Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Виноградовой О.Н.,
судей Дегтяревой Л.Б., Ильиных Е.А.,
при секретаре Цыбульской М.М.,
с участием прокурора Ступницкой Я.Б.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Чугуевского района в интересах К.О.Ю., К.А.М., Б.И.М., Я.И.Н. к администрации Чугуевского муниципального района, администрации Приморского края, Департаменту труда и социального развития Приморского края о возложении обязанности, по апелляционной жалобе Департамента труда и социального развития Приморского края на решение Чугуевского районного суда Приморского края от 09 декабря 2016 года, которым исковые требования удовлетворены.
Установлен юридический факт проживания К.О.Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, К.А.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Б.И.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Я.И.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в период чрезвычайной ситуации, вызванной продолжительными ливневыми дождями на территории Приморского края в августе - сентябре 2016 года, вызванными тайфуном "LIONROCK", по адресу: "адрес".
К.О.Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, К.А.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Б.И.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Я.И.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, признаны пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации в связи с продолжительными ливневыми дождями на территории Приморского край в период 29-30 августа 2016 года, вызванными тайфуном "LIONROCK".
За К.О.Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, К.А.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Б.И.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Я.И.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, признано право на получение единовременной материальной помощи, выплачиваемой за счет средств резервного фонда Правительства РФ в размере 10 000 рублей каждому единовременная материальная помощь.
На администрацию Чугуевского муниципального района Приморского края возложена обязанность включить К.О.Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, К.А.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Б.И.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Я.И.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в списки пострадавших граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи, выплачиваемой за счет средств резервного фонда Правительства в размере 10 000 руб. каждому единовременная материальная помощь.
Решение обращено к немедленному исполнению.
Заслушав доклад судьи Виноградовой О.Н., выслушав прокурора Ступницкую Я.Б., полагавшую, что решение суда не подлежит отмене, представителя Департамента труда и социального развития Приморского края - Кузнецову О.В., судебная коллегия
установила:
прокурор "адрес" обратился в суд интересах К.О.Ю., К.А.М., Б.И.М., Я.И.Н. с названным иском, указав, что по обращению К.О.Ю. о ее несогласии с решением органов местного самоуправления по вопросу возмещения ущерба, прокуратурой "адрес" проведена проверка, в ходе которой установлено, что с 1992 года по настоящее время К.О.Ю. с членами своей семьи - К.А.М., Б.И.М., Я.И.Н., проживает по "адрес". При обращении в администрацию с заявлением о выплате компенсации, истцам в такой выплате было отказано, поскольку они не зарегистрированы по месту жительства (пребывания) в пострадавшем от паводка районе. Местом постоянного жительства К.О.Ю., К.А.М., Б.И.М., Я.И.Н., является домовладение (квартира), расположенное по адресу: "адрес". На момент наводнения К.О.Ю., К.А.М., Б.И.М ... Я.И.Н. находились и проживали в вышеуказанном жилом помещении. Согласно актам обследования истцы признаны пострадавшими и нуждающимися в оказании разовой материальной помощи, однако не включены в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации природного характера, что нарушает их права. Просил возложить обязанность на администрацию Чугуевского муниципального района Приморского края включить К.О.Ю., К.А.М., Б.И.М., Я.И.Н. в список пострадавших граждан, нуждающихся в оказании разовой материальной помощи в соответствии с Постановлением Администрации Приморского края от 02.09.2016 N 413-па "Об оказании разовой материальной помощи гражданам Российской Федерации, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации в связи с продолжительными ливневыми дождями на территории Приморского края в августе-сентябре 2016 года, за счет средств, выделяемых из федерального и краевого бюджетов"; возложить обязанность на Департамент труда и социального развития Приморского края и администрацию Приморского края произвести выплату К.О.Ю., К.А.М., Б.И.М., Я.И.Н. разовой материальной помощи в размере 10 000 рублей каждому.
До рассмотрения дела по существу помощник прокурора Чугуевского района Федоренко О.В. в судебном заседании изменила исковые требования, просила установить юридический факт проживания К.О.Ю., К.А.М., Б.И.М., Я.И.Н. в период чрезвычайной ситуации, вызванной продолжительными ливневыми дождями на территории Приморского края в августе - сентябре 2016 года, вызванными тайфуном "LIONROCK", по адресу: "адрес"; признать К.О.Ю., К.А.М., Б.И.М., Я.И.Н. пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, в связи с продолжительными ливневыми дождями на территории Приморского край в период 29-30 августа 2016 года, вызванными тайфуном "LIONROCK"; признать за К.О.Ю., К.А.М., Б.И.М., Я.И.Н. право на получение единовременной материальной помощи, выплачиваемой за счет средств резервного фонда Правительства РФ в размере 10 000 рублей каждому; включить К.О.Ю., К.А.М., Б.И.М., Я.И.Н. в списки пострадавших граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи, выплачиваемой за счет средств резервного фонда Правительства РФ в размере 10 000 рублей каждому.
В судебном заседании помощник прокурора Чугуевского района Федоренко О.В., К.О.Ю., К.А.М. поддержали измененные исковые требования по доводам и основаниям, изложенным в иске.
Представитель Департамента труда и социального развития "адрес" М.С.С. в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований.
Б.И.М., Я.И.Н., представитель администрации Чугуевского муниципального района Приморского края, представитель администрации Приморского края в судебное заседание не явились, дело рассмотрено в их отсутствие.
Судом постановленоуказанное решение, с которым Департамент труда и социального развития Приморского края не согласился, им принесена апелляционная жалоба, в которой поставлен вопрос об отмене решения суда.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав участников процесса, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по правилам части 1 статьи 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия считает, что решение суда подлежит отмене в связи с неправильным определением судом обстоятельств, имеющих значение для дела, и нарушением норм материального и процессуального права (пункты 1 и 4 части 1 статьи 330 ГПК РФ).
В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2014 года N 110 "О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий", на основании Распоряжения Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2016 года N 1860-р, Устава Приморского края Администрацией Приморского края 2 сентября 2016 года принято постановление N 413-па "О мерах по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации природного характера в результате продолжительных ливневых дождей на территории Приморского края в августе - сентябре 2016 года за счет средств, выделяемых из федерального и краевого бюджетов".
В силу пункта 1.1 названного постановления граждане Российской Федерации, местом жительства которых в августе - сентябре 2016 года являлись жилые дома, квартиры, находящиеся в многоквартирных домах, расположенные на территориях Артемовского, Дальнегорского, Дальнереченского, Лесозаводского, Находкинского, Партизанского, Уссурийского городских округов, Анучинского, Дальнереченского, Кавалеровского, Кировского, Красноармейского, Лазовского, Михайловского, Надеждинского, Октябрьского, Ольгинского, Партизанского, Пожарского, Тернейского, Ханкайского, Хасанского, Хорольского, Черниговского, Чугуевского, Шкотовского, Яковлевского муниципальных районов, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации в связи с продолжительными ливневыми дождями на территории Приморского края, вызванными тайфуном "LIONROCK" на территории Приморского края, имеют право на разовую материальную помощь, выплачиваемую за счет средств резервного фонда Администрации Приморского края, в целях частичного покрытия расходов, и единовременную материальную и финансовую помощь, выплачиваемую за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, в размерах и в случаях, установленных подпунктами "г", "д" пункта 2 Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2014 года N 110 "О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий".
Согласно актам обследования жилого дома, расположенного по адресу: "адрес", и урожая, поврежденных (утраченных) в результате продолжительных ливневых дождей на территории Чугуевского муниципального района 29-30 августа 2016 года комиссией, созданной администрацией Чугуевского муниципального района, подтвержден факт подтопления жилого дома и утраты урожая.
При разрешении спора суд первой инстанции исходил из того, что отсутствие у К.О.Ю., К.А.М., Б.И.М. и Я.И.Н. регистрации в поврежденном жилом доме, который был затоплен, не может служить основанием ограничения их прав на получение компенсационных выплат, а представленные в материалы дела документы и показания свидетелей Ф.М.К., М.М.П., С.Н.А. подтверждают факт проживания истцов по адресу: "адрес", на момент чрезвычайной ситуации, вызванной продолжительными ливневыми дождями на территории Приморского края в августе - сентябре 2016 года, вызванными тайфуном "LIONROCK", в связи с чем пришел к выводу о возникновении у них права на получение соответствующих компенсационных выплат.
Судебная коллегия не может согласиться с данным выводом суда первой инстанции, полагает, что суд первой инстанции неверно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, и неправильно применил нормы материального права, что повлекло вынесение незаконного решения, которое подлежит отмене.
Основаниями для выплаты департаментом труда и социального развития Приморского края как разовой материальной помощи, выплачиваемой за счет средств резервного фонда Администрации Приморского края, так и единовременной материальной и финансовой помощи, выплачиваемой за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, являются списки пострадавших граждан, представленные соответствующими органами местного самоуправления муниципальных образований Приморского края.
В соответствии с пунктами 2.2 и 2.3 постановления Администрации Приморского края от 2 сентября 2016 года N 413-па списки пострадавших граждан, нуждающихся в оказании разовой материальной помощи в связи с необходимостью восстановления поврежденного жилого дома, в связи с утратой урожая на придомовом земельном участке, а также пострадавших граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи, формируются на основании заявлений пострадавших граждан, документов, подтверждающих регистрацию их по месту жительства в жилом доме, имеющем придомовой земельный участок, поврежденные в результате чрезвычайной ситуации и актов обследования этого жилого дома и утраченного урожая, составленных комиссией, создаваемой органами местного самоуправления муниципальных образований Приморского края.
Таким образом, право на компенсационные выплаты пострадавшим, оказавшимся в зоне чрезвычайной ситуации в связи с продолжительными ливневыми дождями на территории Приморского края, вызванными тайфуном "LIONROCK", признается за гражданами, которые на момент возникновения чрезвычайной ситуации были зарегистрированы по месту жительства в жилых домах, имеющих придомовые земельные участки, квартирах, находящихся на первых этажах многоквартирных домов и поврежденных в результате чрезвычайной ситуации.
В соответствии со ст. 264 ГПК РФ, суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.
Согласно ст. 267 ГПК РФ в заявлении об установлении факта, имеющего юридическое значение, должно быть указано, для какой цели заявителю необходимо установить данный факт, а также должны быть приведены доказательства, подтверждающие невозможность получения заявителем надлежащих документов или невозможность восстановления утраченных документов.
Из материалов дела следует, что К.А.М., К.О.Ю., Б.И.М., Я.И.Н. по адресу: "адрес" не зарегистрированы.
К.А.М., К.О.Ю., Б.И.М. зарегистрированы по адресу: "адрес", Я.И.Н. зарегистрирован по адресу: "адрес".
В соответствии со ст. 3 Закона РФ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Контроль за соблюдением гражданами Российской Федерации, нанимателями (собственниками) жилых помещений, должностными лицами и лицами, ответственными за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации возлагается на федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, его территориальные органы и органы внутренних дел.
Более того, Б.И.М., являясь ветераном труда, и К.А.М., являясь инвалидом, пользовались мерами социальной поддержки по оплате услуг ЖКХ по адресу постоянной регистрации: "адрес".
Разрешая настоящий спор, суд первой инстанции не принял во внимание данные обстоятельства и требования норм права.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу, что факт проживания К.О.Ю., К.А.М., Б.И.М. и Я.И.Н. по адресу: "адрес", на момент чрезвычайной ситуации, вызванной продолжительными ливневыми дождями на территории Приморского края в августе - сентябре 2016 года, вызванными тайфуном "LIONROCK" не нашел своего подтверждения при рассмотрении настоящего дела.
С учетом изложенного судебная коллегия находит заслуживающими внимания доводы апелляционной жалобы и приходит к выводу об отсутствии оснований для признания за К.О.Ю., К.А.М., Б.И.М. и Я.И.Н. права на компенсационные выплаты.
Из представленного в судебное заседание судебной коллегии до рассмотрения апелляционной жалобы ходатайства К.О.Ю., К.А.М., Я.И.Н. следует, что Б.И.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умерла ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с ч. 2 ст. 17 ГК РФ правоспособность гражданина возникает в момент его рождения и прекращается смертью.
В силу ч. 1 ст. 44 ГПК РФ в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном решением суда правоотношении (смерть гражданина, реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга и другие случаи перемены лиц в обязательствах) суд допускает замену этой стороны ее правопреемником. Правопреемство возможно на любой стадии гражданского судопроизводства.
В абз. 7 ст. 220 ГПК РФ указано, что суд прекращает производство по делу, если после смерти гражданина, являвшегося одной из сторон по делу, спорное правоотношение не допускает правопреемство.
Из содержания ч. 2 ст. 1183 ГК РФ следует, что по наследству переходят только денежные суммы, начисленные наследодателю и оставшиеся неполученными им при жизни.
Следовательно, правопреемство возможно лишь в отношении тех сумм, которые были начислены, но не были по различным причинам получены ко дню открытия наследства.
Судебной коллегией установлено, что исковые требования Б.И.М. касаются компенсационных выплат в связи с чрезвычайной ситуацией.
Право на компенсационные выплаты в связи с чрезвычайной ситуацией является личным субъективным правом и принадлежит лишь тому лицу, который является получателем указанных выплат. Правопреемство в данном случае не допускается.
В абз. 7 ст. 220 ГПК РФ определено, что суд прекращает производство по делу в случае, если после смерти гражданина, являвшегося одной из сторон по делу, спорное правоотношение не допускает правопреемство.
Согласно ч. 3 ст. 328 ГПК РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить решение суда первой инстанции полностью или в части и прекратить производство по делу либо оставить заявление без рассмотрения полностью или в части.
Поскольку спорные правоотношения Б.И.М. в данном случае не допускают правопреемства, её смерть, наступившая до вступления решения суда в законную силу, влечет необходимость отмены указанного решения и прекращения производства по делу в указанной части.
Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия отменяет решение суда в части исковых требований прокурора Чугуевского района в интересах К.О.Ю., К.А.М., Я.И.Н. с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований, а в части исковых требований прокурора Чугуевского района в интересах Б.И.М. прекращает производство по настоящему делу.
Руководствуясь статьями 327-330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Чугуевского районного суда Приморского края от 09 декабря 2016 года отменить. Принять по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований прокурора Чугуевского района в интересах К.О.Ю., К.А.М., Я.И.Н. к администрации Чугуевского муниципального района, администрации Приморского края, Департаменту труда и социального развития Приморского края о возложении обязанности - отказать.
Производство по гражданскому делу по исковому требованию прокурора Чугуевского района в интересах Б.И.М. к администрации Чугуевского муниципального района, администрации Приморского края, Департаменту труда и социального развития Приморского края о возложении обязанности - прекратить.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.