Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Полшковой Н.В.,
судей Имамовой Р.А., Полтевой В.А.
при секретаре Гатченко О.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Яковлевой О.В. к администрации муниципального образования Бузулукский район Оренбургской области о признании незаконным отказа в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, компенсации морального вреда
по апелляционной жалобе Яковлевой О.В. на решение Бузулукского районного суда Оренбургской области от 27 января 2017 года.
Заслушав доклад судьи Полшковой Н.В., объяснения представителя истца - Новик Т.С., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Яковлева О.В. обратилась в суд с иском к администрации МО Бузулукский район Оренбургской области о признании незаконным постановления ответчика от 05 сентября 2016 года N-П об отказе в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и обязании ответчика поставить её на такой учет.
В обоснование заявленных требований указала, что является вдовой ветерана Великой Отечественной войны - Е., своего жилья не имеет, дом, в котором она зарегистрирована по постоянному месту жительства по адресу: (адрес), они строили с покойным мужем, никаких документов на дом у неё нет, кроме того, дом не пригоден для проживания, она вынуждена проживать у родственников.
28 июня 2016 года она обратилась в администрацию МО Бузулукский район Оренбургской области с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, приложив все необходимые документы.
20 сентября 2016 года получила постановление администрации МО Бузулукский район Оренбургской области от 05 сентября 2016 года N-П, которым ей отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий по причине непредставления документов, предусмотренных абз. 4 ст. 5 Закона Оренбургской области от 23.11.2005 года N 2733/489-111-ОЗ. Уведомлением от 08 сентября 2016 года администрация уточнила, что отказ связан с тем, что из представленных документов невозможно определить принадлежность и площадь занимаемого ею в настоящее время жилого помещения. Однако, из справки Верхнее-Вязовского сельсовета, представленной ею в администрацию, следует, что площадь дома составляет 42 кв.м.
Отказ ответчика считала незаконным и просила суд восстановить её жилищные права.
В ходе рассмотрения дела по существу Яковлева О.В. заявила требование о компенсации морального вреда в сумме 5 000 рублей, которые ничем не мотивировала.
Решением Бузулукского районного суда Оренбургской области от 27 января 2017 года в удовлетворении исковых требований Яковлевой О.В. отказано.
На указанное решение суда Яковлевой О.В. подана апелляционная жалоба, в которой она просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное.
В суд апелляционной инстанции не явились стороны, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в связи с чем судебная коллегия определиларассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует, и судом установлено, что Яковлева О.В. является вдовой ветерана-участника Великой Отечественной войны - Е., умершего (дата), с которым они с (дата) состояли в зарегистрированном браке, имеет удостоверение, выданное ОСЗН в Бугурусланском районе Оренбургской области 01 апреля 2014 года, удостоверяющее право на льготы члена семьи погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны.
Яковлева О.В. зарегистрирована по адресу: (адрес), однако согласно сведениям администрации МО *** сельсовет Бузулукского района в этом жилом помещении фактически не проживает, дом, общей площадью 42,0 кв.м, числится за ней на основании сведений, внесенных в похозяйственную книгу, право собственности не зарегистрировано.
16 марта 2016 года комиссией МО *** сельсовет Бузулукского района было проведено обследование жилищных условий Яковлевой О.В. Из акта обследования следует, что дом по адресу: (адрес), 1966 года постройки, находящийся в собственности Яковлевой О.В., документы на который не оформлены, находится в аварийном состоянии, Яковлева О.В. нуждается в улучшении жилищных условий.
Комиссия состояла из председателя А., секретаря Б., члена В., акт обследования подписан данными лицами, а также Г., Д., Д.
28 июня 2016 года Яковлева О.В. обратилась в администрацию МО Бузулукский район Оренбургской области с заявлением о постановке на учет, как вдовы участника Великой Отечественной войны, в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий за счет федерального бюджета.
Постановлением администрации МО Бузулукский район от 05 сентября 2016 года N-п Яковлевой О.В. отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в связи с непредставлением документов, предусмотренных пунктом 4 статьи 5 Закона Оренбургской области от 23 ноября 2005 года N 2733/489-III-ОЗ "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма".
В письме от 08 сентября 2016 года администрация дополнительно разъяснила, что из представленных Яковлевой О.В. при обращении с заявлением о постановке на учет документов невозможно определить её нуждаемость в жилом помещении, поскольку отсутствуют сведения о принадлежности и площади жилого дома, в котором Яковлева О.В. зарегистрирована.
При рассмотрении дела в суде первой инстанции представитель администрации уточнил, что в постановке на учет Яковлевой О.В. было отказано ввиду отсутствия документов, подтверждающих её нуждаемость в улучшении жилищных условий, в частности ею не были представлены надлежащим образом оформленные правоустанавливающие документы на занимаемый дом по адресу: (адрес), 1966 года постройки, находящийся в её собственности согласно данным похозяйственной книги. Таким образом, с достоверностью невозможно было определить принадлежность ей данного имущества, его площадь.
Яковлева О.В. с отказом в постановке на учет не согласилась, полагала, что представленными документами подтверждается вся запрашиваемая администрацией информация, в том числе факт её нуждаемости в улучшении жилищных условий, поскольку жилой дом по адресу : (адрес), который они построили еще при жизни мужа в 1966 году, для проживания не пригоден, другого жилья у неё нет.
Отказывая Яковлевой О.В. в удовлетворении требования о признании незаконным отказа администрации в постановке её на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, суд, подтверждая статус истца, в целом имеющего право на получение мер социальной поддержки, установленных Федеральным законом от 12 апреля 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", исходил из того, что Яковлевой О.В. не представлены доказательства, подтверждающие её нуждаемость в жилом помещении, тогда как установление нуждаемости является обязательным условием получения членом семьи ветерана-участника Великой Отечественной войны такой меры социальной поддержки как однократное обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета.
Судебная коллегия с данными выводами суда соглашается, поскольку они соответствует обстоятельствам дела, обоснованы нормами права, регулирующими спорные правоотношения, и доказательствами, исследованными в судебном заседании, которым судом дана надлежащая оценка в соответствии со ст. 67 ГПК РФ.
Частью 3 статьи 49 Жилищного кодекса РФ установлено, что жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Из смысла статьи 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" следует, что жилые помещения предоставляются перечисленным в законе категориям граждан, нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Порядок предоставления жилых помещений гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.
Таким образом, правом на обеспечение жилым помещением обладают члены семей умерших участников Великой Отечественной войны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, порядок предоставления жилого помещения устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации. На территории Оренбургской области действует Закон Оренбургской области от 23.11.2005 N 2733/489-III-ОЗ (ред. от 12.09.2013) "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" (принят постановлением Законодательного Собрания Оренбургской области от 09.11.2005 N 2733).
Как было указано выше, нуждаемость в жилом помещении является обязательным условием для получения мер социальной поддержки в виде обеспечения жилым помещением за счет средств федерального бюджета члена семьи погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны.
Статьей 51 Жилищного кодекса РФ установлены категории граждан, которые признаются нуждающимися в жилых помещениях, в данный перечень входят, в том числе, граждане, проживающее в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, на что и ссылается Яковлева О.В. в обоснование иска.
Порядок признания жилого помещения непригодным для проживания, требования, которым должно отвечать жилое помещение, установлены Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года N 47.
Из пункта 7 Положения следует, что оценка и обследование помещения в целях признания его непригодным для проживания осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), и проводятся на предмет соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации, а также иных жилых помещений в случаях, установленных настоящим Положением. В состав комиссии включаются представители этого органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7(1) настоящего Положения. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.
В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение регионального жилищного надзора (муниципального жилищного контроля), государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - органы государственного надзора (контроля), на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, а также в случае необходимости - представители органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций, эксперты, в установленном порядке аттестованные на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий.
Собственник жилого помещения (уполномоченное им лицо), за исключением органов и (или) организаций, указанных в абзацах втором, третьем и шестом настоящего пункта, привлекается к работе в комиссии с правом совещательного голоса и подлежит уведомлению о времени и месте заседания комиссии в порядке, установленном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, создавшими комиссию.
В случае если комиссией проводится оценка жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации или многоквартирного дома, находящегося в федеральной собственности, в состав комиссии с правом решающего голоса включается представитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества. В состав комиссии с правом решающего голоса также включается представитель государственного органа Российской Федерации или подведомственного ему предприятия (учреждения), если указанному органу либо его подведомственному предприятию (учреждению) оцениваемое имущество принадлежит на соответствующем вещном праве (далее - правообладатель).
Решение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции принимается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления (за исключением жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации и многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности). В случае если комиссией проводится оценка жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, а также многоквартирного дома, находящегося в федеральной собственности, решение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции принимается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, на основании заключения комиссии, оформленного в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения.
Пунктом 42 Положения предусмотрено, что комиссия на основании заявления собственника помещения, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, правообладателя или гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения.
Яковлева О.В. в подтверждение нуждаемости в жилом помещении ссылалась на акт обследования её жилищных условий по адресу регистрации от 16 марта 2016 года, составленный представителями местной администрации *** сельсовет Бузулукского района Оренбургской области, в котором сделан вывод о том, что дом находится в аварийном состоянии и Яковлева О.В. нуждается в улучшении жилищных условий.
Вместе с тем данный акт непригодность числящегося за Яковлевой О.В. жилого помещения, в котором она зарегистрирована, для проживания не подтверждает, поскольку оценка и обследование жилого помещения в порядке, установленном указанным выше Положением, уполномоченной на то межведомственной комиссией не проводились.
При рассмотрении дела суд указывал представителю истца на необходимость обращения с соответствующим заявлением о признании помещения непригодным для проживания в компетентный орган, однако представитель от совершения таких действий отказался, настаивая, что представленных документов для постановки Яковлевой О.В. на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, как вдовы ветерана-участника Великой Отечественной войны, достаточно.
От назначения по делу судебной строительной экспертизы для определения состояния дома представитель истца отказалась, категорически возражая против назначения такой экспертизы, указывала, что они не намерены признавать дом непригодным для проживания в установленном на то порядке, поскольку полагала, что в таким случае Яковлева О.В. будет поставлена на учет не как вдова ветерана-участника Великой Отечественной войны, а по основанию проживания в доме, признанном непригодным для проживания.
В силу части 1 статьи 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Доказательств, подтверждающих право Яковлевой О.В. состоять на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, истцом представлено не было. Сам по себе статус вдовы ветерана участника Великой Отечественной войны права стоять на учете по обеспечению жильем без подтверждения признака нуждаемости в жилом помещении не предполагает. При этом гражданин должен быть признан нуждающимся в жилом помещении в установленном законом порядке. Допустимых доказательств этому стороной истца не представлено, в связи с чем оснований для удовлетворения заявленных Яковлевой О.В. требований у суда не имелось.
Довод апелляционной жалобы о том, что суд, проверяя законность вынесенного ответчиком постановления об отказе в принятии на учет, вышел за пределы заявленных требований, является несостоятельным, поскольку в исковом заявлении Яковлева О.В. просила суд обязать администрацию поставить её на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Кроме того, при рассмотрении дела представителем администрации были разъяснены имеющиеся в отказе администрации формулировки отсутствия оснований в постановке на учёт.
Доводы апелляционной жалобы о том, что при определении нуждаемости в жилом помещении необходимо было учесть условия жизни вдовы ветерана, степень благоустройства занимаемого жилого помещения, состояние здоровья, возможность самостоятельно поддерживать жилое помещение в надлежащем состоянии, также не могут повлечь отмену оспариваемого решения, поскольку сводятся к неверному пониманию норм материального права.
При рассмотрении заявленных Яковлевой О.В. требований судом со ссылкой на положения статьи 151 ГК РФ, разъяснения, содержащиеся в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 1994 года N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда" сделан также обоснованный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения требования истца о компенсации морального вреда.
Учитывая изложенное, принимая во внимание, что нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Бузулукского районного суда Оренбургской области от 27 января 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Яковлевой О.В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.