Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе:
председательствующего судьи Ивановой В.А.,
судей коллегии Нимаевой О.З., Захарова Е.И.,
при секретаре Абзаевой В.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Кабанского района Республики Бурятия в интересах Беспалова И.Е. к ОАО "Читаэнергосбыт" о признании незаконными действий по начислению и взиманию платы за электроэнергию на общедомовые нужды,
по апелляционной жалобе представителя ответчика Помазкиной О.А. на решение Кабанского районного суда Республики Бурятия от 10 января 2017 года, которым постановлено:
Исковое заявление прокурора Кабанского района в интересах Беспалова И.Е. к ОАО "Читаэнергосбыт" о признании незаконными действий по начислению и взиманию платы за электроэнергию на общедомовые нужды удовлетворить частично.
Признать незаконными действия ОАО "Читаэнергосбыт" по начислению и взиманию с Беспалова И.Е., проживающего по адресу: " ... ", платы за электроэнергию на общедомовые нужды на основании показаний общедомового прибора учета электроэнергии за ... год в размере " ... "
Обязать ОАО "Читаэнергосбыт" произвести Беспалову И.Е., проживающему по адресу: " ... ", перерасчет платы за электроэнергию на общедомовые нужды, начисленной ... года за период с ... года в размере " ... ", начисленной ... года за период с ... года в размере " ... ", исключив их из лицевого счета по данной квартире.
Запретить ОАО "Читаэнергосбыт" использовать показания общедомового прибора учета электроэнергии, установленного по адресу: " ... ", для расчетов за потребленную электрическую энергию с Беспаловым И.Е., проживающим по адресу: " ... ". В остальной части в иске отказать.
Взыскать с ОАО "Читаэнергосбыт" в бюджет МО "Кабанский район" государственную пошлину в размере " ... " рублей.
Заслушав доклад судьи Нимаевой О.З., пояснения представителя ответчика, ознакомившись с доводами апелляционной жалобы, возражения и материалами дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Обращаясь в суд в интересах Беспалова И.Е. к ОАО "Читаэнергосбыт", прокурор Кабанского района просил признать незаконными действия ответчика по начислению и взиманию с Беспалова И.Е. платы за электроэнергию на общедомовые нужды на основании показаний общедомового прибора учета электроэнергии за ... г. в размере " ... "., обязать произвести перерасчет платы за ОДН, начисленной ... за период с ... в размере " ... " руб., начисленной ... за период с ... в размере " ... " руб., исключив из лицевого счета; запретить использовать показания ОДПУ по адресу: " ... " для расчетов за потребленную электрическую энергию.
Требования мотивированы тем, что в ходе проверки по обращению Беспалова И.Е. установлено, что он проживает по адресу: " ... ". В ... года ответчик предъявил к оплате ОДН в общем размере " ... " руб. за ... согласно показаниям ОДПУ, который был допущен в эксплуатацию сетевой организацией филиалом ОАО МРСК Сибири -Бурятэнерго ... Считает, что показания данного прибора учета не могут быть использованы для расчета с потребителями, поскольку техническая возможность его установки не подтверждена, система электроснабжения дома с ... нуждалась в капитальном ремонте, ввод прибора в эксплуатацию в установленном законом порядке не осуществлен. Указывает, что правила предоставления коммунальных услуг не содержат оснований для доначисления платы при отсутствии недобросовестного поведения потребителя.
Определением суда ПАО "МРСК Сибири" в лице филиала "Бурятэнерго" привлечено к участию в деле в качестве соответчика.
Беспалов И.Е. в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представитель истца по доверенности Субочева Л.В. исковые требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика ОАО "Читаэнергосбыт" по доверенности Горбусевич Д.С. исковые требования не признал. Пояснил, что сведений о времени установки ОДПУ нет, но он был допущен в эксплуатацию, после получения соответствующего акта, было произведено доначисление.
Представитель ответчика ПАО МРСК Сибири в лице филиала Бурятэнерго по доверенности Сараева М.Л. в судебное заседание не явилась, в представленном отзыве возражала против удовлетворения исковых требований.
Судом постановленоуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель ответчика ОАО "Читаэнергосбыт" Помазкина О.А. просит об отмене решения по мотиву его незаконности и необоснованности. Считает, что согласно Правилам предоставления коммунальных услуг, если многоквартирный жилой дом оборудован коллективным прибором учета, расчет объема электроэнергии, потребленной на ОДН, может производиться только в соответствии с п.13 Приложения N 2 к Правилам по формуле N 12, исходя из показаний прибора учета. Полагает, что при наличии расхода электроэнергии на ОДН, определенного по показаниям ОДПУ, начисление платы ответчиком произведено законно и обосновано.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Кабанского района Республики Бурятия Перелыгин И.А. просил решение оставить без изменения, указав, что судом сделан правильный вывод об установке ОДПУ с нарушением требований действующего законодательства и, соответственно, невозможности использования показателей для производства расчетов за потребленную электроэнергию на ОДН.
Прокурором представлены письменные пояснения по существу иска, из которых следует, что истец возражает против удовлетворения жалобы и отмены решения.
В суд апелляционной инстанции Беспалов И.Е., представитель истца, представитель ОАО "Читаэнергосбыт" не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. От Беспалова И.Е. поступило заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель ответчика филиала ПАО "МРСК Сибири - Бурятэнерго" Югова А.А. доводы апелляционной жалобы поддержала, просила решение суда отменить.
Изучив материалы гражданского дела, выслушав участника процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на нее, проверив законность решения суда в соответствии с положениями ч. 1 ст. 327-1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Беспалов И.Е. проживает по адресу: " ... ", является потребителем электроэнергии. В указанном многоквартирном доме установлен общедомовой прибор учета, который был допущен в эксплуатацию ПАО МРСК Сибири в лице филиала Бурятэнерго ... В ... ОАО "Читаэнергосбыт" доначислило Беспалову И.Е. плату за электроэнергию на ОДН за ... с учетом показаний ОДПУ. Согласно финансово-лицевому счету у Беспалова И.Е. имеется задолженность за предоставленную электроэнергию на ОДН в общем размере " ... " руб. за ...
В соответствии со ст.544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно со ст.157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об энергосбережении) производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета. Собственники жилых домов, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу данного федерального закона, обязаны обеспечить оснащение домов приборами учета используемых энергоресурсов, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. В случае неисполнения ими данной обязанности до 1 июля 2012 года, согласно ч. 12 ст. 13 Закона об энергосбережении, действия по оснащению домов приборами учета должны совершить ресурсоснабжающие организации, которым в последующем граждане возмещают расходы по установке приборов учета используемых энергоресурсов.
В соответствии с ч. 9 ст. 13 этого же Закона с 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Порядок заключения и существенные условия такого договора утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Разрешая спор, правильно применив нормы материального права, суд исходил из того, что показания прибора учета могут быть приняты к расчету за поставленную электроэнергию только в случае, если прибор установлен, введен в эксплуатацию и проходит периодические проверки на пригодность к использованию в установленном законом порядке.
Предписания по оснащению приборами учета и обеспечения допуска сетевой организации к местам установки приборов учета содержатся в пункте 150 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442.
В целях оснащения приборами учета сетевая организация направляет собственнику энергопринимающих устройств уведомление способом, позволяющим подтвердить факт его получения, в котором в том числе указывается необходимость обеспечения допуска такой сетевой организации к местам установки приборов учета, предлагаемые дата и время совершения действий по установке приборов учета, места установки приборов учета, информация о действиях, которые в соответствии с настоящим пунктом такая организация вправе предпринять в случае, если ей будет отказано в доступе к месту установки приборов учета. При неполучении в установленный срок сетевой организацией ответа от указанного собственника или при получении его ответа об отказе сетевая организация вправе установить прибор учета на принадлежащих ей объектах электросетевого хозяйства в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства сетевой организации и энергопринимающих устройств указанного собственника, и осуществить его допуск в эксплуатацию в порядке, установленном настоящим документом, с приглашением собственника энергопринимающих устройств (п. 150 Основных положений).
Согласно пункту 146 Основных положений под установкой прибора учета понимается монтаж прибора учета впервые в отношении точки поставки; под допуском прибора учета в эксплуатацию - процедура, в ходе которой проверяется и определяется готовность прибора учета, в том числе входящего в состав измерительного комплекса или системы учета, к его использованию при осуществлении расчетов за электрическую энергию (мощность) и которая завершается документальным оформлением результатов допуска.
В соответствии с пунктами 147, 152 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442, места установки, схемы подключения и метрологические характеристики приборов учета должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании. Установленный прибор учета должен быть допущен в эксплуатацию в порядке, установленном настоящим разделом. Допуск установленного прибора учета в эксплуатацию осуществляется с участием, в частности, уполномоченных представителей сетевой организации, гарантирующего поставщика, собственника прибора учета, собственника энергопринимающих устройств, в отношении которых устанавливается прибор учета, если он отличается от собственника прибора учета. При допуске в эксплуатацию общедомового (коллективного) прибора учета, установленного на границе раздела централизованных электрических сетей и внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома в состав комиссии должен входить уполномоченный представитель исполнителя коммунальных услуг в лице управляющей организации, товарищества собственников жилья, жилищного кооператива и иного специализированного потребительского кооператива, а при непосредственном управлении собственниками помещений в многоквартирном доме - уполномоченный представитель лица, привлекаемого собственниками помещений в многоквартирном доме по договорам оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту внутридомовых электрических систем.
Пунктом 154 Основных положений предусмотрено, что в ходе процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию проверке подлежат место установки и схема подключения прибора учета, состояние прибора учета и измерительных трансформаторов (при их наличии), а также соответствие вводимого в эксплуатацию прибора учета требованиям настоящего раздела в части его метрологических характеристик. Если прибор учета входит в состав системы учета, то проверке также подлежат связующие и вычислительные компоненты, входящие в состав системы учета. Процедура допуска прибора учета в эксплуатацию заканчивается составлением акта допуска прибора учета в эксплуатацию.
В силу пункта 152 Основных положений допуск установленного прибора учета в эксплуатацию должен быть осуществлен не позднее месяца, следующего за датой его установки.
Таким образом, общедомовой (коллективный) прибор учета электроэнергии был установлен в многоквартирном жилом доме " ... ", и введен в эксплуатацию по инициативе ПАО "МРСК Сибири" без договора с собственниками многоквартирного дома или обслуживающей организацией, то есть с нарушением установленного ст. 13 Федерального закона Об энергосбережении порядка и сроков его установки. Не представлено доказательств уведомления собственников многоквартирного дома об установке и введении в эксплуатацию ОДПУ, показания которого будут использоваться при расчете оплаты за электроэнергию на ОДН. Представленный в материалы дела акт допуска прибора учета в эксплуатацию от ... года составлен в присутствии представителя администрации МО " ... "", двух неаффилированных лиц, сведения о причинах отсутствия собственников помещений МКД или их уполномоченного представителя отсутствуют. Акт не свидетельствует о своевременном исполнении требований пункта 152 Основных положений, сведений о дате установки ОДПУ не имеется.
Кроме того, законодатель, определяя в ч.1 ст. 13 Закона "Об энергоснабжении" общие положения системы обеспечения обязательного учета используемых энергетических ресурсов, установилкатегории объектов, где такой учет не осуществляется. К ним относятся ветхие, аварийные объекты, подлежащие капитальному ремонту или сносу до 01 января 2013 года.
Такие объекты могут быть оснащены ресурсоснабжающими организациями за счет собственных средств приборами учета, если подтверждена техническая возможность их установки в соответствии с критериями, предусмотренными приказом Министерства регионального развития от 29 декабря 2011 г. N 627 "Об утверждении критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) прибора учета, а также формы акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учета и порядка ее заполнения". Необходимость такого обследования установлена, в том числе п.81 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011г. N354 (далее - правила предоставления коммунальных услуг собственникам). Ухудшение эксплуатационных характеристик здания, отдельных его частей и инженерных систем, послуживших основанием для признания такого объекта в установленном порядке аварийным, приводящее к невозможности обеспечения точной фиксации потребления энергоресурсов и обслуживания приборов учета, исключает использование показаний приборов учета в таких многоквартирных домах.
Из Критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) прибора учета, утвержденных Приказом Министерства регионального развития РФ от 29 декабря 2011 г. N 627, следует, что установка приборов учета потребляемой электроэнергии невозможна, если для этого требуется реконструкция, капитальный ремонт или создание новых внутридомовых инженерных систем; если невозможно обеспечить соблюдение технических требований к месту и порядку их установки, условиям эксплуатации, в том числе из-за упомянутого технического состояния внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования), температурного режима, влажности, электромагнитных помех, невозможности обеспечить доступ к ним для снятия показаний, обслуживания, замены.
Наличие указанных обстоятельств должно быть подтверждено соответствующим актом, составленным проводящим обследование лицом по утвержденной форме.
Согласно Республиканской программе "Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Бурятия на 2014-2043гг.", утвержденной Постановлением Правительства Республики Бурятия от 28.02.2014г. N 77, капитальный ремонт системы электроснабжения дома " ... " запланирован на 2014-2018гг.
Таким образом, данные обстоятельства свидетельствуют о том, что с 2014 года система энергоснабжения дома находилась в неудовлетворительном состоянии и нуждалась в капитальном ремонте.
Как правильно указал в решении суд, собственники помещений в МКД или их уполномоченные представители при вводе прибора в эксплуатацию не присутствовали, доказательства проверки места установки и схемы подключения прибора учета, состояние прибора учета и измерительных трансформаторов (при их наличии), а также соответствия вводимого в эксплуатацию прибора учета требованиям в части его метрологических характеристик, не представлены.
Вопреки доводам жалобы, поскольку для определения объема и стоимости потребленных услуг ресурсоснабжающими организациями могут быть использованы показания законно установленных и введенных в эксплуатацию коллективных приборов учета, суд пришел к обоснованному выводу о том, что установленный общедомовой прибор учета не может быть использован при осуществлении расчетов за потребленную жильцами дома электрическую энергию на ОДН, а начисление Беспалову И.Е. оплаты на общедомовые нужды, исходя из показаний данного коллективного прибора учета, является незаконным.
Таким образом, судом правильно определены юридические значимые обстоятельства, дана надлежащая правовая оценка собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права не допущено, решение суда мотивировано, оснований для признания его необоснованным по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст.328,329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кабанского районного суда Республики Бурятия от 10 января 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.