Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе: председательствующего Сидоркина С. В., судей Пименовой С. Ю. и Протасовой М.М. при секретаре Потапове Н. А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области к обществу с ограниченной ответственностью "Лира" о защите прав потребителей
по апелляционной жалобе процессуального истца на решение Первоуральского городского суда Свердловской области от 27.01.2017.
Заслушав доклад судьи Протасовой М.М., объяснения представителя процессуального истца Курбановой В. И., действующей на основании доверенности от ( / / ), представителя ответчика Ишанова В. М., действующего на основании доверенности от ( / / ), судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратилось в суд с вышеназванным иском, в обоснование которого указало, что ответчик, эксплуатирующий здание автостанции в г. ... , не предоставляет пассажирам доступ к бесплатному пользованию туалетом, чем нарушает закон и права пассажиров.
Просило признать действия ответчика, выразившиеся в непредоставлении пассажирам, имеющим билет, срок действия которого не истек и который обеспечивает право проезда по маршруту регулярных перевозок с автостанции в г. ... , права беспрепятственного пользования туалетом, расположенным в нежилом помещении здания автостанции ООО "Лира", ... , незаконными в период с ( / / ) до даты вынесения судом решения; обязать ответчика прекратить противоправные действия путем предоставления пассажирам, у которых есть билет, срок действия которого не истек и который обеспечивает право проезда по маршруту регулярных перевозок с этой автостанции, права беспрепятственного пользования туалетом, расположенным в нежилом помещении здания автостанции ООО "Лира", ... ; обязать ответчика опубликовать решение суда в средствах массовой информации.
Решением суда в удовлетворении иска отказано.
С таким решением процессуальный истец не согласился, в апелляционной жалобе приводит доводы иска, просит решение суда отменить, заявленные требования удовлетворить.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель процессуального истца доводы частной жалобы поддержала, дополнительно пояснила, что письменные разъяснения о праве пассажиров бесплатно пользоваться туалетом в здании автостанции ответчиком изложены неполно.
Представитель ответчика против доводов жалобы возражал, решение суда просил оставить без изменения.
Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений на нее в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу ст. 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Статья 46 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" предоставляет органам государственного надзора, органам местного самоуправления, общественным объединениям потребителей (их ассоциациям, союзам) право предъявлять в суд в защиту неопределенного круга потребителей иски о прекращении противоправных действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в отношении неопределенного круга потребителей.
В свою очередь, согласно ст. 4 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обращение в суд лица, в том числе, выступающего в пользу другого лица либо неопределенного круга лиц, должно быть направлено на действительную защиту их прав, свобод или законных интересов, что соответствует задачам гражданского судопроизводства, определенным в ст. 2 данного Кодекса.
Таким образом, право уполномоченных органов на обращение в суд с требованием, предусмотренным абз. 1 ст. 46 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" от 07.02.1992 N 2300-1, не является самоцелью.
По существу, в указанной части предъявление такого иска корреспондирует способу защиты, предусмотренному в ст. 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации, то есть, предупреждению причинения вреда, что согласуется с разъяснениями, содержащимися в п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2012 N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей".
Судом правильно установлено, следует из материалов дела и никем не оспаривается, что в результате проведенной на основании обращения гражданина процессуальным истцом проверки установлено нарушение ответчиком ст. 26 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" и п. 21 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 N 112, что выразилось в непредоставлении пассажиру, отправляющемуся по маршруту со станции в г. Первоуральске, права бесплатного посещения туалета. По результатам проверки общество, его директор и администратор автостанции привлечены к административной ответственности с назначением административного наказания.
Также судом установлено, что в связи с допущенным нарушением прав пассажира обществом проведено служебное разбирательство, осуществлены мероприятия по недопущению его повторения, с сотрудниками общества проведен дополнительный инструктаж по требованиям п. 21 Правил перевозки пассажиров, о чем общество известило процессуального истца ( / / ) (л. д. ... ). Судом обоснованно отмечено, что из представленных в настоящее дело самим процессуальным истцом документов также видно, что право бесплатного посещения туалета пассажиром, имеющим билет, срок действия которого не истек и который обеспечивает право проезда по маршруту регулярных перевозок с автостанции, разъяснено ответчиком в информации, размещенной непосредственно на дверях туалета (л. д. ... ).
При таких обстоятельствах, суд правильно указал, что имевшееся в деятельности общества нарушение устранено до обращения процессуального истца в суд с настоящим иском и на момент рассмотрения дела и вынесения судом решения отсутствует, что исключает удовлетворение заявленного в настоящем деле иска.
Доводы апелляционной жалобы правильность указанного вывода суда не опровергают.
Ссылку представителя процессуального истца в судебном заседании суда апелляционной инстанции на то, что содержание п. 21 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 N 112, ответчиком в размещенной на дверях туалета информации изложено не дословно, судебная коллегия отклоняет как не имеющую правового значения.
В соответствии с ч. 3 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вне зависимости от доводов, содержащихся в апелляционных жалобе, представлении, суд апелляционной инстанции проверяет, не нарушены ли судом первой инстанции нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с ч. 4 ст. 330 данного Кодекса основаниями для отмены решения суда первой инстанции. Из материалов дела следует, что таких нарушений судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Первоуральского городского суда Свердловской области от 27.01.2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу процессуального истца - без удовлетворения.
Председательствующий С. В. Сидоркин
Судьи С. Ю. Пименова
М. М. Протасова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.