Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва в составе:
председательствующего Соскал О.М.,
судей Баутдинова М.Т., Болат-оол А.В.,
при секретаре Кара-оол О.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Баутдинова М.Т. гражданское дело по иску Сарыглара А.В., Маны-Хайа Л.Н. в интересах несовершеннолетних С., М. к мэрии г. Кызыла Республики Тыва о возложении обязанности предоставить место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении по апелляционной жалобе истца Маны-Хайа Л.Н. на решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 21 марта 2017 года,
УСТАНОВИЛА:
Сарыглар А.В., Маны-Хайа Л.Н. обратились в суд с иском в интересах несовершеннолетних детей С., М. к мэрии г.Кызыла о предоставлении места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении, указывая на то, что они являются законными представителями С., М.., которые соответственно с 15 июля 2014 года, 02 ноября 2015 года состоят на учёте для предоставления места в дошкольном образовательном учреждении. До настоящего времени их детям место в дошкольном образовательном учреждении не предоставлено. По состоянию на 03 марта 2017 года текущие номера в общегородской очереди составляют N **, N **. Просят обязать мэрию г.Кызыла предоставить место С., М. в дошкольном образовательном учреждении г. Кызыла.
Решением суда в удовлетворении исковых требований Сарыглара А.В., Маны-Хайа Л.Н. отказано.
Не согласившись с решением суда, истец Маны-Хайа Л.Н. подала апелляционную жалобу, в которой просит его отменить и вынести новое об удовлетворении исковых требований, указав, что действующее законодательство предусматривает более ранние сроки предоставления мест в дошкольных образовательных учреждениях и это является обязанностью органов местного самоуправления, которые нарушают права детей истцов на общедоступное бесплатное дошкольное образование.
Истец Маны-Хайа Л.Н. в судебном заседании поддержала доводы жалобы, просила отменить состоявшееся решение суда.
Истец Сарыглар А.В., представители ответчика, третьего лица в судебное заседание не явились, были надлежащим образом уведомлены о месте и времени заседания. Судебная коллегия рассматривает дело в их отсутствие на основании ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав пояснения истца, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Установлено, что истцы Сарыглара А.В., Маны-Хайа Л.Н. являются родителями несовершеннолетних С., М., которые поставлены на учёт для зачисления в дошкольное образовательное учреждение (далее - ДОУ) с текущими номерами общегородской очереди ** (л.д. 12, 16).
Места в дошкольном образовательном учреждении детям С., М. не предоставлены.
Разрешая дело и отказывая в удовлетворении заявленных требований истцов, суд первой инстанции с учётом возраста несовершеннолетних детей отказал возложить обязанность на ответчика предоставить места в дошкольном учреждении С., М.
При принятии решения, суд первой инстанции исходил из того, что государство и муниципальные образования в силу положений ст. 43 Конституции Российской Федерации, ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" обязаны гарантировать конституционное право ребёнка на доступное дошкольное образование, закреплённое в Федеральном законе Российской Федерации "Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации", а также в Федеральном законе Российской Федерации от 29.12.2012 N 273-Ф3 "Об образовании в Российской Федерации".
Исходя из положений, предусмотренных статьей 67 этого же Закона, получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев. Правила приёма на обучение по основным образовательным программам должны обеспечивать приём всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня. Правила приёма в государственные и муниципальные образовательные учреждения на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать также приём в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация. В приёме в государственную или муниципальную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест. В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребёнка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования.
Как следует из материалов дела, С. на момент рассмотрения дела исполнилось **, а М..
В подп. "в" п.1 Указа Президента РФ "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки" от 7 мая 2012 N599 предусмотрено обеспечить достижение к 2016 году 100 процентов доступности дошкольного образования для детей в возрасте от трёх до семи лет.
С учётом положений Указа Президента РФ от 7 мая 2012 N599 с выводом суда об отказе в возложении обязанности на ответчика по предоставлению С., М. мест в дошкольном образовательном учреждении судебная коллегия согласна исходя из возраста детей.
Реализация права на приём в образовательное учреждение в группу полного дня возможна лишь в определённом порядке, установленном законом и подзаконными нормативными актами. В отличие от общего образования, являющегося обязательным, где обучение детей начинается с достижения ими возраста 6,5 лет, дошкольное образование реализуется в первую очередь в семье. Поступление ребенка в дошкольные группы муниципальных образовательных учреждений возможно только в порядке, установленном органами местного самоуправления.
Судебная коллегия полагает, что внеочередное предоставление мест С., М. в группах полного дня ДОУ повлечёт нарушение прав других детей, имеющих также право на получение места в ДОУ во внеочередном порядке или очередь которых наступила.
Количество групп в учреждениях образования и их наполняемость определяется в соответствии с действующим законодательством, с учётом санитарных норм и условий образовательного процесса, предельной наполняемости.
На территории РФ действуют единые для всех субъектов РФ СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 N 26 (в ред. 27.08.2015).
Пунктом 1.9 СанПиН предусмотрено, что количество детей в группах дошкольной образовательной организации общеразвивающей направленности определяется исходя из расчёта площади групповой (игровой) комнаты - для групп раннего возраста (до 3-х лет) не менее 2,5 метров квадратных на 1 ребенка и для дошкольного возраста (от 3-х до 7-ми лет) - не менее 2,0 метров квадратных на одного ребенка.
Санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией, эксплуатацией объектов дошкольных образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, а также на дошкольные образовательные организации, осуществляющие услуги по развитию детей и дошкольные группы по уходу и присмотру (п. 1.4 СанПиН).
Так, пунктом 1.10 ранее действовавших СанПиН 2.4.1.2660-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях" было предусмотрено, что количество детей в группах дошкольной организации общеразвивающей направленности определяется исходя из расчета площади групповой (игровой) - для ясельных групп не менее 2,5 метров квадратных на 1 ребёнка, в дошкольных группах не менее 2,0 метров квадратных на одного рёбенка.
В настоящее время количество групп в существующих ДОУ на территории г.Кызыла недостаточно для обеспечения всех нуждающихся, превышение количества воспитанников в детских учреждениях более установленных норм приведёт к нарушению санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций, установленных СанПиН 2.4.1.3049-13 и СанПиН 2.4.1.2660-10, которыми определено допустимое количество детей в группах. Приём в дошкольное учреждение детей свыше установленных предельных норм повлечёт нарушение прав детей, посещающих дошкольное учреждение, а также нарушение условий выданной учреждению лицензии.
Таким образом, принимая во внимание вышеизложенное, а также учитывая то, что дети истцов поставлены на учёт с соблюдением требований законодательства, права на внеочередное, первоочередное определение в муниципальное дошкольное образовательное учреждение не имеют, кроме того, возраст детей (в настоящее время менее 3 лет), судебная коллегия считает, что решение суда в части отказа в возложении обязанности по предоставлению Сарыглару С., М. мест в дошкольном образовательном учреждении законно и обоснованно.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 21 марта 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 10 мая 2017 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.