Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего судьи Колесниковой О.Г.,
судей Федина К.А., Редозубовой Т.Л.,
при секретаре Паначёвой О.О.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лебедевой В.П. к Федеральному государственному казенному учреждению "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации о признании незаконным решения об отказе в предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения за счет средств федерального бюджета, признании права на получение единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения, восстановлении в числе кандидатов на получение единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения, возложении обязанности,
по апелляционной жалобе истца Лебедевой В.П. на решение Октябрьского районного суда г. Екатеринбурга от 24.10.2016.
Заслушав доклад судьи Федина К.А., судебная коллегия
установила:
Лебедева В.П. обратилась в суд с требованием о признании незаконным отказа Федерального государственному казенного учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее ФГКУ "Центррегионжилье") от 06.04.2016 в единовременной денежной выплате на приобретение жилого помещения за счет средств федерального бюджета на состав семьи из 1 человека в соответствии со статьями 2, 3 Федерального закона от 08 декабря 2010 года N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан", пунктом 2.1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", обязать ответчика восстановить ее в составе кандидатов на получение единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения составом семьи 1 человек, обязать ответчика произвести необходимые действия по реализации прав истца на получение единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения за счет средств федерального бюджета на состав семьи 1 человек.
В обоснование заявленных исковых требований истица указала, что она имеет звание *** медицинской службы, проходила военную службу по контракту в рядах Вооруженных сил Российской Федерации и имеет общую выслугу военной службу в календарном исчислении 10 лет 05 месяцев 19 дней, в льготном исчислении 23 года непрерывно. *** уволена в запас в связи с проводимыми организационно-штатными мероприятиями. На период прохождения военной службы она была обеспечена жильём в закрытом военном городе ***, которое было предоставлено её бывшему мужу ***, полковнику в отставке с 2002 г. Квартира находилась на территории закрытого военного городка, является служебной и подлежит освобождению по окончании военной службы. Другого жилья в собственности либо по социальному найму истец не имеет. Данное обстоятельство не позволяет считать ее обеспеченной жильём для постоянного проживания. Доказательством является список распределения жилых помещений от ***, в котором на ее семью выделялось жильё, бывший муж, сын и дочь. В 2005 г. она собрала и передала в ЖО документы согласно приказов МО РФ от *** *** и *** *** на право получения денежной выплаты для приобретения жилья по избранному месту жительства. В связи с тем, что ей длительное время денежная выплата не предоставлялась, в июле 2015 г. она подала заявление в Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны РФ о предоставлении единовременной выплаты на приобретение жилого помещения за счет средств федерального бюджета, которое переотправлено по принадлежности в ФГКУ "Центррегионжилье" г. Екатеринбург.
Из ответа начальника отдела ФГКУ "Центррегионжилье" от *** следует, что в очередь на предоставление единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения за счет средств федерального бюджета истица не включена.
Считает действия ответчика незаконными, поскольку право истца в силу закона на обеспечение жильем за счет Министерства обороны РФ осталось нереализованным, в связи с чем она подлежит восстановлению на таком учете с последующим обеспечением жилым помещением в соответствии с желанием перед увольнением с военной службы в запас быть обеспеченным жильем за счет государственного жилищного сертификата.
Решением Октябрьского районного суда г. Екатеринбурга от 24.10.2016 в удовлетворении исковых требований Лебедевой В.П ... отказано.
Не согласившись с решением, истцом подана апелляционная жалоба, в которой просит решение отменить, удовлетворить исковые требования, ссылаясь на доводы иска, а также на то, что в период службы она обращалась с соответствующим заявлением, у ответчика возникла обязанность по единовременной выплате на приобретение жилого помещения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции истец не явилась, направив ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в свое отсутствие.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции истец и представители ответчиков не явились, о слушании дела извещены надлежащим образом.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с тем, что указанные лица извещены надлежащим образом и за срок, достаточный для обеспечения явки и подготовки к судебному заседанию, не просили о рассмотрении дела в свое отсутствие, не ходатайствовали об отложении судебного заседания, не представили доказательств уважительности причины неявки, для проверки доводов апелляционной жалобы их обязательное участие не требуется, поскольку требуется только оценка правильности применения норм права, участие в судебном заседании является правом, а не обязанностью лиц, участвующих в деле, каждому гарантируется право на рассмотрение дела в разумные сроки, их отсутствие не препятствует рассмотрению дела, судебная коллегия определилао рассмотрении дела при данной явке.
Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено в ходе судебного разбирательства и не оспаривается сторонами, Лебедева В.П. проходила военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, приказом командующего Космическими войсками Российской Федерации от 05.08.2005 Лебедева В.П. досрочно уволена с военной службы с зачислением в запас, в связи с организационно-штатными мероприятиями (подпункт "а" пункта 1 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе").
С *** Лебедева В.П. исключена из списков личного состава. Общая продолжительность военной службы в календарном исчислении составила 10 лет 05 месяцев 19 дней.
На момент увольнения истца с военной службы порядок учета военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в улучшении жилищных условий, регламентировался Жилищным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 27 05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", Инструкцией о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации (утверждена Приказом Министра обороны Российской Федерации от 15.02.2000 N 80, утратила силу с 08.11.2010).
*** Лебедева В.П. обратилась в ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации с заявлением о предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения.
Письмом ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации ***нс от *** истцу сообщено о том, что в настоящее время она может быть обеспечена жилым помещением на общих основаниях органами местного самоуправления в порядке, предусмотренном статьями 49-52 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В обоснование приведенных положений указано, что с момента увольнения из рядов Вооруженных Сил Российской Федерации Лебедева В.П. утратила статус военнослужащей и связанные с ним гарантии по обеспечению жильем по линии Министерства обороны Российской Федерации.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями главы 7 Жилищного кодекса РФ, ст.15 Закона о статусе военнослужащих, исходил из того, что документы, подтверждающие постановку на учет нуждающихся в получении жилого помещения согласно порядку, действовавшему на момент увольнения с военной службы (рапорт о постановке на учет нуждающихся по избранному месту жительства, решение жилищной комиссии войсковой части о признании нуждающимся в получении жилого помещения по договору социального найма, данные о нахождении военнослужащего в базе данных "Учет" по ФГКЭУ КЭЧ района), в ФГКУ "Центррегионжилье" отсутствуют.
Судебная коллегия находит указанные выводы правильными.
Так, государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета (п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих").
В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", ч. 1, ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище; малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя.
Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 30.09.1997 N 1062 "О совершенствовании порядка обеспечения жильем военнослужащих и некоторых других категорий граждан" в целях обеспечения предусмотренных законодательством РФ социальных гарантий военнослужащих и некоторых других категорий граждан в ходе проведения военной реформы установлено, что приоритетной формой бюджетного финансирования расходов на обеспечение жильем для постоянного проживания военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, граждан, уволенных с военной службы, членов семей военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы, и членов семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после военной службы, которые нуждаются в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, а также граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков, является выпуск и погашение государственных жилищных сертификатов.
Согласно п. 2.1. ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более независимо от даты увольнения с военной службы и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в том числе изменивших место жительства и принятых в связи с этим органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по новому месту жительства после 1 января 2005 года, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления: жилого помещения в собственность бесплатно; жилого помещения по договору социального найма; единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
В силу п. 3 ст. 6 и п. 14 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" граждане, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, имеют право на выбор постоянного места жительства в любом населенном пункте Российской Федерации и обеспечение жилым помещением по избранному месту жительства (аналогичные положения были предусмотрены ст. 15 ранее действовавшего Закона РФ от 22 января 1993 года N 4338-1).
Избрание гражданином постоянного места жительства после увольнения с военной службы является самостоятельным основанием для признания его нуждающимся в получении жилого помещения или улучшении жилищных условий (подпункта "и" п. 7 Правил).
Согласно ст. 2 Федерального закона "О статусе военнослужащих" к военнослужащим относятся офицеры, прапорщики и мичманы, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования, сержанты и старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по контракту; сержанты, старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по призыву, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы.
По смыслу вышеприведенных положений закона нуждающимися в жилых помещениях могут быть признаны только военнослужащие, то есть лица, проходящие военную службу по контракту (призыву). Увольнение военнослужащего в запас до постановки на учет нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, обязанность по постановке на учет и, как следствие, обеспечению жилым помещением у федерального органа исполнительной власти не порождает. Иное противоречило бы положениям п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", которым предусмотрены гарантии со стороны государства в предоставлении жилых помещений или выделении денежных средств на их приобретение именно военнослужащим.
Статья 15 ФЗ "О статусе военнослужащих" предусматривает за военнослужащими, в том числе уволенными, право на жилище. Между тем, указанная норма, определяя условия обеспечения указанных категорий граждан жилым помещением, предусматривает необходимость постановки на соответствующий жилищный учет для дальнейшей реализации права на получение жилого помещения, что не имеет место в рассматриваемом случае.
Таким образом, право на обеспечение жильем за счет средств Министерства обороны Российской Федерации могло быть приобретено истцом только в случае, если до увольнения с военной службы она была признана нуждающимся в получении жилого помещения (улучшении жилищных условий) и принята на соответствующий учет.
В ходе рассмотрения дела, в нарушение требований ст. 55 - ст. 56 ГПК РФ не представлено каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что до увольнения с военной службы Лебедева В.П. обращалась к командиру воинской части с рапортом о признании ее нуждающейся в получении жилого помещения по договору социального найма по избранному месту жительства, а также о том, что такой рапорт рассматривался на заседании жилищной комиссии воинской части, которая по результатам его рассмотрения приняла решение о признании истца нуждающейся в улучшении жилищных условий, и данное решение, оформленное протоколом, было утверждено командиром воинской части.
При таких обстоятельствах истица не приобрела право на обеспечение жильем за счет средств Министерства обороны Российской Федерации в качестве военнослужащего, предусмотренное ст. ст. 2, 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".
Закон о статусе военнослужащих направлен на реализацию военнослужащим и гражданам, уволенным с военной службы, гарантий по обеспечению жилыми помещениями в порядке и на условиях предусмотренных законом, и не предусматривают, как и иные нормативные правовые акты РФ, возмещение расходов (компенсации) лишь за факт проживания Лебедевой В.П. в закрытом военном городке, как ошибочно указывает истица в апелляционной жалобе.
Соответственно ответчик обоснованно отказал в предоставлении денежной выплаты.
Доводы апелляционной жалобы Лебедевой В.П. о том, что истец на момент увольнения с военной службы был признан нуждающимся в жилом помещении, судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку относимых, допустимых доказательств, с бесспорностью свидетельствующих о данном обстоятельстве, истцом в нарушение ст. 56 ГПК РФ не представлено.
Также другие доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене или изменению решения суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, а также к выражению несогласия с оценкой судом представленных по делу доказательств, аналогичны процессуальной позиции истца в суде первой инстанции и направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, оснований для которой судебная коллегия не находит.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции, судом не допущено.
Руководствуясь ч. 1 ст. 327.1, п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия
определила:
решение Октябрьского районного суда г. Екатеринбурга от 24.10.2016 оставить без изменения, а апелляционную жалобу истца без удовлетворения.
Председательствующий: Колесникова О.Г.
Судьи: Федин К.А.
Редозубова Т.Л.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.