судебная коллегия по гражданским делам Липецкого областного суда в составе
председательствующего Жуковой Н.Н.,
судей Букреева Д.Ю., Федосовой Н.Н.,
при секретаре Лакомовой О.Г.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Липецке гражданское дело по апелляционной жалобе административного ответчика Ярославкина Е.П. на решение Усманского районного суда Липецкой области от 20 февраля 2017 года,
которым постановлено
Исковые требования УПФР в Усманском районе удовлетворить.
Взыскать с Ярославкина Е.П., проживающего по адресу: "адрес", недоимку по страховым взносам и пени на обязательное пенсионное страхование в сумме "данные изъяты" руб. "данные изъяты"., из которых:
- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации на финансирование страховой части пенсии за период с 01.01.2015 г. по 31.12.2015 г. - "данные изъяты" руб. - КБК N;
- пени за нарушение сроков уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на финансирование страховой части пенсии за период с 02.04.2016 г. по 30.08.2016 г. - "данные изъяты" руб. - КБК N;
Взыскать с Ярославкина Е.П. в доход бюджета Усманского муниципального района Липецкой области государственную пошлину в сумме "данные изъяты" руб.
Задолженность по уплате страховых взносов и пени подлежит перечислению по следующим реквизитам:
Наименование получателя платежа: УФК по Липецкой области (ОПФР по Липецкой области), ИНН N; КПП N, номер счета получателя платежа: N; наименование банка: отделение Липецк г.Липецк; БИК: N; регистрационный номер N.
Заслушав доклад судьи Букреева Д.Ю., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Управление Пенсионного фонда РФ в Усманском районе Липецкой области обратилось в суд с административным иском к Ярославкину Е.П. о взыскании недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и пени в размере "данные изъяты" руб. В обоснование административного иска было указано, что в период с 8 декабря 2008 года по 14 апреля 2016 года ответчик являлся индивидуальным предпринимателем, и был обязан уплачивать страховые взносы в установленный срок, однако данная обязанность им не исполнена, в том числе, по требованию пенсионного органа. Задолженность Ярославкина Е.П. по страховым взносам за период с 1 января 2015 года по 31 декабря 2015 года составила "данные изъяты" руб., из которых страховые взносы на обязательное пенсионное страхование "данные изъяты" руб. (финансирование страховой части трудовой пенсии), и пени за период с 2 апреля 2016 года по 30 августа 2016 года "данные изъяты" руб.
В судебном заседании представитель Управления Пенсионного фонда РФ в Усманском районе Липецкой области Коробкина Л.А. административный иск поддержала.
Административный ответчик Ярославкин Е.П. в судебном заседании просил отказать в удовлетворении административного иска, указывая на отсутствие задолженности, поскольку его декларированные расходы за 2015 год превысили доходы, и просил в этой связи учесть Постановление Конституционного суда РФ от 30 ноября 2016 года N 27-П "По делу о проверке конституционности пункта 1 части 8 статьи 14 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования ... ".
Суд постановилрешение, резолютивная часть которого изложена выше.
В апелляционной жалобе Ярославкин Е.П. просит об отмене судебного решения, настаивая на прежних доводах.
В письменном отзыве представитель Управления Пенсионного фонда РФ в Усманском районе Липецкой области критикует доводы апеллянта, поддерживая выводы суда.
Выслушав представителя Управления Пенсионного фонда РФ в Усманском районе Липецкой области Коробкину Л.А., поддержавшую жалобу, изучив материалы дела, обсудив доводы апеллянта, судебная коллегия оснований для отмены решения не усматривает.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" индивидуальные предприниматели являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию.
Согласно пункту 2 статьи 14 указанного Закона страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный бюджет.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2009 года N212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", действовавшего до 1 января 2017 года, индивидуальные предприниматели уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1 и 1.2 настоящей статьи.
Размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей: в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период превышает 300.000 рублей, - в размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз, плюс 1,0 процента от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300.000 рублей за расчетный период. При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз (пункт 2 части 1.1 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ).
В целях применения положений части 1.1 настоящей статьи доход учитывается: для плательщиков страховых взносов, применяющих упрощенную систему налогообложения, - в соответствии со статьей 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации; для плательщиков страховых взносов, уплачивающих единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, - в соответствии со статьей 346.29 Налогового кодекса Российской Федерации (пункты 3,4 части 8 статьи 14 Федерального закона N 212-ФЗ).
Для плательщиков страховых взносов, применяющих более одного режима налогообложения, облагаемые доходы от деятельности суммируются (пункт 6 части 8 статьи 14 ФЗ N212-ФЗ).
Согласно пункту 1 части 2 статьи 12 Федерального закона N 212-ФЗ применяются следующие тарифы страховых взносов: в Пенсионный фонд Российской Федерации 26%; в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования 5,1%.
В соответствии с частями 1,2 статьи 16 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ, расчет сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками страховых взносов, указанными в пункте 2 части 1 статьи 5 данного Федерального закона, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 14 данного Федерального закона. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300.000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим расчетным периодом.
В соответствии с частью 2 статьи 22 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов направляется плательщику страховых взносов органом контроля за уплатой страховых взносов в течение трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено частью 3 данной статьи. При выявлении недоимки орган контроля за уплатой страховых взносов составляет документ о выявлении недоимки у плательщика страховых взносов по форме, утверждаемой органом контроля за уплатой страховых взносов по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов должно быть исполнено в течение 10 календарных дней со дня получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов не указан в этом требовании (часть 5 статьи 22 Федерального закона от 24 июля 2009 года N212-ФЗ).
В соответствии со статьей 25 Федерального закона N212-ФЗ исполнение обязанности по уплате страховых взносов обеспечивается пенями. Пенями признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую плательщик страховых взносов должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными данным Федеральным законом сроки.
В соответствии с пунктом 3 вышеуказанной статьи пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным настоящим Федеральным законом сроком уплаты сумм страховых взносов, и по день их уплаты (взыскания) включительно.
Процентная ставка пеней принимается равной одной трехсотой действующей в эти дни ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации ( пункт 6 статьи 25 Федерального закона N212-ФЗ).
В соответствии со статьей 20 Федерального закона от 3 июля 2016 года N250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации ... " контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, осуществляется соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей Ярославкин Е.П. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя с 8 декабря 2008 года по 14 апреля 2016 года.
Как видно из материалов дела, Ярославкин Е.П. применял два режима налогообложения - упрощенную систему налогообложения (УСН) и единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД).
Соответственно, при таком режиме налогообложения в целях определения размера страховых взносов облагаемые доходы от деятельности ИП Ярославкина Е.П. должны суммироваться (пункт 6 части 8 статьи 14 ФЗ N212-ФЗ).
Согласно налоговой декларации, принятой налоговым органом без замечаний, доход Ярославкина Е.П. за 2015 год составил по УСН "данные изъяты" руб., по ЕНВД "данные изъяты" руб., а всего "данные изъяты" руб.
В соответствии с расчетом административного истца за период с 1 января 2015 года по 31 декабря 2015 года Ярославкину Е.П. начислены страховые взносы на страховую часть пенсии в размере "данные изъяты" руб. (( "данные изъяты" руб.) + (1% от суммы дохода, превышающего "данные изъяты" руб.)) = "данные изъяты" руб. (начислено) - "данные изъяты" руб. (уплачено) = "данные изъяты" руб.).
За этот же период начислены страховые взносы в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере "данные изъяты" руб. (( "данные изъяты" руб. х 5,1%) х 12 мес.), которые им оплачены.
Поскольку в соответствии с законом страховые взносы на финансирование страховой части пенсии за 2015 год подлежали уплате не позднее 1 апреля 2016 года, за указанный период административным истцом начислены пени в размере "данные изъяты" руб. + "данные изъяты" руб.).
В связи с неуплатой страховых взносов Ярославкину Е.П. заказным письмом было направлено соответствующее требование от 30 августа 2016 года, со сроком исполнения до 19 сентября 2016 года, что подтверждено списком внутренних почтовых отправлений, и не оспаривается.
24 ноября 2016 года был выдан судебный приказ о взыскании с Ярославкина Е.П. задолженности по страховым взносам и пени в размере "данные изъяты" руб., который был отменен мировым судьей 6 декабря 2016 года, в связи с чем, как правильно указал суд, срок подачи административного искового заявления соблюден.
Расчет размера задолженности сомнений не вызывает, и административным ответчиком он не оспаривался.
При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу о наличии оснований для взыскания задолженности по страховым взносам и пени в заявленном размере.
Довод Ярославкина Е.П. о необходимости исчисления страховых взносов от размера доходов за вычетом расходов, правильно признан несостоятельным.
В Постановлении Конституционного Суда РФ N27-П от 30 ноября 2016 года "По делу о проверке конституционности пункта 1 части 8 статьи 14 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" и статьи 227 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с запросом Кировского областного суда указано, что хотя налоговое законодательство Российской Федерации и не использует понятие "прибыль" применительно к налоговой базе для расчета налогов на доходы физических лиц, доход для целей исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц для индивидуальных предпринимателей в силу взаимосвязанных положений статей 210, 221 и 227 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит уменьшению на сумму расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов, что аналогично определению прибыли в целях исчисления налога на прибыль организации, под которой, по общему правилу, понимаются полученные доходы, уменьшенные на величину расходов.
Само указание в пункте 1 части 8 статьи 14 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" на необходимость учета дохода в соответствии со статьей 227 Налогового кодекса Российской Федерации, которая может применяться только в системной взаимосвязи с пунктом 1 статьи 221 данного Кодекса, свидетельствует о намерении федерального законодателя определять для целей установления размера страховых взносов доход индивидуального предпринимателя, уплачивающего налог на доходы физических лиц и не производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, как валовый доход за минусом документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов (пункт 3).
Вместе с тем, в соответствии с частью 3 статьи 74 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 года N 1-ФКС "О Конституционном Суде Российской Федерации", суд принимает постановления и дает заключения только по предмету, указанному в обращении, и лишь в отношении той части акта, конституционность которой оспаривается в обращении.
Предметом же данного дела является требование о взыскании страховых взносов с доходов индивидуального предпринимателя, применяющего другие системы налогообложения - УСН и ЕНДВ, что не позволяет в полной мере распространить вышеуказанную позицию Конституционного Суда Российской Федерации на рассматриваемые правоотношения.
Право выбора определенной системы налогообложения, включая УСН и ЕНДВ, принадлежит налогоплательщику, который реализует его исходя из конкретных целей своей деятельности, и с учетом того, что данные налоговые режимы обусловливают определенные льготные последствия, в числе которых освобождение от уплаты налога на прибыль, НДС, налога на имущество (статья 346.11, пункт 4 статьи 346.26 НК РФ).
При этом в силу части 1.1 статьи 14 ФЗ N212-ФЗ в случае применения систем налогообложения УСН и ЕНДВ размер страховых взносов определяется в соответствии со статьями 346.15, 346.29, пунктом 1 статьи 248 НК РФ.
Данные нормы не предусматривают исключение расходов из валового дохода страхователя, в отличие от пункта 1 статьи 221 и статьи 227 НК РФ при уплате индивидуальными предпринимателями НДФЛ.
Такой дифференцированный подход к определению налоговой базы для уплаты страховых взносов связывается, в том числе, с вышеуказанными льготными последствиями применения систем налогообложения УСН и ЕНДВ, что обеспечивает соответствующий баланс интересов государства и налогоплательщиков.
Выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам, дела, нормам права, и оснований считать их ошибочными не имеется.
Доводы апеллянта, направленные на иное толкование закона, не могут повлечь отмену законного и обоснованного судебного решения.
Руководствуясь статьями 308,309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Усманского районного суда Липецкой области от 20 февраля 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Ярославкина Е.П. без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.