Заместитель председателя Оренбургского областного суда Кужабаев М.Д., рассмотрев жалобу Ольберг Ж.А. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 2 Октябрьского района г. Орска Оренбургской области, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 3 Октябрьского района г. Орска Оренбургской области, от 21 декабря 2016 года и решение судьи Октябрьского районного суда г. Орска Оренбургской области от 14 февраля 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Ольберг Ж.А.,
установил:
постановлением мирового судьи судебного участка N 2 Октябрьского района г. Орска Оренбургской области, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 3 Октябрьского района г. Орска Оренбургской области, от 21 декабря 2016 года, оставленным без изменения решением судьи Октябрьского районного суда г. Орска Оренбургской области от 14 февраля 2017 года, Ольберг Ж.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ), и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 2000 рублей.
В жалобе, поданной в Оренбургский областной суд, Ольберг Ж.А. просит об отмене состоявшихся по делу судебных актов и прекращении производства по делу.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Пунктом 1 ст. 6 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Закон о прокуратуре) установлено, что требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в ст.ст. 9.1, 22, 27, 30 и 33 указанного Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.
Согласно п. 1 ст. 22 Закона о прокуратуре прокурор вправе требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений.
В соответствии с п. 3 ст. 6 этого же Федерального закона неисполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, влечет за собой установленную законом ответственность.
Из материалов дела следует, что 15 сентября 2016 года в прокуратуру Ленинского района г. Орска Оренбургской области поступило обращение ИП К.Д.В.., в котором он просил привлечь к ответственности владельца автобуса марки ***, г/н ***, осуществляющего пассажирские перевозки по маршруту " ***- ***" с нарушением ст. 11 Федерального закона от 09 февраля 2007 года N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (далее - Закон о транспортной безопасности). К обращению приложена фотография автобуса, фотография билета.
В целях проверки обстоятельств, изложенных в обращении, заместителем прокурора Ленинского района г. Орска Оренбургской области в адрес ООО " ***", владельца названного транспортного средства, был направлен запрос от 28 сентября 2016 года о представлении информации с приложением заверенных копий подтверждающих документов со сроком исполнения 04 октября 2016 года.
Данные требования исполнены не были, поскольку *** ООО " ***" Ольберг Ж.А. посчитала их незаконными, указав на это в поступившем в прокуратуру 03 октября 2016 года ответе на ее запрос.
04 октября 2016 года исполняющим обязанности прокурора Ленинского района г. Орска Оренбургской области был направлен повторный запрос о представлении информации с приложением заверенных копий подтверждающих документов со сроком исполнения 07 октября 2016 года.
11 октября 2016 года заместителем прокурора Ленинского района г. Орска Оренбургской области вновь направлен запрос о представлении информации с приложением заверенных копий подтверждающих документов со сроком исполнения 24 октября 2016 года. Запрос получен ООО " ***" 19 октября 2016 года. В установленный срок *** ООО Ольберг Ж.А. явилась в прокуратуру района для дачи объяснений, однако запрашиваемые сведения и документы не представила.
Установив факт невыполнения требований прокурора о представлении необходимых сведений и документов, заместитель прокурора Ленинского района г. Орска Оренбургской области 18 ноября 2016 года в отношении *** ООО " ***" Ольберг Ж.А. возбудил дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ.
Приведенные обстоятельства послужили основанием для привлечения *** ООО " ***" Ольберг Ж.А. постановлением мирового судьи к административной ответственности, установленной данной нормой.
Судья районного суда с выводами мирового судьи и принятым им постановлением согласился.
В соответствии со ст. 17.7 КоАП РФ административным правонарушением признается умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении.
Не оспаривая событие вмененного в вину правонарушения, заявитель считает требования прокурора незаконными, ссылаясь на то, что разрешение обращения ИП К.Д.В ... не входит в компетенцию данной прокуратуры и подлежит разрешению Управлением государственного автодорожного надзора по Оренбургской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (УГАДН); испрашиваемые сведения о деятельности ООО " ***" находятся в общем доступе на официальных сайтах Министерства транспорта Российской Федерации, Министерства экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области, а потому истребование таких сведений является нарушением п. 2.3 ст. 6 Закона о прокуратуре.
Оценивая довод жалобы о том, что прокурор Ленинского района г. Орска Оренбургской области при проведении проверки допустил подмену иных государственных органов, необходимо отметить следующее.
Исходя из взаимосвязанности положений п. 1 ст. 6, п. 2 ст. 21 и п. 1 ст. 22 Закона о прокуратуре, Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 17 февраля 2015 года N 2-П по делу о проверке конституционности отдельных положений Закона о прокуратуре изложил следующие правовые позиции: органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы; прокурор вправе проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона, требующих принятия мер прокурором, и требовать от руководителей и других должностных лиц проверяемой организации представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений.
Одновременно в отношении п. 2 ст. 21 Закона о прокуратуре, согласно которому при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы, Конституционный Суд Российской Федерации разъяснил, что названная норма подчеркивает именно вневедомственный и межотраслевой характер прокурорского надзора как института, предназначенного для универсальной, постоянной и эффективной защиты конституционно значимых ценностей, а следовательно, распространяющегося и на те сферы общественных отношений, применительно к которым действует специальный (ведомственный) государственный контроль (надзор).
Исходя из изложенного, рассмотрение обращения ИП К.Д.В ... входило в компетенцию прокуратуры Ленинского района г. Орска Оренбургской области, а потому оно обоснованно было принято к разрешению.
Ссылка в жалобе на п. 3.5 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приеме граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 30 января 2013 года N 45, предусматривающей направление по принадлежности обращений, разрешение которых не входит (входит частично) в компетенцию данной прокуратуры или подлежит разрешению другими органами и организациями, обоснованно отклонена судьями нижестоящих судов.
Решение о направлении (ненаправлении) обращения в другие органы является одним из решений, принимаемым по результатам предварительного рассмотрения поступившего обращения, подлежащего обязательному рассмотрению.
Исходя из того, что прокурорский надзор имеет вневедомственный и межотраслевой характер, распространяющийся и на те сферы общественных отношений, применительно к которым действует специальный (ведомственный) государственный контроль (надзор), направление обращения ИП К.Д.В. в УГАДН по принадлежности является правом прокурора Ленинского района г. Орска Оренбургской области, а не обязанностью.
Кроме того, как правильно указано судьей районного суда, К.Д.В. в своем обращении просит принять меры прокурорского реагирования по факту нарушения закона, совершенного на автовокзале, расположенном на территории Ленинского района г. Орска Оренбургской области, а потому данное обращение подлежало разрешению прокуратурой Ленинского района г. Орска Оренбургской области. То обстоятельство, что ООО " ***" зарегистрировано и фактически расположено в Октябрьском районе г. Орска Оренбургской области, не имеет юридического значения при решении вопроса о подведомственности жалобы ИП К.Д.В..
Вопреки доводам жалобы изучение материалов дела свидетельствует о том, что прокуратурой Ленинского района г. Орска Оренбургской области при направлении запроса в ООО " ***" о представлении сведений и документов не были нарушены требования абз. 3 п. 2.3 ст. 6 Закона о прокуратуре.
В своем обращении К.Д.В. указывает на нарушение ООО " ***" при осуществлении перевозки пассажиров по маршруту " ***- ***" положений ст. 11 Закона о транспортной безопасности, предусматривающей представление в том числе перевозчиком информации о пассажирах и персонале транспортных средств в автоматизированные централизованные базы персональных данных о пассажирах и персонале (экипаже) транспортных средств (АЦБПДП).
Во время проведения прокурорской проверки представитель К.Д.В ... С.К.И ... дал показания о том, что ежедневно в 07 часов 00 минут с пл. *** г. *** (за зданием автовокзала) отправляются автобусы по маршруту " ***- ***", при этом в кассах автовокзала билеты на указанные рейсы не продаются, перевозчиком ООО " ***" сведения о пассажирах и экипаже в АЦБПДП не передаются (л.д. 42).
В целях проверки соблюдения ООО " ***" при осуществлении перевозок пассажиров автомобильным транспортом в междугородном сообщении между субъектами Российской Федерации порядка передачи сведений в АЦБПДП необходимо сличить сведения, размещенные на сайте Министерства транспорта Российской Федерации в Реестре межрегиональных маршрутов регулярных перевозок и АЦБПДП, с фактическими данными о передаче таких сведений перевозчиком. Для этого прокурором обоснованно был сделан соответствующий запрос в ООО " ***".
Требования прокурора законны и подлежали обязательному исполнению в установленный запросом срок.
Таким образом, не представив в прокуратуру Ленинского района г. Орска Оренбургской области испрашиваемые сведения и документы, *** ООО " ***" Ольберг Ж.А. допустила нарушения п. 3 ст. 6 Закона о прокуратуре, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ.
Вывод мирового судьи о квалификации действий Ольберг Ж.А. по ст. 17.7 КоАП РФ является правильным, соответствует фактическим обстоятельствам дела и основан на исследованных в судебном заседании доказательствах.
Нарушение прокурором установленного ст. 28.8 КоАП РФ срока направления постановления о возбуждении дела об административном правонарушении на рассмотрение мировому судье не влечет отмену принятых по делу судебных постановлений, поскольку указанный срок не является пресекательным.
Остальные доводы жалобы связаны с переоценкой доказательств и фактических обстоятельств дела и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся судебных постановлений.
Постановление о привлечении Ольберг Ж.А. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ, вынесено мировым судьей в пределах срока давности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Административное наказание назначено в пределах, установленных санкцией ст. 17.7 КоАП РФ.
Обстоятельств, которые в силу п.п. 2 - 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ могли повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 30.13 и 30.17 КоАП РФ,
постановил:
постановление мирового судьи судебного участка N 2 Октябрьского района г. Орска Оренбургской области, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 3 Октябрьского района г. Орска Оренбургской области, от 21 декабря 2016 года и решение судьи Октябрьского районного суда г. Орска Оренбургской области от 14 февраля 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ, в отношении Ольберг Ж.А. оставить без изменения, а жалобу Ольберг Ж.А. - без удовлетворения.
Заместитель председателя
Оренбургского областного суда М.Д. Кужабаев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.