему органов исполнительной власти. Местные государственные администрации в пределах своих полномочий осуществляют исполнительную власть на территории соответствующей административно-территориальной единицы, а также реализуют полномочия, делегированные ей соответствующим советом ( ст.1 Закона).
В соответствии со ст.6 Закона Украины "О местных государственных администрациях" во исполнение Конституции Украины, законов Украины, актов Президента Украины, Кабинета Министров Украины, министерств и иных центральных органов исполнительной власти, собственных и делегированных полномочий председатель местной государственной администрации в пределах своих полномочий издает распоряжения.
В дальнейшем, 16.09.2008 г., был принят Закон Украины N509-VI "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины в отношении содействия строительству", согласно которому были изменены положения ст. 118 ЗК Украины, согласно которым выдача разрешения на составление проекта землеустройства подлежала осуществлению согласно положений ст.151 ЗК Украины, а также изложена в новой редакции ст.151 ЗК Украины, в ч.11 которой был установлен срок действия разрешения на составления проекта отвода земельного участка.
В п. 3 Раздела 2 Заключительных положений Закона Украины от 16.09.2008 г. N 509-VI "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины в отношении содействия строительству" было указано, что принятые и не исполненные до вступления в силу этого Закона решения соответствующих органов исполнительной власти или органов местного самоуправления о согласовании места расположения объекта или о даче разрешения на разработку проекта отвода земельного участка сохраняют силу на протяжении двух лет со дня вступления в силу этого Закона.
Указанный закон вступил в силу 14.10.2008 г.
10.12.2009г. вступил в силу Закон Украины от 05.11.2009 N 1702-VI "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно упрощения порядка приобретения прав на землю", которым ст.151 ЗК Украины была изложена в новой редакции, и отменены нормы, регулирующие срок действия разрешения на разработку проекта отвода земельного участка.
Законом Украины от 29.06.2010 г. N 2367-VI "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по совершенствованию государственного регулирования в сфере строительства жилья" п. 3 раздела 2 Заключительных положений Закона Украины от 16.09.2008 г. N 509-VI изложен в новой редакции, в соответствии с которой принятые и не исполненные до вступления этим Законом решения соответствующих органов исполнительной власти или органов местного самоуправления о согласовании места расположения объекта или о даче разрешения на составление проекта отвода земельного участка сохраняют действие на протяжении двух лет со дня вступления в силу этого Закона, а разработанные в соответствии с этими решениями проекты землеустройства по отводу земельных участков рассматриваются в установленном законом порядке. Передача в аренду таких земельных участков из земель государственной и коммунальной собственности осуществляется без проведения земельных торгов (аукционов).
Указанный Закон вступил в законную силу 23.07.2010 г.
При таких обстоятельствах судебная коллегия соглашается с утверждениями суда первой инстанции о том, что срок действия распоряжений Симферопольской районной государственной администрацией АРК N1560-р от 18.06.2007 г., N1096-р от 07.04.2008 г. не истек до 23.07. 2013 г. в случае, если истцом был разработан проект землеустройства по отводу земельного участка до вступления в силу указанных выше законов Украины.
Судом первой инстанции установлено, что истцом представлен проект землеустройства, разработанный только в августе 2013 г. во исполнение распоряжений Симферопольской районной государственной администрацией АРК N1560-р от 18.06.2007 г., N1096-р от 07.04.2008 г., для отвода и передаче ему в собственность земельного участка площадью 1.0 га пашни для ведения личного крестьянского хозяйства из земель запаса (резервный фонд) поле N33 на территории Донского сельского совета.
В силу изложенного правильными являются выводы суда первой инстанции о том, что на момент принятия Симферопольской районной государственной администрацией АРК распоряжения N550-р, т.е. на 23.07.2013 г., истек срок действия ее распоряжения N1560-р от 18.06.2007 г.
В апелляционной жалобе истцом не представлены доказательства, которые опровергали бы указанные выше выводы суда первой инстанции
Принимая во внимание то обстоятельство, что выводы суда первой инстанции сделаны при правильном применением норм материального права, на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены постановленного им решения.
Руководствуясь ст.ст. 308- 311, 317, 318 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г.Симферополя Республики Крым от 14.11.2016 г. по делу N 2а-5232/2016 оставить без изменений, апелляционную жалобу ФИО10 ФИО1 оставить без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение 6-ти месяцев.
Председательствующий подпись С.А. Воробьёва
Судьи подпись В.В.Агин
подпись С.В. Яковлев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.