Судья Приморского краевого суда Зиганшин И.К., рассмотрев в судебном заседании жалобу генерального директора Общества с ограниченной ответственностью " ... " Добровольского А.А. на решение судьи Находкинского городского суда Приморского края от 27 марта 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.45 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Тихоокеанского морского управления Росприроднадзора Ворожбит И.С. от 30 января 2017 года N N юридическое лицо - ООО " ... " признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.45 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере ... рублей.
Решением судьи Находкинского городского суда Приморского края от 27 марта 2017 года указанное постановление изменено, на основании частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ назначенное ООО " ... " административное наказание в виде штрафа снижено до ... рублей.
В жалобе, поданной в Приморский краевой суд, генеральный директор ООО " ... " Добровольский А.А. просит постановление должностного лица от 30 января 2017 года и решение судьи от 27 марта 2017 года отменить, производство по делу прекратить, ссылаясь на отсутствие вины юридического лица в совершении вмененного правонарушения.
В настоящее судебное заседание законный представитель ООО " ... " не явился, о времени и месте рассмотрения дела по жалобе извещен надлежащим образом.
Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя Тихоокеанского морского управления Росприроднадзора Королева С.Г., заключение прокурора Познер И.А., прихожу к следующим выводам.
Частью 1 статьи 8.45 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение требований по оборудованию хозяйственных и иных объектов, расположенных в границах водоохранных зон, сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды, в случаях, если такие требования установлены законом, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 34 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
В силу пункта 1 статьи 39 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
Пунктом 1 статьи 23 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" установлено, что нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов.
В соответствии со статьей 44 Водного кодекса Российской Федерации использование водных объектов для целей сброса сточных, в том числе дренажных, вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.
Количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты (часть 4 статьи 35 Водного кодекса РФ).
Согласно части 2 статьи 47 Федерального закона от 20 декабря 2004 года N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" сброс в водные объекты рыбохозяйственного значения и рыбоохранные зоны вредных веществ, предельно допустимые концентрации которых в водах водных объектов рыбохозяйственного значения не установлены, запрещается.
Приказом Росрыболовства от 20 ноября 2010 года N 943 "Об установлении рыбоохранных зон морей, берега которых полностью или частично принадлежит Российской Федерации, и водных объектов рыбохозяйственного значения Республики Адыгея, Амурской и Архангельских областей" для Японского моря установлена ширина рыбоохранной зоны в размере 500 метров.
В соответствии с пунктом 15 Правил установления рыбоохранных зон, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6 октября 2008 года N 743, хозяйственная и иная деятельность в рыбоохранных зонах допускается при условии соблюдения требований законодательства о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов, водного законодательства и законодательства в области охраны окружающей среды, необходимых для сохранения условий воспроизводства водных биологических ресурсов.
Согласно подпункту "ж" пункта 16 указанных Правил в целях сохранения условий для воспроизводства водных биологических ресурсов устанавливаются ограничения, в соответствии с которыми в границах рыбоохранных зон запрещаются сброс сточных, в том числе дренажных, вод.
Пунктом 11 Положения об охране рыбных запасов и о регулировании рыболовства в водоемах СССР, утвержденного Постановлением Совмина СССР от 15 сентября 1958 года, запрещается сбрасывать в рыбохозяйственные водоемы неочищенные и необеззараженные сточные воды промышленных, коммунальных и иных предприятий, а также производственные, бытовые и другие виды отходов и отбросов.
Кроме того, в соответствии с частью 16 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации в границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды. Выбор типа сооружения, обеспечивающего охрану водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, осуществляется с учетом необходимости соблюдения установленных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов.
Частью 8 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации ширина водоохранной зоны моря установлена в размере пятьсот метров.
Как следует из материалов дела, в ходе проверки, проведенной Приморской межрайонной природоохранной прокуратурой, установлено, что ООО " ... " при осуществлении хозяйственной деятельности по производству кирпича на территории п. Врангель в водоохраной зоне производит сброс сточных вод в бухту Врангель Японского моря в соответствии с разрешением на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду от 13 сентября 2016 N N, решением о предоставлении водного объекта в пользование от 9 августа 2012 года N N с превышением нормативов допустимого сброса.
Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения ООО " ... " к административной ответственности, установленной частью 1 статьи 8.45 КоАП РФ.
Фактические обстоятельства совершенного административного правонарушения подтверждены постановлением заместителя Приморского межрайонного природоохранного прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении от 12 декабря 2016 года, разрешением на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, решением о предоставлении водного объекта в пользование для сброса сточных вод, заключениями и протоколами результатов анализа сточных и природных вод и иными материалами дела, получившим оценку по правилам, установленным статьей 26.11 КоАП РФ.
Действия ООО " ... "
квалифицированы по части 1 статьи 8.45 КоАП РФ в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями указанного Кодекса.
Нарушений процессуальных требований, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, при производстве по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Постановление о привлечении ООО " ... "
к административной ответственности по части 1 статьи 8.45 КоАП РФ вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьей 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Административное наказание в виде штрафа ООО " ... " назначено в соответствии с санкцией части 1 статьи 8.45 КоАП РФ и с учетом требований частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ.
Доводы жалобы правильность выводов судьи Находкинского городского суда Приморского края не опровергают и основанием для освобождения ООО " ... " от административной ответственности не являются.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вина ООО " ... " в ходе производства по делу установлена и заключается в непринятии юридическим лицом всех необходимых мер по оборудованию предприятия, расположенного в границах водоохранной зоны моря, сооружениями, обеспечивающими охрану водного объекта от загрязнения сточными водами в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды.
При таких обстоятельствах решение судьи Находкинского городского суда Приморского края от 27 марта 2017 года сомнений в своей законности не вызывает, является правильным, оснований для его отмены или изменения не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
решение судьи Находкинского городского суда Приморского края от 27 марта 2017 года по делу об административном, правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.45 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Общества с ограниченной ответственностью " ... " оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья И.К. Зиганшин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.