Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего судьи С.А. Воробьёвой,
судей В.В. Агина и С.В. Яковлева,
при секретаре А.О. Ёна,
при участии ФИО1 и её представителя ФИО6,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Администрации г. Ялты Республики Крым, заинтересованное лицо - Департамент имущественных и земельных отношений Администрации города Ялта Республики Крым о признании незаконным и отмене постановления, возложении обязанности совершить определённые действия по апелляционной жалобе Департамента имущественных и земельных отношений Администрации города Ялта Республики Крым на решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 23.12.2016 года по делу N 2а-5284/2016, которым удовлетворено административное исковое заявление.
Выслушав пояснения ФИО1 и её представителя ФИО6, доклад судьи Верховного Суда Республики Крым С.В. Яковлева, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Администрации г. Ялты Республики Крым о признании незаконным и отмене постановления Администрации г. Ялты Республики Крым от 06.07.2016 года N 2202-п, которым ФИО1 отказано в предоставлении в собственность земельного участка общей площадью 700 кв. м. в порядке завершения оформления прав с кадастровым номером 90:25:060401:532 из земель населенных пунктов, расположенного по адресу: "адрес", "адрес"; возложении на Администрацию г. Ялта Республики Крым обязанности повторно рассмотреть заявление о предоставлении земельного участка в собственность.
Решением Ялтинского городского суда Республики Крым от 23.12.2016 года по делу N 2а-5284/2016 (судья Корпачева Л.В.) административное исковое заявление ФИО1 к Администрации г. Ялта Республики Крым о признании незаконным и отмене постановления, понуждении совершить определенные действия удовлетворено, признано незаконным и отменено постановление Администрации г. Ялты Республики Крым от 06.07.2016 года N 2202-п "О рассмотрении заявления ФИО1 о предоставлении земельного участка площадью 700 кв. м. в собственность по адресу: "адрес", "адрес" в порядке завершения оформления прав", на Администрацию г. Ялты Республики Крым возложена обязанность в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу повторно рассмотреть заявление ФИО1 о предоставлении в порядке завершения оформления прав в собственность земельного участка, площадью 700 кв. м. в собственность по адресу: "адрес", "адрес", кадастровый N, на Администрацию г. Ялта Республики Крым возложена обязанность в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу сообщить суду, а также ФИО1 об исполнении решения по административному делу.
Не согласившись с указанным решением суда, Департамент имущественных и земельных отношений Администрации города Ялта Республики Крым подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных в исковом заявлении требований в полном объеме.
В судебном заседании, которое состоялось 16.05.2017 года, ФИО1 и её представитель возражали против удовлетворения апелляционной жалобы.
Администрация г. Ялты Республики Крым и Департамент имущественных и земельных отношений Администрации города Ялта Республики Крым, явку своих представителей в судебное заседание, которое состоялось 16.05.2017 года, не обеспечили, о времени, месте и дне его проведения были извещены надлежащим образом.
В соответствии с п. 6 ст. 226 КАС РФ неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Судебная коллегия, выслушав мнение ФИО1 и её представителя, руководствуясь указанными положениями ст.226 КАС РФ, считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие неявившихся лиц по имеющимся в материалах дела доказательствам.
Выслушав судью-докладчика, пояснения ФИО1 и её представителя, исследовав материалы дела, проверив юридическую оценку обстоятельств дела и полноту их установления, исследовав правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым пришла к следующим выводам.
Согласно ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных специальными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия(бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лица, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3)соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающие:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействие);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, решением Массандровского поселкового совета народных депутатов г. Ялты Республики Крым от 15.04.1992 года N 39 ФИО1 был предоставлен земельный участок не более 0,04 га под строительство индивидуального жилого дома в "адрес".
Во исполнение вышеуказанного решения органа местного самоуправления ФИО1 было заказано и разработано исполнительным комитетом архитектурно-планировочного управления архитектурно-планировочное задание N 150 проектирование индивидуального жилого дома по "адрес" и получен строительный паспорт N 1374 на застройку земельного участка по указанному адресу.
Решением Массандровского поселкового совета г. Ялты Автономной Республики Крым от 15.08.2006 года N 12 ФИО1 дано разрешение на разработку проекта отвода земельного участка, из земель находящихся в ведении Массандровского поселкового совета площадью 0,0700 га для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок) по адресу: "адрес", "адрес" (в собственность).
ФИО1 01.12.2015 года обратилась в Департамент имущественных и земельных отношений Администрации города Ялта Республики Крым с заявлением о предоставлении в собственность в порядке завершения оформления прав земельного участка площадью 700 кв. м. по адресу: "адрес", "адрес" с видом разрешенного использования - малоэтажная жилая застройка.
Постановлением Администрации г. Ялты Республики Крым от 06.07.2016 года N 2202-п ФИО1 отказано в предоставлении в собственность данного земельного участка в связи с утратой силы действия решения Массандровского поселкового совета от 15.08.2006 года N 12.
Ст. 1 Федерального Конституционного закона Российской Федерации от 21.03.2014г. N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее Закон N 6-ФКЗ) закреплено, что Республика Крым принимается в Российскую Федерацию в соответствии с Конституцией Российской Федерации и на основании указанного Закона.
Ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита прав и свобод. Решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Ст.15 Конституции Российской Федерации определяет, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Закон Республики Крым N 38- ЗРК от 31.07.2014 г. "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" (далее Закон N38-ЗРК) устанавливает особенности регулирования земельных и имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Республики Крым.
Ст.1 этого закона определяет, что правовую основу регулирования на территории Республики Крым земельных и имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный конституционный закон от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее Федеральный конституционный закон), Конституция Республики Крым, а также иные федеральные законы и нормативные правовые акты Республики Крым с учетом особенностей, установленных настоящим Законом.
В ст.13 Закона N38-ЗРК установлено, что завершение оформления права на земельные участки, начатого до принятия Федерального конституционного закона, осуществляется на основании решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 года и действовавших на эту дату.
Предоставление земельных участков, указанных в ч. 1 настоящей статьи, осуществляется без проведения торгов и предварительного согласования места размещения объекта, на следующих условиях: бесплатно - в собственность гражданам Российской Федерации, а также юридическим лицам, указанным в ч. 2 и 3 ст. 3 настоящего Закона.
Порядок предоставления земельных участков в соответствии с положениями настоящей статьи определяется Советом министров Республики Крым ( ч.5 ст. 13 Закона N38-ЗРК).
В соответствии с ч. 6 ст.13 Закона N38-ЗРК основанием для отказа в предоставлении земельного участка в порядке, установленном настоящей статьей, является:
предоставление земельного участка из земель лесного фонда и земель особо охраняемых территорий и объектов;
несоответствие места расположения объекта градостроительной документации, документации по планировке территории (в случае предоставления земельного участка для строительства).
Порядок переоформления или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым утвержден Постановлением Совета Министров Республики Крым от 02.09.2014 года N 313 (далее Порядок N 313).
П. 4 Порядка N 313 установлено, что завершение оформления прав на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона N 6-ФКЗ, осуществляется на основании действующих решений органов местного самоуправления, органов исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 года.
Как указано выше, решением Массандровского поселкового совета г. Ялты Автономной Республики Крым от 15.08.2006 года N 12 ФИО1 дано разрешение на разработку проекта отвода земельного участка, из земель находящихся в ведении Массандровского поселкового совета площадью 0,0700 га для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок) по адресу: "адрес" (в собственность).
При таких обстоятельствах, рассматривая вопрос о завершение оформления ФИО2 права на земельный участок, начатого до принятия Закона N 6-ФКЗ, необходимо установить факт возникновения у неё такого права в соответствии действовавшего до 21.03.2014 года на территории Республики Крым законодательства Украины.
Ст.14 Конституции Украины предусматривает, что земля является основным национальным богатством, которое находится под особенной охраной государства. Права на землю приобретаются и реализуются гражданами и субъектами хозяйственной деятельности (юридическими и физическими лицами) исключительно в соответствии с законом.
Порядок урегулирования земельных отношений на Украине установлен Земельным кодексом Украины (далее ЗК Украины).
К предусмотренным ст.12 ЗК Украины полномочиям сельских, поселковых, городских советов в области земельных отношений относится передача земельных участков в собственность гражданам.
В соответствии со ст. 83 ЗК Украины в коммунальной собственности находились все земли в пределах населенных пунктом, кроме земель частной и государственной собственности, а также земельные участки за их пределами, на которых размещались объекты коммунальной собственности.
Согласно ст.116 ЗК Украины граждане приобретают право собственности или право пользования земельными участками из земель государственной или коммунальной собственности по решению органов исполнительной власти или органов местного самоуправления в пределах их полномочий, установленных ЗК Украины. Приобретения права на землю осуществляется путем передачи земельных участков в собственность или предоставления их в пользование.
Согласно ч. 6 ст.118 ЗК Украины (в редакции, которая действовала на момент обращения истца с заявлением в Гурзуфский поселковый совет) граждане, заинтересованные в получении бесплатно в собственность земельных участков из земель государственной и коммунальной собственности, в том числе для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных сооружений и построек (приусадебный участок) в пределах норм бесплатной приватизации, подают ходатайства в соответствующие районные, Киевскую или Севастопольскую городские государственные администрации или в сельские, поселковые, городские советы по месторасположению земельного участка. В ходатайстве указываются целевое предназначение земельного участка и его примерные размеры. К ходатайству прилагаются в том числе графические материалы, на которых указано желаемое месторасположение земельного участка.
Совет Министров Автономной Республики Крым, районная, Киевская или Севастопольская городские государственные администрации или в сельские, поселковые, городские советы рассматривает ходатайство в месячный срок и дает согласие на разработку проекта землеустройства по отведению земельного участка или предоставляет мотивированный отказ в его предоставлении (п.7 ст.118 ЗК Украины).
Ст.140 Конституции Украины определяет, что местное самоуправление является правом территориальной громады - жителей села, поселка, города- самостоятельно решать вопросы местного значения в рамках Конституции и законов Украины. Местное самоуправление осуществляется территориальной громадой в порядке, установленном законом, как непосредственно, так и через органы местного самоуправления: сельские, поселковые, городские советы и их органы.
Порядок избрания органов местного самоуправления, их функционирование и полномочия предусмотрены в Законе Украины "О местном самоуправлении в Украине".
Система местного самоуправления определена в ст.5 этого Закона, в которой указано, что она включает территориальную громаду; сельский, поселковый, городской совет; сельского, поселкового, городского голову; исполнительные органы сельского, поселкового, городского совета; районные и областные советы, которые представляют совместные интересы территориальных громад сел, поселков, городов; органы самоорганизации населения.
К исключительной компетенции сельских, поселковых, городских советов, предусмотренных ст. 26 Закона Украины "О местном самоуправлении в Украине" относится разрешение в соответствии с законом вопросов урегулирования земельных отношений.
Ст. 46 Закона Украины "О местном самоуправлении в Украине" определяет, что сельские, поселковые, районные в городах, городские советы проводят работу сессионно. Совет в пределах своей компетенции принимает нормативные и иные акты в форме решений. Акты органов и должностных лиц местного самоуправления по мотивам их несоответствия Конституции и законам Украины признаются незаконными в судебном порядке (ст.59 Закона).
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что решением Массандровского поселкового совета народных депутатов г. Ялты Республики Крым от 15.04.1992 года N 39 ФИО1 был предоставлен земельный участок не более 0,04 га под строительство индивидуального жилого дома в "адрес".
Во исполнение вышеуказанного решения органа местного самоуправления ФИО1 было заказано и разработано исполнительным комитетом архитектурно-планировочного управления архитектурно-планировочное задание N 150 проектирование индивидуального жилого дома по "адрес" в "адрес" и получен строительный паспорт N 1374 на застройку земельного участка по указанному адресу.
Решением Массандровского поселкового совета г. Ялты Автономной Республики Крым от 15.08.2006 года N 12 ФИО1 дано разрешение на разработку проекта отвода земельного участка, из земель находящихся в ведении Массандровского поселкового ФИО3 площадью 0,0700 га для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок) по адресу: "адрес" (в собственность).
Судом первой инстанции установлено, что ФИО1, осуществляя действия по исполнению решения Массандровского поселкового совета г. Ялты Автономной Республики Крым от 15.08.2006 года N 12, в ходе осуществления мероприятий по разработке проекта отвода земельного участка, установила, что на него налагается земельный участок, выделяемый ФИО9
Материалы дела свидетельствуют о том, что в июле 2009 года ФИО1 обратилась в Ялтинский городской суд Автономной Республики Крым с исковым заявлением к Массандровскому поселковому ФИО3 об отмене решения от 24.10.2006 года N 40, которым ФИО9 дано разрешение на разработку проекта отвода земельного участка площадью 0,05 га по адресу: "адрес", "адрес" "адрес" для обращения в суд являлось то, что земельный участок, выделяемый ФИО9 частично накладывался на испрашиваемый истцом в собственность земельный участок.
Постановлением Ялтинского городского суда ФИО4 Республики Крым от 29.09.2010 года, оставленным без изменений определением Севастопольского апелляционного административного суда от 01.02.2012 года иск ФИО1 был удовлетворен. Постановлением Высшего административного суда Украины от 31.01.2013 года постановление Ялтинского городского суда Республики Крым от 29.09.2010 года и определение Севастопольского апелляционного административного суда от 01.02.2012 года оставлены без изменений.
В 2013 году ФИО1 обратилась в Массандровский поселковый совет с заявлением об утверждении генплана земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", "адрес", "адрес".
Решением Массандровского поселкового совета от 08.02.2013 года N 2 приостановлено принятие решений по соответствующим заявлениям граждан и юридических лиц о передаче в собственность или предоставлении в пользование земельных участков, расположенных в границах населенных пунктов Массандровского поселкового совета пгт. Массандра, пгт. Отрадное, пгт. Никита, пгт. Советское, пгт. Восход до разработки и утверждения в соответствии с требованиями действующего законодательства Украины генеральных планов, планов зонирования, детальных планов территории населенных пунктов Массандровского поселкового совета пгт. Массандра, пгт. Отрадное, пгт. Никита, пгт. Советское, пгт. Восход.
Учитывая изложенное выше становится очевидным, что ФИО1 в установленный законом срок предпринимала меры по реализации решения Массандровского поселкового совета г. Ялты Автономной Республики Крым от 15.08.2006 года N 12, вместе с тем по независящим от ее воли обстоятельствам, в связи с необходимостью защиты своих нарушенных прав в судебном порядке, а также действием законодательного запрета на рассмотрение подобных заявлений не смогла его реализовать.
В силу изложенного становится очевидным, что основания для отказа ФИО1 в предоставлении в собственность земельного участка в порядке завершения оформления, изложенные в оспариваемом постановлении Администрации города Ялты от 06.07.2016 года N 2202-п, противоречат собранным по делу доказательствам.
При таких обстоятельствах судебная коллегия, исследовав материалы дела, соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что существуют основания для удовлетворения требований ФИО1 по признанию незаконным и отмене постановления Администрации города Ялты Республики Крым от 06.07.2016 года N 2202-п "О рассмотрении заявления ФИО1 о предоставлении земельного участка площадью 700 кв. м. в собственность по адресу: "адрес", "адрес", "адрес" в порядке завершения оформления прав", понуждению Администрации города Ялты Республики Крым повторно рассмотреть заявления ФИО1 от 01.12.2015 года.
Изучив материалы дела, содержание апелляционной жалобы, судебной коллегия установлено отсутствие доказательств ошибочности выводов суда первой инстанции при оценке обстоятельств дела, вследствие чего не существуют основания для отмены судебного решения.
Руководствуясь ст.ст. 308- 311, 317, 318 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 23.12.2016 года по делу N 2а-5284/2016 оставить без изменений, апелляционную жалобу Департамента имущественных и земельных отношений Администрации города Ялта Республики Крым - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение 6-ти месяцев.
Председательствующий подпись С.А. Воробьёва
Судьи подпись В.В. Агин
подпись С.В. Яковлев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.