ЛИПЕЦКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья: Лопатина Н.Н. Дело N 33-1870/2017 г.
Докладчик: Жукова Н.Н.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
31 мая 2017 года с
удебная коллегия по гражданским делам Липецкого областного суда в составе:
председательствующего Захарова Н.И.
судей Жуковой Н.Н. и Демидкиной Е.А.
при секретаре Овчинниковой В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Липецке гражданское дело
по апелляционной жалобе истца Токарева С.В. на решение Советского районного суда г.Липецка от 21 марта 2017 года, которым постановлено:
В иске Токареву С.В. к Липецкому областному Совету депутатов о признании недействительным постановления сессии Липецкого областного Совета депутатов шестого созыва от 22 декабря 2016 года N145-пс в части отказа в избрании его для осуществления депутатской деятельности на профессиональной постоянной основе - отказать.
Заслушав доклад судьи Жуковой Н.Н., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
И стец Токарев С.В. обратился в суд с иском к Липецкому областному Совету депутатов о признании недействительным постановления Липецкого областного Совета депутатов шестого созыва от 22 декабря 2016 года N145-пс в части отказа в избрании его для работы на профессиональной постоянной основе .
В обоснование требований указал, что 18 сентября 2016 года он был избран депутатом Липецкого областного Совета депутатов шестого созыва в составе списка кандидатов от избирательного объединения "Липецкое областное отделение политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации".
22 сентября 2016 года состоялась первая сессия Липецкого областного Совета депутатов шестого созыва, на которой рассматривался вопрос об избрании председателей и заместителей председателей комитетов Липецкого областного Совета депутатов. Фракцией КПРФ была предложена кандидатура Токарева С.В. на должность заместителя председателя комитета по государственному устройству и местному самоуправлению, однако в результате голосования кандидатура Токарева B . C . депутатами не поддержана.
Постановлением первой сессии Липецкого областного Совета депутатов шестого созыва от 22.09.2016 N13-пс кандидатура Токарев а С.В. была утверждена в составе комитета по государственному устройству и местному самоуправлению. 29.09.2016 года Токарев С.В. обратился с заявлением на имя председателя Липецкого областного Совета депутатов о предоставлении ему права осуществлять депутатскую деятельность на профессиональной постоянной основе, предоставив решение фракции КПРФ о рекомендации его для работы на профессиональной постоянной основе.
22 декабря 2016 года состоялось заседание четвертой сессии областного Совета депутатов, на котором д епутатами было принято решение не избирать депутата Липецкого областного Совета депутатов Токарева С.В. для работы на профессиональной постоянной основе.
Поскольку данное постановление наруша ет право депутата Токарева С.В. работать в представительном органе на профессиональной постоянной основе , он просил признать его незаконным и отменить.
В судебном заседании истец Токарев С.В. и его представители Копылова Т.С., Федорович А.В. , Бурков Ю.С. поддержали заявленные требования в полном объеме и просили их удовлетворить.
Представитель ответчика Липецко го областно го Совет а Орлова Е.В. в судебном заседании иск не признал а, ссылаясь на то, что решение четвертой сессии областного Совета депутатов от 22 декабря 2016 года , является законным, принято большинство м голосов депутатов , процедура принятия решения депутатами соблюдена.
Суд постановилрешение, резолютивная часть которого изложена выше.
В апелляционной жалобе истец Токарев С.В. просит отменить решение, ссылаясь на то, что с уд не дал оценки тому, что областной Совет депутатов при принятии постановления N 145-пс от 22.12.2016 г. нарушил требования ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 06.10.1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", суд рассмотрел лишь вопрос процедуры принятия коллегиальным органом соответствующего решения от 22.12.2016 г.
Выслушав объяснения истца Токарева С.В. и его представителей Копыловой Т.С., Федорович А.В., Буркова Ю.С., поддержавших доводы жалобы, возражения против жалобы представителя ответчика Липецкого областного Совета Орловой Е.В., проверив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
На основании пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", депутат осуществляет свою депутатскую деятельность на профессиональной постоянной основе, или на профессиональной основе в определенный период, или без отрыва от основной деятельности, то есть закон устанавливает различные формы депутатской деятельности.
Пунктом 6 статьи 4 ФЗ от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ предусмотрено, что число депутатов, работающих на профессиональной постоянной основе, устанавливается законом субъекта Российской Федерации.
В силу п. 2 ст. 11 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ, если конституцией (уставом) и (или) законом субъекта Российской Федерации предусмотрено осуществление депутатом депутатской деятельности на профессиональной постоянной основе, то в этом случае не менее чем одному депутату, избранному в составе каждого списка кандидатов, допущенного к распределению депутатских мандатов в законодательном (представительном) органе государственной власти этого субъекта Российской Федерации, и каждому депутату, избранному в составе списка кандидатов, которому передан депутатский мандат в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, предусмотренным пунктом 17 статьи 35 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", должно быть предоставлено право осуществлять депутатскую деятельность на профессиональной постоянной основе.
Как следует из Постановления Конституционного Суда РФ от 29.10.2010 N 19-П "По делу о проверке конституционности положений пункта 8 статьи 4 и статьи 11 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", пункта 1 статьи 6 Закона Алтайского края "О статусе депутата Алтайского краевого Законодательного Собрания" и абзаца третьего пункта 2 статьи 6 Закона Алтайского края "Об Алтайском краевом Законодательном Собрании" в связи с жалобой гражданина И.Б. Вольфсона" по смыслу названных законоположений, субъекты Российской Федерации вправе предусматривать исполнение депутатами региональных парламентов своих обязанностей не только на профессиональной, но и на непрофессиональной основе и определять, какая часть депутатского корпуса может осуществлять свою деятельность на профессиональной постоянной основе, что в таких случаях предполагает возможность выбора депутатами той или иной формы деятельности в составе законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации.
Это, в свою очередь, означает, что субъект Российской Федерации, закрепляя на уровне своей конституции (устава) и (или) закона в качестве условия осуществления депутатской деятельности возможность исполнения депутатских обязанностей на профессиональной постоянной основе, обязан установить порядок реализации депутатами соответствующего права, отвечающий конституционным требованиям определенности и справедливости и исключающий принятие по данному вопросу произвольных решений, и одновременно гарантировать всем депутатам равные юридические возможности по осуществлению депутатских полномочий.
В силу п.5 ст.1 Закона Липецкой области от 14.02.1995 N 5-ОЗ (ред. от 30.12.2015) "О статусе депутата Липецкого областного Совета депутатов" число депутатов областного Совета, работающих на профессиональной постоянной основе, составляет семь человек, в том числе председатель областного Совета и два заместителя председателя областного Совета.
Согласно Уставу Липецкой области от 09.04.2003 N 46-03 областной Совет утверждает свой Регламент, в котором закрепляется порядок подготовки, созыва и проведения сессий областного Совета, образования и избрания его органов, их деятельности, рассмотрения нормативных правовых актов, голосования и другие вопросы организации работы областного Совета (ст. 28). Основной формой работы областного Совета является его сессия, на которой решаются основные вопросы, отнесенные к ведению областного Совета (ст. 29). Областной Совет своим постановлением: принимает Регламент областного Совета и решает вопросы внутреннего распорядка его деятельности ... (ст.30). Постановления областного Совета принимаются большинством голосов от числа избранных депутатов (ст.32).
Постановлением Липецкого областного Совета депутатов от 31 января 2002 г. N 785-пс утвержден Регламент Липецкого областного Совета депутатов, в статье 9 которого закреплен порядок избрания председателя областного Совета, его заместителей, председателей комитетов и их заместителей, депутатов областного Совета, работающих на профессиональной постоянной основе.
В силу п. 14 ст. 9 Регламента з аместители председателя областного Совета избираются из числа депутатов на весь срок депутатских полномочий. Кандидатуры для избрания на должность заместителей председателя областного Совета предлагаются председателем областного Совета. Кандидатуры для избрания председателей комитетов и их заместителей, депутатов, работающих на профессиональной постоянной основе, могут предлагаться председателем областного Совета, депутатами или путем самовыдвижения.
Обсуждение кандидатур, голосование, определение и оформление его результатов, проведение повторных выборов осуществляются в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
Таким образом, законодательством Липецкой области предусмотрена как сама возможность осуществления депутатской деятельности на профессиональной постоянной основе, так и установ лен порядок реализации депутатами соответствующего права .
Как следует из материалов дела, 18 сентября 2016 года Токарев С.В. был избран депутатом Липецкого областного Совета депутатов шестого созыва в составе списка кандидатов от избирательного объединения "Липецкое областное отделение политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации".
22 сентября 2016 года состоялась первая сессия Липецкого областного Совета депутатов шестого созыва, на которой рассматривался вопрос об избрании председателей и заместителей председателей комитетов Липецкого областного Совета депутатов. Фракцией КПРФ была предложена кандидатура Токарева С.В. на должность заместителя председателя комитета по государственному устройству и местному самоуправлению, однако в результате голосования кандидатура Токарева B . C . депутатами не поддержана.
Постановлением первой сессии Липецкого областного Совета депутатов шестого созыва от 22.09.2016 N13-пс кандидатура Токарев а С.В. была утверждена в составе комитета по государственному устройству и местному самоуправлению.
29.09.2016 года Токарев С.В. обратился с заявлением на имя председателя Липецкого областного Совета депутатов о предоставлении ему права осуществлять депутатскую деятельность на профессиональной постоянной основе, предоставив решение фракции КПРФ о рекомендации его для работы на профессиональной постоянной основе.
22 декабря 2016 года состоялось заседание четвертой сессии областного Совета депутатов, на котором д епутатами было принято решение не избирать депутата Липецкого областного Совета депутатов Токарева С.В. для работы на профессиональной постоянной основе. За данное решение проголосовал 41 депутат, против - 5, при 1 воздержавшемся.
В соответствии с п. 3 ст. 7 Федерального закона N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" постановления законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации принимаются большинством голосов от числа избранных депутатов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Как подтвердил сам Токарев С.В. в суде апелляционной инстанции, принятие решения по кандидатурам всех депутатов, заявивших о своем желании работать на профессиональной постоянной основе, в том числе и по его, происходило в порядке, предусмотренном вышеназванными нормативными актами Липецкой области.
Как установилсуд из представленной расшифровки звуковой записи заседания четвертой сессии, некоторыми депутатами высказывались мотивированные мнения по поводу своего голосования относительно кандидатуры Токарева С.В.
Доводов о нарушении процедуры при рассмотрении его кандидатуры Токаревым С.В. не заявлено.
Из материалов дела следует, что после отклонения кандидатуры Токарева С.В. руководителю фракции "КПРФ" в Липецком областном Совете депутатов Н.В. Разворотневу было предложено представить другую кандидатуру для работы на профессиональной постоянной основе.(л.д.30)
Поскольку законодательством Липецкой области каждому депутату предоставлены равные юридические возможности претендовать на осуществление своей деятельности на постоянной профессиональной основе, чем и воспользовался Токарев С.В.; решение об отказе Токареву С.В. в осуществлении депутатской деятельности на профессиональной постоянной основе принято органом, наделенным полномочиями по формированию действующей на постоянной профессиональной основе части депутатского корпуса, оформлено постановлением, принятым большинством голосов от числа избранных депутатов по результатам проведения отдельного открытого голосования по заявлению Токарева С.В., то суд пришел к правильному выводу о том, что права истца, предусмотренные п. 2 ст. 11 Федерального закона от 06.10.1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации оспариваемым постановлением не нарушены, поэтому обоснованно отказал Токареву С.В. в удовлетворении его требований.
Ссылка в жалобе на нарушение областным Советом в данном случае положений п. 2 ст. 11 Федерального закона от 06.10.1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" основана на неправильном толковании норм материального права, поскольку само по себе предоставленное указанной нормой право осуществлять депутатскую деятельность на профессиональной постоянной основе должно обеспечиваться наличием специальных процедур принятия таких решений, что областным Советом было исполнено.
С учетом вышеизложенного, судебная коллегия полагает решение суда законным и обоснованным. Оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда г.Липецка от 21 марта 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу
истца Токарева С.В. - без удовлетворения.
Председательствующий (подпись)
Судьи(подписи)
Копия верна Судья
Секретарь
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.