Судья Приморского краевого суда Зиганшин И.К., рассмотрев в судебном заседании жалобу защитника Общества с ограниченной ответственностью " ... " Мельникова Д.Б. на решение судьи Уссурийского районного суда Приморского края от 28 марта 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Приморскому краю Козловой А.Г. от 17 января 2017 года N N юридическое лицо - ООО " ... " признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере ... рублей.
Решением судьи Уссурийского районного суда Приморского края от 28 марта 2017 года указанное постановление оставлено без изменения.
В жалобе защитник ООО " ... " Мельников Д.Б. просит решение судьи Уссурийского районного суда Приморского края от 28 марта 2017 года изменить, назначить административное наказание в виде предупреждения.
В настоящее судебное заседание законный представитель и защитник ООО " ... " не явились, о времени и месте рассмотрения дела по жалобе извещены надлежащим образом.
Изучив материалы дела, доводы жалобы, заслушав заключение прокурора Бекетовой В.А., прихожу к следующим выводам.
В соответствии со статьей 8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду определяет Федеральный закон от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
Согласно статье 1 указанного Федерального закона под отходами производства и потребления понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Федеральным законом об отходах производства и потребления установлены требования и обязанности в сфере обращения с отходами, распространяющиеся как на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами, так и на хозяйствующих субъектов, в процессе деятельности которых образуются отходы.
В силу статьи 11 Федерального закона N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны проводить инвентаризацию объектов размещения отходов в соответствии с правилами инвентаризации объектов размещения отходов, определяемыми федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
Статьей 14 Федерального закона N 89-ФЗ определено, что индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Подтверждение отнесения к конкретному классу опасности отходов, включенных в федеральный классификационный каталог отходов, предусмотренный статьей 20 настоящего Федерального закона, не требуется.
На основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности. Порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений.
В соответствии с частью 1 статьи 19 Федерального закона N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета.
Как усматривается из материалов дела, в ходе проведенной в период с 11 по 21 ноября 2016 года Уссурийской городской прокуратурой проверки в сфере обращения с отходами производства и потребления выявлено, что ООО " ... " при осуществлении деятельности по управлению многоквартирными домами не проведена инвентаризация объектов размещения отходов в соответствии с Правилами инвентаризации объектов размещения отходов, утвержденными Приказом Минприроды России от 25 февраля 2010 года N 49.
При этом в результате проверки установлено, что при ведении хозяйственной деятельности Общества образуются следующие отходы: системный блок компьютера, утративший потребительские свойства (код ФККО 48120101524), принтеры, сканеры, многофункциональные устройства, утратившие потребительские свойства (код ФККО 48120201524), картриджи печатающих устройств с содержанием тонера 7% и более отработанные (код ФККО 48120301523), клавиатура, манипулятор "мышь" с соединительными проводами, утратившие потребительские свойства (код ФККО 48120401524), мониторы компьютерные жидкокристаллические, утратившие потребительские свойства, в сборе (код ФККО 48120502524), светодиодные лампы, утратившие потребительские свойства (код ФККО 48241501524), спецодежда из хлопчатобумажных и смешанных волокон, утратившая потребительские свойства, незагрязненная (код ФККО 40211001624), отходы чистки накопительных баков мобильных туалетных кабин (код ФККО 73222101303), компьютеры портативные (ноутбуки), утратившие потребительские свойства (код ФККО 48120611524), источники бесперебойного питания, утратившие потребительские свойства (код ФККО 48121102532), отходы мебели деревянной офисной (код ФККО 49211111724), отходы (осадки) из выгребных ям (73210001304), мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) (код ФККО 73310001724), отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные) (код ФККО 73111001724), мусор и смет уличный (код ФККО 73120001724). В нарушение требований статьи 14 Федерального закона N 89-ФЗ ООО " ... " не составлены и не утверждены паспорта на указанные виды отходов, в нарушение требований части 1 статьи 19 Федерального закона N 89-ФЗ не ведется учет образованных отходов, руководитель ООО " ... " не имеет подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, что является нарушением требований части 1 статьи 73 Федерального закона N 89-ФЗ.
Кроме того, в нарушение части 8 статьи 18 Федерального закона N 89-ФЗ, Приказа Минприроды России от 16 февраля 2010 года N 30 "Об утверждении Порядка предоставления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности)" ООО " ... " не представлена отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании и размещении отходов за 2015 года, в нарушение части 2 статьи 19 Федерального закона N 89-ФЗ, Приказа Росстата от 28 января 2011 года N 17 "Об утверждении статистического инструментария для организации Росприроднадзором федерального статистического наблюдения за отходами производства и потребления" ООО " ... " не представлена форма федерального статистического наблюдения N 2-ТП (отходы) "Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления" за 2015 год.
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения ООО " ... " к административной ответственности, установленной статьей 8.2 КоАП РФ.
Фактические обстоятельства совершенного административного правонарушения подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами, и юридическим лицом, привлеченным к административной ответственности, не оспариваются.
Имеющиеся доказательства обоснованно признаны допустимыми, полученными в соответствии с требованиями КоАП РФ, а также достаточными для рассмотрения дела по существу, и достоверными относительно обстоятельств правонарушения.
Неустранимых сомнений в виновности лица, привлеченного к административной ответственности, не имеется.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 указанного Кодекса.
Действия ООО " ... " квалифицированы по статье 8.2 КоАП РФ в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вина ООО " ... " в ходе производства по делу установлена и заключается в несоблюдении Обществом установленных законодательством Российской Федерации требований при обращении с отходами производства и потребления.
Административное наказание ООО " ... " назначено в пределах санкции статьи 8.2 КоАП РФ с учетом характера совершенного правонарушения, нарушений порядка и срока привлечения к административной ответственности не установлено.
Нарушений норм процессуального закона при производстве по делу об административном правонарушении не допущено, нормы материального права применены правильно.
Доводы жалобы со ссылкой на положения статьи 4.1.1 КоАП РФ о необходимости замены назначенного ООО " ... " наказания в виде штрафа на предупреждение нельзя признать обоснованными. При этом наличие у Общества статуса субъекта малого предпринимательства, исходя из положений части 2 статьи 3.4 КоАП РФ, не является безусловным основанием для применения наказания в виде предупреждения.
Согласно части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
В силу части 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
С учетом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3.4 КоАП РФ. Вместе с тем, из рассматриваемого случая не следует, что имеются условия, предусмотренные указанной нормой КоАП РФ в части такого обстоятельства как отсутствие возникновения угрозы причинения вреда здоровью человека и окружающей среде.
Кроме того, существенная угроза охраняемым общественным отношениям в результате совершенного ООО " ... " правонарушения заключается, в том числе, в пренебрежительном отношении Общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей в сфере соблюдения требований экологического законодательства, законодательства об охране окружающей среды, санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления.
Таким образом, доводы жалобы ООО " ... " правильность выводов судьи районного суда не опровергают и основанием для изменения назначенного Обществу административного наказания не являются.
При таких обстоятельствах вынесенное по делу решение судьи Уссурийского районного суда Приморского края сомнений в своей законности не вызывает, оснований для отмены или изменения судебного акта не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
решение судьи Уссурийского районного суда Приморского края от 28 марта 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Общества с ограниченной ответственностью " ... " оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья И.К. Зиганшин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.