Президиум Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего - Белинской С.В.,
членов президиума: Акчуриной Г.Ж., Кужабаева М.Д., Ушакова В.М., Хакимовой О.В.,
при секретаре Самохиной И.В.,
рассмотрел кассационную жалобу Вишневского Н.Я. на решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 06 сентября 2016 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 08 декабря 2016 года по гражданскому делу по иску Вишневского Н.Я. к администрации г. Оренбурга о признании незаконным отказа в предоставлении жилого помещения и признании права.
Заслушав доклад судьи Оренбургского областного суда Прокаевой Е.Д., объяснения Вишневского Н.Я., поддержавшего доводы кассационной жалобы, президиум Оренбургского областного суда
УСТАНОВИЛ:
Вишневский Н.Я. обратился в суд с вышеуказанным иском к администрации г. Оренбурга, в котором просил признать незаконным отказ начальника Управления жилищной политики администрации г. Оренбурга от (дата) N в удовлетворении заявления о предоставлении жилого помещения истцу, как российскому военнослужащему в отставке с выслугой более 30 лет, принятому на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до 01 января 2005 года, а также признать за истцом право на получение жилого помещения в соответствии с положениями Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", Закона Оренбургской области от 12 сентября 2011 года N 407/84-V-ОЗ "О порядке предоставления жилых помещений гражданам, уволенным с военной службы, и наделении органов местного самоуправления Оренбургской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы" с момента постановки его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении - (дата).
Решением Ленинского районного суда г. Оренбурга от 06 сентября 2016 года в удовлетворении иска было отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 08 декабря 2016 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поступившей в Оренбургский областной суд 14 февраля 2017 года, Вишневский Н.Я. выражает несогласие с принятыми по делу судебными постановлениями.
Определением судьи Оренбургского областного суда Прокаевой Е.Д. от 17 апреля 2017 года кассационная жалоба с делом переданы для рассмотрения в судебном заседании президиума Оренбургского областного суда.
Представитель ответчика, надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явился, в связи с чем на основании статьи 385 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации президиум Оренбургского областного суда находит возможным рассмотрение дела в его отсутствие.
Согласно статье 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
В силу статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления. В интересах законности суд кассационной инстанции вправе выйти за пределы доводов кассационной жалобы, представления. При этом суд кассационной инстанции не вправе проверять законность судебных постановлений в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных постановлений, которые не обжалуются.
Изучив доводы кассационной жалобы, проверив материалы дела, президиум Оренбургского областного суда приходит к следующему.
Предыдущими судебными инстанциями установлено и следует из материалов дела, что (дата) истец с семьей в составе *** человек был поставлен в льготную очередь офицеров запаса на получение жилой площади согласно распоряжению главы г. Оренбурга от (дата) N " ***".
Распоряжением главы г. Оренбурга от (дата) N истец был исключен из списка военнослужащих запаса, состоящих на учете в улучшении жилищных условий, на основании подпункта "в" пункта 10 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 сентября 1998 года N 1054, - в связи с увольнением Вишневского Н.Я. с военной службы из Вооруженных Сил Республики Узбекистан после (дата) и отсутствием соглашения между Российской Федерацией и Республикой Узбекистан о реализации социальных прав военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей. Истец был оставлен в общем списке в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий с (дата) с составом семьи *** человека.
Как следует из подпункта "в" пункта 10 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 сентября 1998 года N 1054 "О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства", не признаются нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, в случае их увольнения с военной службы из вооруженных сил, других воинских формирований государств - участников СНГ после 31 декабря 1994 года (кроме государств, заключивших и ратифицировавших соответствующие двусторонние договоры с Российской Федерацией до 31 декабря 1999 года).
Не согласившись с распоряжением главы г. Оренбурга от (дата) N о снятии его с учета, Вишневский Н.Я. обратился в Ленинский районный суд г. Оренбурга с заявлением об оспаривании решения органа местного самоуправления.
Решением Ленинского районного суда г. Оренбурга от 16 апреля 2004 года, вступившим в законную силу 18 мая 2004 года, в удовлетворении заявления Вишневского Н.Я. было отказано.
В 2004 году Вишневский Н.Я. обжаловал действия органа местного самоуправления об отказе в постановке его в льготную очередь.
Решением Ленинского районного суда г. Оренбурга от 05 октября 2004 года, оставленным без изменения определением судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 28 октября 2004 года, в удовлетворении исковых требований Вишневского Н.Я. было отказано. Указанным судебным актом было установлено, что Вишневский Н.Я. не имеет права на постановку в очередь на льготных условиях в соответствии с ФЗ "О статусе военнослужащих", так как отсутствуют международные договоры, регулирующие указанные вопросы.
Вишневский Н.Я. обратился в администрацию г. Оренбурга с заявлением о восстановлении в льготной очереди офицеров запаса на получение жилой площади.
Письмом от (дата) N за подписью начальника Управления жилищной политики администрации г. Оренбурга истцу было отказано в восстановлении в льготной очереди военнослужащих, подлежащих увольнению в запас или отставку, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий.
Не согласившись с указанным решением, Вишневский Н.Я. обратился в суд с иском к администрации г. Оренбурга.
Решением Ленинского районного суда г. Оренбурга от 30 марта 2015 года, вступившим в законную силу 16 июня 2015 года, данный отказ был признан обоснованным.
В (дата) года Вишневский Н.Я. обратился в администрацию г. Оренбурга с заявлением о предоставлении жилья, ссылаясь на наличие права на получение жилого помещения, как у российского военнослужащего в отставке с выслугой более 30 лет, фактически принятого на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до 01 января 2005 года в соответствии с положениями Закона Оренбургской области от 12 сентября 2011 года N 407/84-V-ОЗ "О порядке предоставления жилых помещений гражданам, уволенным с военной службы, и наделении органов местного самоуправления Оренбургской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы".
Письмом от (дата) администрация г. Оренбурга отказала истцу в предоставлении жилых помещений, сославшись на отсутствие законных оснований для этого.
Не согласившись с указанным отказом, Вишневский Н.Я. обратился с настоящим иском в суд.
В силу статьи 1 Закона Оренбургской области от 12 сентября 2011 года N 407/84-V-ОЗ "О порядке предоставления жилых помещений гражданам, уволенным с военной службы, и наделении органов местного самоуправления Оренбургской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы" право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с настоящим Законом имеют граждане, уволенные с военной службы, которые до 01 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях: в том числе граждане, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья и в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, и совместно проживающие с ними члены их семей.
Отказывая в удовлетворении настоящего иска к администрации г. Оренбурга о предоставлении жилого помещения и признании права, суд первой инстанции исходил из преюдициальности названных выше судебных постановлений для настоящего гражданского дела, указав, что Вишневский Н.Я. не является нуждающимся в жилом помещении и, предъявляя настоящий иск, он фактически оспаривает обстоятельства, которые уже были установлены вступившими в законную силу решениями судов.
Соглашаясь с решением суда первой инстанции, судебная коллегия пришла к выводу о том, что истец правомерно снят с льготной очереди в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих", поскольку отсутствуют международные договоры между Российской Федерацией и Республикой Узбекистан, регулирующие вопросы, касающиеся мер по реализации льгот в части социальных прав военнослужащих.
При этом судебная коллегия привела в обоснование своей позиции Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 19 мая 1993 года "О некоторых мерах, связанных с исполнением Закона Российской Федерации "О воинской обязанности и военной службе" N 4983-1, где в пункте 5 определено, что граждане Российской Федерации, проходившие военную службу в воинских формированиях СССР и СНГ до принятия этих воинских формирований в юрисдикцию Российской Федерации и заключившие контракт о прохождении военной службы в национальных армиях государств - республик бывшего СССР, сохраняют правовое положение военнослужащего, предусмотренное законами Российской Федерации, до 31 декабря 1999 года при условии заключения и ратификации в установленном порядке соответствующих двусторонних межгосударственных договоров. При несоблюдении же указанных в Постановлении условий правовое положение данных лиц, предусмотренное законами Российской Федерации, сохраняется только до 31 декабря 1994 года.
В кассационной жалобе истец Вишневский Н.Я. приводит доводы о том, что наличие или отсутствие соглашений между Российской Федерацией и Республикой Узбекистан не имеет значения в его случае и на его права не может влиять ввиду того, что он являлся военнослужащим Советской Армии, поскольку несмотря на то, что он проходил службу на территории бывшей республики СССР - Узбекистана, но в военном представительстве, находившемся в прямом подчинении Министерства обороны СССР (после распада СССР - в подчинении России). В послужном списке вплоть до (дата) года указано, что он служил в военном представительстве *** сил. Военнослужащим Узбекистана он никогда не являлся, на верность народу и Президенту Республики Узбекистан не присягал, гражданином этого государства никогда не был. При этом, как указывает податель жалобы, право на пенсию в соответствии с российским законодательством за ним признано без каких-либо споров, он имеет все права и льготы, предоставляемые российским военнослужащим в отставке, поскольку в пенсионном органе не возникло сомнений в том, что он полковник Российской Армии.
Доводы кассационной жалобы Вишневского Н.Я. заслуживают внимание.
В пункте 1 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 сентября 1998 года N 1054 "О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства" (далее - Правила), устанавливается единый порядок постановки на очередь нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, имеющих в соответствии с законодательством Российской Федерации право на получение жилья, построенного (приобретенного) за счет средств федерального бюджета.
Согласно подпункту "а" пункта 6 Правил нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства за счет средств федерального бюджета признаются граждане, проходившие военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, вооруженных силах и других воинских формированиях государств - участников СНГ, с которыми заключены соответствующие договоры, и уволенные с военной службы в запас или в отставку, прибывшие и вставшие на воинский учет по избранному постоянному месту жительства либо оставшиеся проживать по прежнему месту службы до получения жилья в избранном постоянном месте жительства, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более в календарном исчислении, а также сотрудники уголовно-исполнительной системы, прослужившие в учреждениях с особыми условиями хозяйственной деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации или Министерства юстиции Российской Федерации 10 лет и более в календарном исчислении, уволенные по следующим основаниям:
по достижении предельного возраста пребывания на военной службе;
по состоянию здоровья;
в связи с организационно-штатными мероприятиями.
Как следует из подпункта "в" пункта 10 Правил, не признаются нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, в случае их увольнения с военной службы из вооруженных сил, других воинских формирований государств - участников СНГ после 31 декабря 1994 года (кроме государств, заключивших и ратифицировавших соответствующие двусторонние договоры с Российской Федерацией до 31 декабря 1999 года).
В соответствии со статьей 62 Закона Российской Федерации от 11 февраля 1993 года N 4455-1 "О воинской обязанности и военной службе", введенного в действие с 01 марта 1993 года, гражданин Российской Федерации, проходящий военную службу в воинских формированиях других государств (бывших республик СССР), сохранял правовое положение военнослужащего, предусмотренное законодательством Российской Федерации, в том числе и по обеспечению его жильем, только до окончания переходного периода.
В силу статьи 56 данного Закона Российской Федерации и пункта 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 11 февраля 1993 года N 4457-1 "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "О воинской обязанности и военной службе" срок переходного периода был установлен до 31 декабря 1994 года.
В соответствии с пунктом 5 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 19 мая 1993 года N 4983-1 "О некоторых мерах, связанных с исполнением Закона Российской Федерации "О воинской обязанности и военной службе" от 11февраля1993года N4455-1 граждане Российской Федерации, проходившие военную службу в воинских формированиях СССР и СНГ до принятия этих воинских формирований под юрисдикцию Российской Федерации и заключившие контракт о прохождении военной службы в национальных армиях государств - республик бывшего СССР, сохраняли правовое положение военнослужащего, предусмотренное законами Российской Федерации, до 31 декабря 1999 года при условии заключения и ратификации в установленном порядке соответствующих двусторонних межгосударственных договоров. При несоблюдении же закрепленных в данном Постановлении условий правовое положение указанных лиц, предусмотренное законами Российской Федерации, сохранялось только до 31 декабря 1994 года.
В настоящее время в связи с принятием Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" Закон Российской Федерации "О воинской обязанности и военной службе" от 11 февраля 1993 года N 4457-1, Постановления Верховного Совета Российской Федерации "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "О воинской обязанности и военной службе" и "О некоторых мерах, связанных с исполнением Закона Российской Федерации "О воинской обязанности и военной службе" от 19 мая 1993 года N 4983-1 признаны утратившими силу.
В соответствии с пунктом 3 статьи 2 Федерального закона от 27 мая 1998 года "О статусе военнослужащих" за гражданами, проходившими военную службу в воинских частях Вооруженных Сил СССР, других воинских формированиях СССР и государств - участников СНГ до принятия указанных воинских формирований под юрисдикцию Российской Федерации и перешедшими на военную службу в войска или иные воинские формирования, организации других государств, ранее входивших в состав СССР, сохраняются социальные гарантии и компенсации, предусмотренные данным Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, при условии заключения и ратификации в установленном порядке соответствующих международных договоров Российской Федерации.
Анализ указанных норм в совокупности показывает, что установлению подлежали следующие имеющие значение для дела обстоятельства: факт перехода истца на службу другого государства - в Республику Узбекистан, ранее входившую в состав СССР (заключение контракта о службе в национальной армии); дата увольнения (до или после 31 декабря 1994 года в случае прохождения военной службы в воинском формировании Республики Узбекистан).
Из содержания приведенных нормативных положений следует, что, если истец не проходил службу в воинском формировании Республики Узбекистан, подпункт "в" пункта 10 Правил на него распространяться не может.
Как следует из послужного списка Вишневского Н.Я., с (дата) по (дата) он занимал должность *** в *** военном представительстве Министерства обороны, с (дата) по (дата) - должность *** в военном представительстве Министерства обороны, с (дата) по (дата) - должность *** в военном представительстве Министерства обороны, с (дата) по (дата) - должность *** в военном представительстве (л.д. 14-25).
Согласно справке, полученной в (дата) года N, *** Вишневский Н.Я. присягу на верность народам Узбекистана и Президенту не принимал (л.д. 33).
Как усматривается из справки Посольства России в Узбекистане от (дата) N, Вишневский Н.Я. приобрел с детьми гражданство Российской Федерации на основании пункта "г" статьи 18 Закона "О гражданстве Российской Федерации".
Согласно пункту "г" статьи 18 действовавшего ранее Закона от 28 ноября 1991 года N1948-1 "О гражданстве РСФСР" в порядке регистрации гражданство РСФСР приобретали граждане СССР, постоянно проживающие на территории других республик, непосредственно входивших в состав бывшего СССР по состоянию на 01 сентября 1991 года, если они не являются гражданами этих республик и в течение трех лет со дня вступления в силу настоящего Закона заявят о своем желании приобрести гражданство РСФСР.
Юридически значимые обстоятельства для данного дела не были определены судебными инстанциями, не устанавливались в ходе судебного разбирательства, а поэтому применение подпункта "в" пункта 10 Правил является необоснованным.
Кроме того, предыдущими судебными инстанциями при рассмотрении иска о признании права на получение жилья в рамках Закона Оренбургской области от 12 сентября 2011 года N 407/84-V-ОЗ "О порядке предоставления жилых помещений гражданам, уволенным с военной службы, и наделении органов местного самоуправления Оренбургской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы" не исследовались вопросы нуждаемости истца на день обращения в администрацию г. Оренбурга с заявлением о предоставлении жилого помещения.
В соответствии с частью 2 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному гражданскому делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не оспариваются и не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
При этом не принимается во внимание ссылка судов на преюдициальность ранее принятых судебных актов, поскольку вопрос о нуждаемости истца в предоставлении жилого помещения на момент обращения ( (дата)) не рассматривался ранее принятыми судебными постановлениями.
В соответствии с требованиями статьи 148 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации задачами подготовки дела к судебному разбирательству являются: уточнение фактических обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела; определение закона, которым следует руководствоваться при разрешении дела, и установление правоотношений сторон; представление необходимых доказательств сторонами, другими лицами, участвующими в деле.
В силу положений статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению.
Повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию (пункт 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 июля 2012 года N 13 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции").
Согласно разъяснениям, данным в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции", если судом кассационной инстанции будет установлено, что судами первой и (или) апелляционной инстанций допущены нарушения норм процессуального права при исследовании и оценке доказательств, приведшие к судебной ошибке существенного и непреодолимого характера, суд учитывает эти обстоятельства при вынесении кассационного постановления (определения).
Принимая во внимание, что приведенные требования закона и указания Пленума Верховного Суда Российской Федерации судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении настоящего дела выполнены не были, президиум Оренбургского областного суда находит нужным отменить решение суда от 06 сентября 2016 года и апелляционное определение от 08 декабря 2016 года с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и в соответствии с законом разрешить спор.
Руководствуясь статьей 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, президиум Оренбургского областного суда
ПОСТАНОВИЛ:
кассационную жалобу Вишневского Н.Я. на решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 06 сентября 2016 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 08 декабря 2016 года по гражданскому делу по иску Вишневского Н.Я. к администрации г. Оренбурга о признании незаконным отказа в предоставлении жилого помещения и признании права удовлетворить.
Решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 06 сентября 2016 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 08 декабря 2016 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Председательствующий С.В. Белинская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.