Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе председательствующего Пащенко Н.В. и судей коллегии Базарова В.Н., Вагановой Е.С., при секретаре Рычковой Л.Ю., рассмотрела в открытом судебном заседании 17 апреля 2017 года дело по апелляционной жалобе представителя истца Дабеева В.В. - Стецура Т.С. на решение Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 25 января 2017 года, которым постановлено:
Исковые требования Дабеева В.В. к Территориальному отделению г. Улан-Удэ ФГКУ "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" о признании незаконным решения об отказе в принятии на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, признании права на обеспечение жилым помещением, возложении обязанности поставить на учет оставить без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Пащенко, выслушав истца Дабеева, его представителя Стецура, ознакомившись с делом, коллегия
УСТАНОВИЛА:
Дабеев обратился в суд с иском к ФГКУ "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ, Территориальному отделению ФГКУ "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" г. Улан-Удэ о признании незаконным решения территориального отделения ФГКУ "Востокрегионжилье" от 06.11.2015 г. об отказе в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, просил признать за ним право на обеспечение жилым помещением путем предоставления жилищной субсидии на Дабеева В.В. и членов его семьи Дабееву Т.В., Дабеева А.В., Дабееву А.В., Мисенева И.Д., обязать территориальное отделение ФГКУ "Востокрегионжилье" поставить истца на учет в качестве нуждающегося в обеспечении жилым помещением путем получения субсидии на состав семьи 5 человек с момента обращения.
Иск мотивирован ссылкой на положения ст.ст.15, 24 ФЗ N 76-ФЗ от 27.05.1998 г. "О статусе военнослужащих" и тем, что Дабеев является пенсионером Министерства обороны Российской Федерации, уволен с военной службы 04.10.2001 г. в связи с признанием его непригодным к военной службе. Общая продолжительность военной службы истца составляет 15 лет, в льготном исчислении - 21 год. В 2015 г. Дабеев направил документы для постановки его на учет, однако Решением N ... от 06.11.2015 г. ответчиком в принятии на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения ему было необоснованно отказано со ссылкой на не предоставление документов, подтверждающих право состоять на учете в качестве нуждающегося в предоставлении жилых помещений.
В подтверждение довода о необоснованности отказа в принятии на учет истец ссылается на то, что за время прохождения военной службы и в последующие периоды нахождения на пенсии Дабеев с семьей жилым помещением для постоянного проживания не обеспечивался, не получал государственный жилищный сертификат или безвозмездную финансовую помощь на приобретение жилья, проживает в служебном жилом помещении, иного жилья не имеет. На момент увольнения со службы и до настоящего времени Дабеев и его семья не обеспечены жилым помещением в избранном им постоянном месте жительства, из отказа ответчика непонятно, какие необходимые документы не были предоставлены истцом.
Определением суда от 20.12.2016г. к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Министерство обороны Российской Федерации, ФГКУ "Восточное региональное управление правового обеспечения" МО РФ, Департамент жилищного обеспечения МО РФ.
Члены семьи Дабеева привлечены определением суда от 11.01.2017г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования.
В судебном заседании Дабеев, его представитель Стецура исковые требования поддержали в полном объеме.
Представитель ответчиков Каурова О.Б. с иском не согласилась, пояснила, что в период прохождения военной службы истец с заявлением о постановке его на учет не обращался, обратился спустя 14 лет после увольнения с военной службы. Полагала, что Дабеев не лишен права на обеспечение жильем органами местного самоуправления.
Третьи лица Дабеева Т.В., Дабеева А.В., Дабеев А.В., Мисенев И.Д. в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Третьи лица Министерство обороны Российской Федерации, ФГКУ "Восточное региональное управление правового обеспечения" МО Российской Федерации, Департамент жилищного обеспечения МО РФ в судебное заседание своих представителей не направили, о времени и месте судебного заседания были извещены.
Суд постановилуказанное решение.
В апелляционной жалобе Стецура просит его отменить, ссылаясь на неверное толкование судом ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих". Настаивая на наличии у истца права на обеспечение жилым помещением, автор жалобы полагает, что факт "нуждаемости в постановке на очередь" является формальным требованием закона, Закон не содержит положений, устанавливающих пресекательные сроки реализации жилищных прав военнослужащих, уволенных с военной службы.
Кроме того, Стецура указывает на то, что пункт 14 Приказа Министерства обороны Российской Федерации от 15 февраля 2000 г. N 80, на который сослался в решении суд, утратил силу к моменту обращения истца за защитой нарушенных прав.
На заседании коллегии Дабеев и Стецура жалобу поддержали.
Представители ответчиков и третьих лиц в заседание коллегии не явились, о рассмотрении дела извещены.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Отказывая в удовлетворении иска, суд правомерно сослался на то, что действующее законодательство не возлагает на Министерство обороны Российской Федерации обязанность по обеспечению жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы и утративших в связи с этим статус военнослужащих, которые до момента увольнения не были признаны нуждающимися в предоставлении жилых помещений.
Неправильного толкования судом норм материального права, в частности ст. 15 ФЗ N76-ФЗ от 27.05.1998 "О статусе военнослужащих" по делу не усматривается.
В соответствии с ч. 1 п.1 ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих" N 76 -ФЗ от 27.05.1998 г. в редакции, действующей в настоящее время, государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими Федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации за счет федерального бюджета.
Согласно абзаца 12 п.1 ст. 15 указанного закона военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, федеральным органом исполнительной власти, или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляется жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности.
Этой же ст. 15 установлено, что военнослужащие признаются федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых законом предусмотрена военная служба, нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным ст. 51 ЖК Российской Федерации в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации. (абзац тринадцатый пункта 1 статьи 15 Закона N 76-ФЗ).
Из содержания данной нормы закона усматривается, что она устанавливает основные положения, касающиеся обеспечения жильем военнослужащих, проходящих военную службу и увольняемых в запас в настоящее время и не распространяется на лиц, ранее проходивших военную службу и уволенных с военной службы, за исключением граждан, уволенных с военной службы, независимо от даты увольнения, по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, которые до 1 января 2005 г. (для изменивших место жительства и после 1.01.2005 г.) были приняты органами местного самоуправления на учет нуждающихся в жилых помещениях (пункт 2.1 ст. 15 ФЗ N 76-ФЗ).
Правила признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 г. N 512, согласно пункта 3 которых для признания военнослужащего нуждающимся в жилом помещении военнослужащий подает в уполномоченный орган в порядке, устанавливаемом федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, заявление по форме согласно приложению с указанием места прохождения военной службы, а при наличии в соответствии с абзацами третьим и двенадцатым пункта 1 статьи 15 Закона N76-ФЗ у военнослужащего права на получение жилого помещения по избранному месту жительства - избранного постоянного места жительства, к которому должны быть приложены предусмотренные Правилами документы.
Решение об отказе истцу в удовлетворении заявленных требований является правильным, так как положения действующих нормативных актов, предусматривающие основания и порядок обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета военнослужащих, уволенных и увольняемых с военной службы, к Дабееву не применимы.
Соответственно истец не может быть поставлен на учет в уполномоченном Министерством обороны Российской Федерации органе, осуществляющем учет военнослужащих, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями.
Из приведенных норм права следует, что реализация военнослужащим права на обеспечение жилым помещением по избранному после увольнения месту жительства через федеральный орган исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, носит заявительный характер и связана с его обращением в установленном порядке с заявлением о постановке на учет нуждающихся в получении жилья в период прохождения военной службы.
Как следует из дела, и не оспаривается истцом, до увольнения и при увольнении с военной службы 04.10.2001 г. Дабеев не реализовал свое право встать на очередь нуждающихся в жилых помещениях, не подавал соответствующий рапорт командиру воинской части, решение жилищной комиссии о признании Дабеева нуждающимся в жилом помещении не принималось и командиром части не утверждалось. Доказательств того, что истец обращался в орган местного самоуправления с заявлением о принятии его на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма суду не представлено.
С заявлением о постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении Дабеев обратился только в 2015 году.
Доводы жалобы о том, что ФЗ N 76 не содержит положений, устанавливающих пресекательные сроки реализации прав военнослужащих, не могут быть приняты во внимание, так как, как уже указывалось выше, положения ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих", а также положения нормативных актов, устанавливающих порядок принятия на учет военнослужащих, имеющих необходимую продолжительность военной службы и увольняемых с военной службы, распространяются на имеющих статус военнослужащих граждан, проходящих военную службу и увольняемых с военной службы, к которым истец не относится, так как утратил статус военнослужащего в 2001г.
На приказ N80 от 15.08.2000 г. суд сослался обоснованно, так как на момент увольнения Дабеева именно этот документ устанавливал порядок принятия военнослужащих на учет для предоставления жилья.
При таких обстоятельствах доводы жалобы не могут служить основанием для отмены решения суда.
Руководствуясь ст. ст. 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 25 января 2017 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи коллегии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.