Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва в составе:
председательствующего Соскал О.М.,
судей Баутдинова М.Т., Сат Л.Б.,
при секретаре Кара-оол О.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Сат Л.Б. гражданское дело по иску Сандыкчапа Б.М. к Федеральной службе исполнения наказаний России, Управлению федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации по Республике Тыва о признании незаконным решения об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, признании права на получение единовременной социальной выплаты, обязании принять на учёт для получения единовременной социальной выплаты и уведомления его о постановке на учет, по апелляционной жалобе представителя ответчика Федеральной службы исполнения наказаний России - Сундуй Д.М. на решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 16 февраля 2017 года,
УСТАНОВИЛА:
Сандыкчап Б.М. обратился в суд с вышеуказанным иском к Федеральной службе исполнения наказаний России (далее по тексту - ФСИН России), Управлению федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации по Республике Тыва (далее - УФСИН по РТ). В обоснование указывает на то, что состоит в должности **, выслуга лет в календарном исчислении составляет более 17 лет. На очереди по улучшению жилищных условий не состоял, в связи с чем 8 июля 2014 года в жилищно-бытовую комиссию УФСИН по РТ (далее - Территориальная подкомиссия) подал заявление о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, приложив к нему все необходимые документы. Территориальная подкомиссия приняла его документы к рассмотрению, однако 6 сентября 2016 года он получил выписку из протокола заседания комиссии ФСИН России N 4 от 26 января 2016 года, согласно которой ему отказано в постановке на учет в связи с отсутствием обязательных документов, предусмотренных п.5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N 369 (далее - Правила), а именно - выписки финансового лицевого счета и сведений о количестве зарегистрированных по прежнему месту регистрации: г **. С данным отказом не согласен, поскольку он и члены его семьи с 2003 года проживают в квартире по адресу: **, принадлежащей на праве собственности его тестю. В доме по адресу: **, который ранее принадлежал невестке Л., он был зарегистрирован с 21 июня 2007 года по 5 марта 2014 года, однако никогда фактически в нем не проживал. В мае 2010 года Л. продала дом, после чего он снялся с регистрационного учета и зарегистрировался со своей семьей по месту фактического проживания по **. Требование ФСИН России о предоставлении копии финансового лицевого счёта и сведений о количестве зарегистрированных лиц является необоснованным, поскольку ** является частным домовладением, финансовые лицевые счета по нему не ведутся. Подавая рапорт, он приложил все необходимые документы, что подтверждается решением Территориальной подкомиссии от 28 июля 2014 года. Кроме того, оспариваемое им решение принято с нарушением срока рассмотрения такого рода заявлений.
С учетом уточнений просил: признать незаконным решение ФСИН России N 4 от 26 января 2016 года об отказе в постановке на учёт для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения; признать за ним право на получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения; обязать УФСИН по РТ направить во ФСИН России его учетное дело для постановки на учет, ознакомить его в течение 3 дней с момента получения от ФСИН России уведомления о постановке его на учет; обязать ФСИН России поставить его на учёт с 8 июля 2014 года, с составом семьи из пяти человек в порядке очередности, внести сведения о нем в книгу учета граждан, направив в УФСИН по РТ уведомление в течение 10 дней с момента постановки на учет с обязательным указанием номера очереди.
Решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 16 февраля 2017 года иск удовлетворен частично. Суд признал незаконным решение комиссии ФСИН России от 26 января 2016 года (выписка из протокола N 4), признал за истцом право на получение единовременной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, обязал УФСИН по РТ направить в ФСИН России его учетное дело для постановки на учет для получения единовременной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, обязал ФСИН России поставить Сандыкчапа Б.М., с учетом членов его семьи, на учет для получения единовременной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения с 8 июля 2014 года. В удовлетворении остальной части иска отказано.
В апелляционной жалобе представитель ответчика - ФСИН России Сундуй Д.М. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение. В обоснование указывает на то, что 08 июля 2014 года Сандыкчап Б.М. обратился с рапортом в Территориальную подкомиссию о постановке на учет, в котором указал, что является членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен жилой площадью менее 15 кв.м. на одного члена семьи. Суд первой инстанции, удовлетворяя иск, необоснованно принял во внимание справку Департамента по социальной политике мэрии г.Кызыла от 15 ноября 2016 года, выданную после принятия оспариваемого решения и показания свидетеля Л., поскольку процедура постановки на учет для получения социальной выплаты носит заявительный характер, комиссия принимает решение по представленным документам, а не свидетельским показаниям. Суд в качестве доказательств должен был оценить документы, которые истец предоставил в УФСИН России, а не те, которые были представлены в ходе судебного рассмотрения. Кроме того, несоответствие места фактического проживания месту постоянной регистрации, Сандыкчап Б.М. должен был подтвердить свидетельством о регистрации по месту пребывания, которая истцом в нарушение пп. "б" п.5 Правил не была представлена. Указывает на то, что истец не мог быть поставлен на учет, так как он был зарегистрирован до 05 марта 2014 года по адресу: **, где обеспеченность площадью жилого помещения составляла более 15 кв.м. на одного члена семьи. Снявшись с регистрационного учета с этого адреса, истец ухудшил свое жилищное положение, поскольку вселенные собственником жилого помещения члены семьи, а также иные граждане, вселенные в качестве члена семьи собственника имеют право пользования жилым помещением наравне с собственником, в нарушение ч.2 ст.31 СК РФ истец не представил в комиссию соглашение об особом порядке пользования жилым помещением. Считает, что суд неправомерно отклонил ходатайство о направлении дела по подсудности, поскольку ФСИН России, решение которого оспаривается, находится в г. Москве. Кроме того, суд не должен был обязывать УФСИН по РТ направлять учетное дело истца, поскольку оно ранее было направлено во ФСИН России и обратно не возвращалось.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика УФСИН России по Республике Тыва и ФСИН России Сундуй Д.М. поддержала апелляционную жалобу, по изложенным в ней доводам.
Истец Сандыкчап Б.М. и его представитель просили отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст.327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
В силу ч.1 ст.4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - ФЗ N 283) сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).
В соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 4 ФЗ N 283 единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 369 от 24 апреля 2013 г. утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации.
Пунктом 2 Правил предоставления единовременной социальной выплаты и ч.5 ст. 4 ФЗ N 283 предусмотрено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи, членами семьи сотрудника являются лица, указанные в п.п. 1 - 3 ч. 2 ст. 1 данного Федерального закона.
Пунктом 7 Правил установлено, что на основании заявления и документов, указанных в пункте 5 настоящих Правил, комиссия в 3-месячный срок со дня их подачи принимает решение о постановке сотрудника на учёт для получения единовременной социальной выплаты либо об отказе в постановке на указанный учёт. О принятом комиссией решении сотрудник уведомляется в письменном виде в течение месяца со дня принятия указанного решения.
Из приведенного выше следует, что право сотрудника органов уголовно-исполнительной системы на предоставление единовременной социальной выплаты возникает при одновременном наличии нескольких условий, одним из которых является его нуждаемость в жилом помещении.
Как установлено судом первой инстанции, стороны не оспаривают, Сандыкчап Б.М. имеет выслугу лет в календарном исчислении более 15 лет, ранее выплата не предоставлялась, в связи с чем на основании ч.1 ст.4 вышеуказанного ФЗ N 283 он имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения.
8 июля 2014 года Сандыкчап Б.М. в УФСИН по РТ подал рапорт о принятии на учёт для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии с Правилами, с составом семьи из 5 человек. К рапорту приложил документы, в том числе финансовый лицевой счет жилого помещения общей площадью 35 кв.м. по адресу: **, принадлежащего на праве собственности тестю Ю..
Из выписки комиссии по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам УФСИН по РТ единовременной социальной выплаты от 28 июля 2014 года видно, что принято решение о направлении во ФСИН России пакета документов для постановки Сандыкчапа Б.М. на учёт для получения единовременной социальной выплаты.
Согласно выписке из протокола N 4 от 26 января 2016 года заседания комиссии ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты по приобретению или строительства жилого помещения, истец обратился 08 июля 2014 года с рапортом о принятии на учёт для получения единовременной социальной выплаты в Территориальную подкомиссию, указав состав семьи из 5 человек, в том числе супругу и троих детей. Сандыкчап Б.М. с 5 марта 2014 года постоянно зарегистрирован в жилом помещении, общей площадью 35 кв.м по адресу: **, жилое помещение принадлежит на праве собственности Ю. (тестю заявителя). По данному адресу представлена поквартирная карточка, справка о регистрации и карточка лицевого счета, согласно которой на указанной жилой площади зарегистрировано 5 человек. Ранее он с 2007 года по 5 мая 2014 года был зарегистрирован в жилом помещении общей площадью 32,5 кв.м. по адресу: **, собственником которого является В., по данному адресу представлена выписка из домовой книги, отсутствует выписка из финансово-лицевого счёта и сведения о количестве зарегистрированных лиц. Супруга заявителя Ш. с 22 декабря 2009 года по 3 сентября 2011 года была постоянно зарегистрирована в жилом помещении общей площадью 58,3 кв.м. по адресу: **, собственником которого является сестра супруги заявителя, по которому представлена справка об отсутствии финансово-лицевого счета и выписка из домовой книги. Представлены справки из БТИ и выписки из ЕГРП на имевшиеся (имеющиеся) объекты недвижимого имущества, представленные всеми территориальными Управлениями Росреестра с указанием девичьей фамилии супруги заявителя. Иных жилых помещений в собственности и (или) занимаемых по договорам социального найма на территории Российской Федерации Сандыкчап Б.М. и члены его семьи не имеют. Ранее ему единовременная социальная выплата на приобретение или строительство жилого помещения не предоставлялась. Комиссия приняла решение об отказе Сандыкчапу Б.М. в постановке на учёт для получения единовременной социальной выплаты по причине отсутствия обязательных документов, предусмотренных п. 5 Правил.
В протоколе заседания комиссии отражено, что заявителем не представлены копия финансово-лицевого счета, сведения о количестве зарегистрированных лиц по адресу: **, где Сандыкчап Б.М. был зарегистрирован до 05 марта 2014 года.
Других оснований для отказа в постановке на учет истца выписка из протокола заседания комиссии ФСИН России не содержит.
Рассматривая дело, коллегия приходит к выводу, что суд первой инстанции, правильно применил нормы материального права и пришел к обоснованному выводу о признании решения комиссии ФСИН России об отказе Сандыкчапу Б.М. в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения незаконным и возложил на ответчика обязанность поставить истца на такой учет. При этом указал на то, что истец представил в соответствии с пп."з" п.5 Правил справку о регистрации по месту своего и членов его семьи фактического проживания и регистрации по **, а также выписку из домовой книги **, где был зарегистрирован последние 5 лет. Факт его проживания с членами своей семьи по первому адресу нашел свое подтверждение в суде первой инстанции.
Пунктом 5 Правил установлен перечень документов, необходимых для принятия сотрудника на учет для получения единовременной выплаты, среди которых в подпункте "з" указаны: выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы. В случаях, если по независящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения.
Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. N 713 утверждены Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию.
Согласно п. 6 Правил регистрации формы заявлений, свидетельств, уведомлений и иных документов, удостоверяющих регистрацию граждан по месту пребывания или по месту жительства, а также соответствующих штампов устанавливаются Федеральной миграционной службой.
В соответствии с п. 85 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденного Приказом ФМС России от 11 сентября 2012 г. N 288 при регистрации граждан в жилых помещениях частного жилищного фонда, принадлежащих физическим ицам на праве собственности, в случае отсутствия соглашения собственника (собственников) жилого помещения с управляющей жилищным фондом организацией на ведение данной работы, осуществляется оформление и хранение владельцами домов (квартир) домовых (поквартирных) книг. Домовые (поквартирные) книги ведутся на каждое изолированное жилое помещение: домовладение (квартиру), часть домовладения (часть квартиры), комнату.
Копия финансового лицевого счета по месту регистрации истца в частном доме не могла быть представлена, так как финансовые лицевые счета для индивидуального жилого дома не предусмотрены, применяются в отношениях между собственниками (пользователями) жилых помещений в многоквартирных домах и обслуживающими данные дома организациями, лицами, осуществляющими начисление коммунальных платежей.
Домовая книга в силу п. 6 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации оформляет регистрацию граждан в жилых помещениях частного жилищного фонда.
Таким образом, выписка из домой книги является надлежащим документом, подтверждающим регистрацию Сандыкчапа Б.М. по **.
Согласно пп.1 п.8 ст.4 ФЗ N 283 к намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся в том числе действия, связанные: с вселением в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения супруга (супруги), несовершеннолетних детей сотрудника), с обменом жилыми помещениями; с невыполнением условий договора социального найма, повлекшим выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения, общая площадь которого меньше общей площади ранее занимаемого жилого помещения; с выделением доли собственниками жилых помещений; отчуждением жилых помещений или их частей.
Судебная коллегия считает, что смена места регистрации заявителя по месту фактического проживания по адресу: г **, не может расцениваться как намеренные действия истца, повлекшие ухудшение жилищных условий, с целью приобретения права состоять на учёте в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты. К такому выводу приходит на основании того, что Сандыкчап Б.М. не являлся членом семьи Л. (невестки), являвшейся собственником дома по адресу: ** до 08 июня 2010 года, а также собственника указанного дома по настоящее время - В.
В этой связи доводы апелляционной жалобы о правомерности принятого комиссией УФСИН России решения, обусловленного отсутствием информации о количестве зарегистрированных лиц по указанному адресу, необоснованны, поскольку установление данного факта не порождает юридически значимых последствий в сфере спорных правоотношений.
Кроме того, приказом ФСИН России N 496 от 29 августа 2013 г. (действовавшим на момент возникновения спорных правоотношений) был утверждён Порядок формирования, работы комиссий учреждений и органов уголовно-исполнительной системы по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (далее - Порядок).
Согласно п.10.1 вышеуказанного Порядка территориальные подкомиссии и Подкомиссии осуществляют следующие функции: принятие документов для получения единовременной выплаты; проверку сведений, содержащихся в документах для получения единовременной выплаты; подготовку для направления в ФСИН России пакета документов для принятия решения о постановке сотрудников и граждан на учёт для получения единовременной выплаты.
В целях выполнения возложенных на них функций Территориальные подкомиссии и Подкомиссии:
проводят проверку представленных документов для получения единовременной выплаты на предмет соответствия перечню, определённому в Правилах, а также установленному Порядку их оформления в течение 15 рабочих дней со дня регистрации рапорта, заявления. При выявлении недостатков в вышеуказанных документах возвращают их сотрудникам, с указанием в письменном виде причин возврата;
рассматривают в 20-дневный срок со дня регистрации рапорта, заявления на заседаниях Территориальных подкомиссий и Подкомиссий документы для получения единовременной выплаты в целях принятия решения об их направлении в Комиссию ФСИН России с указанием в протоколах заседаний указанных подкомиссий оснований принятых решений (п.10.2 Порядка).
Таким образом, в полномочия Территориальных подкомиссий входит проверка всех представленных заявителями документов на предмет соответствия перечню, определенному в Правилах.
С учетом вышесказанного, судебная коллегия считает, что Территориальная подкомиссия в соответствии с п.10.2 обязана была проверить представленные истцом документы на предмет соответствия их оформления, а в случае обнаружения, по их мнению, недостатков в пятнадцатидневный срок возвратить документы заявителю. Сандыкчап Б.М., в свою очередь, имел право устранить их и вновь обратиться для реализации своего права.
Между тем, признав достаточным представленные истцом документы, Территориальная подкомиссия 30 июля 2014 года направила их во ФСИН России для принятия решения о постановке Сандыкчапа Б.М. на учёт для получения единовременной социальной выплаты. Данный факт подтверждается выпиской из решения от 28 июля 2014 года и сопроводительным письмом N от 30 июля 2014 года.
Довод представителя ответчиков о том, что комиссия ФСИН России при осуществлении своих полномочий самостоятельно проводит проверку наличия всех установленных к представлению письменных документов, об обратном не свидетельствует.
Исходя из вышеуказанных Правил, а также Приказа ФСИН России от 16 октября 2014 N 550, вступившего в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования (03 декабря 2014 года), именно комиссии территориальных органов УФСИН должны принимать пакет документов от претендентов на выплаты, проводить их проверку на предмет соответствия перечню, определенному в Правилах, а также установленному порядку их оформления, а также решать вопрос о направлении документов УФСИН России для принятия решения по существу.
При таких обстоятельствах суд верно указал, что Сандыкчап Б.М. представил все требуемые и необходимые документы в соответствии с Правилами предоставления единовременной социальной выплаты, в связи с чем, отказ в постановке его на учет для получения такой выплаты является незаконным.
Учитывая требования ст.56 ГПК РФ и то, что на момент рассмотрения дела судом первой инстанции, установленный п. 7 Правил трехмесячный срок истек, обжалуемее решение комиссией принято через полтора года, решение суда первой инстанции об обязании ФСИН России восстановить нарушенное право истца, коллегия находит верным.
Не находит оснований и для удовлетворения довода жалобы о нарушении судом правил подсудности, поскольку одним из ответчиков по делу являлось УФСИН по РТ, находящееся на территории г.Кызыла, соответственно, рассмотрение дела городским судом являлось правомерным.
Вместе с тем, судебная коллегия полагает необходимым отменить решение суда в части возложения на УФСИН по РТ обязанности направления учетного дела истца в ФСИН России ввиду его необоснованности. Требование Сандыкчап Б.М. в этой части не подлежало удовлетворению, в связи с тем, что учетное дело заявителя в установленном Порядке было направлено в ФСИН России, откуда возвращено не было, доказательств данного факта в материалах дела не имеется. Отмена решения в этой части не имеет существенного правового значения для истца, поскольку его нарушенное право восстановлено путем возложения на ФСИН России совершения определенных действий.
Иные доводы жалобы направлены на иное толкование действующего законодательства, не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения суда первой инстанции или опровергали бы его выводы, а потому не могут служить основанием к отмене решения суда.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 16 февраля 2017 года в части возложения на Управление Федеральной службы исполнения наказания России по Республике Тыва обязанности направить в Федеральную службу исполнения наказаний России учетное дело Сандыкчапа Б.М., отменить и принять в этой части новое решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
В остальной части решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 16 февраля 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 02 мая 2017 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.