Судебная коллегия по административным делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего судьи Сергеева С.С.,
судей Серышевой Н.И., Балашовой И.Б.,
при секретаре Шишкиной А.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Куракиной Л. И. о признании незаконным распоряжения администрации Красноармейского района города Волгограда об отмене разрешения на строительство и предписания комитета строительства Волгоградской области об отмене разрешения на строительство,
по апелляционной жалобе и дополнениям к ней административного истца Куракиной Л. И., апелляционной жалобе административного ответчика администрации Красноармейского района города Волгограда
на решение Красноармейского районного суда г.Волгограда от 23 января 2017 года, которым в удовлетворении административного искового заявления Куракиной Л. И. о признании незаконными распоряжения администрации Красноармейского района города Волгограда N " ... "-р от 29 июля 2016 года об отмене разрешения на строительство от 10 мая 2016 года и предписания комитета строительства Волгоградской области от 28 июня 2016 года отказано.
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Серышевой Н.И., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Куракина Л.И. обратилась с административным иском о признании незаконным распоряжения администрации Красноармейского района города Волгограда об отмене разрешения на строительство и предписания комитета строительства Волгоградской области об отмене разрешения на строительство. В обоснование заявленных требований указала, что на принадлежащем ей на праве собственности земельном участке по "адрес", находится принадлежащая ей же часть жилого дома, в отношении которой она от администрации Красноармейского района города Волгограда получила разрешение на строительство (реконструкцию) объекта капитального, которое впоследствии распоряжением администрации Красноармейского района города Волгограда N " ... "-р от 29 июля 2016 года было отменено со ссылкой на предписание комитета строительства Волгоградской области N " ... "/п от 28 июня 2016 года. С указанным предписанием и распоряжением она не согласна, полагает, что они нарушают её имущественные права как собственника недвижимого имущества.
Просила распоряжение администрации Красноармейского района города Волгограда об отмене разрешения на строительство и вышеуказанное предписание комитета строительства Волгоградской области об отмене разрешения на строительство признать незаконными.
Судом постановленоуказанное выше решение.
Не согласившись с решением суда, административный истец Куракина Л.И. подала апелляционную жалобу и дополнения к ней, в которых оспаривает законность и обоснованность решения суда. Просит решение по делу отменить и вынести новое решение, которым удовлетворить ее требования. В обоснование жалобы ссылается на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела и нарушение норм материального права.
В апелляционной жалобе административный ответчик администрация Красноармейского района Волгограда оспаривает законность и обоснованность принятого судом решения в части, просит его отменить в части отказа в признании незаконным предписания комитета строительства Волгоградской области N " ... "/п от 28 июня 2016 года, и принять в этой части новое решение, удовлетворив требования административного истца. В обоснование жалобы ссылается на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела и нарушение норм материального права.
Определением судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного суда от 20 апреля 2017 года произведена замена административного ответчика комитета строительства Волгоградской области на комитет архитектуры и градостроительства Волгоградской области.
В судебном заседании апелляционной инстанции представители Куракиной Л.И. - Юрченко О.В., Буланов Р.Ю. доводы апелляционной жалобы поддержали, просили отменить решение суда, принять новый судебный акт, которым удовлетворить требования административного иска.
Представитель администрации Красноармейского района города Волгограда и администрации Волгограда Очаковский И.М. поддержал доводы апелляционной жалобы администрации Красноармейского района Волгограда, просил отменить решение суда в части требований о признании незаконным предписания комитета строительства Волгоградской области.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель заинтересованного лица Савельевой Н.Л. - Василенко Д.С. возражал против доводов жалоб, просил решение оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Другие лица, участвующие в деле, в заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы судом извещены надлежащим образом.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. 308 КАС РФ в полном объеме, оценив имеющиеся в административном деле доказательства, судебная коллегия приходит к следующему.
Судебной коллегией установлено и материалами дела подтверждено, что Куракиной Л.И. на праве собственности принадлежат земельный участок по "адрес" и часть жилого дома.
Распоряжением департамента по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда от 11 апреля 2016 года N " ... "-осн был утверждён градостроительный план вышеуказанного земельного участка, в котором отмечено, что к проектированию и размещению объекта капитального строительства приступать после получения согласия смежного землепользователя на размещение блокированной застройки (т.1, л.д.35).
10 мая 2016 года администрацией Красноармейского района города Волгограда Куракиной Л.И. было выдано разрешение на строительство для целей реконструкции жилого расположенного: "адрес", обозначенного в этом разрешении как "индивидуальный жилой дом".
Из пояснений представителя Савельевой Н.Л. - Василенко Д.С. в суде апелляционной инстанции следует, что, не смотря на получения Куракиной Л.И. разрешения на реконструкцию объекта капитального строительства, последней был произведен снос принадлежащей ей части жилого дома. При самовольном демонтаже части жилого дома была затронута целостность конструкций части жилого дома, принадлежащей Савельевой Н Л., что привело к ее разрушению. На месте снесенной части жилого дома, на незначительном расстоянии (6 - 9 см.) от смежной перегородки со стоящей частью жилого дома, расположенной по адресу: "адрес", Куракина Л.И. организовала производство устройство нового фундамента, с возведением из силикатного кирпича самостоятельного жилого дома. В ходе проведенных работ по реконструкции части жилого дома нарушена общая целостность объекта, оказано негативное влияние на надежность конструкций части жилого дома N " ... ", техническое состояние ухудшено до ветхого и непригодного к проживанию. Произведенными строительными работами создана угроза обрушения части дома, находящегося в собственности Савельевой Н.Л.
Указанные обстоятельства подтверждены заключением специалиста по производству строительно-технического экспертного исследования, а также заключением судебной строительно-технической экспертизы, согласно которым, в отношении вышеуказанного объекта проводились строительные работы (т. 1 л.д. 47 - 56, 59 - 80, 89 - 116), и эти работы затронули часть жилого дома на участке N " ... " по "адрес" (т. 2 л.д. 53 - 72).
28 июня 2016 года была проведена внеплановая проверка соблюдения законодательства градостроительной деятельности в части выдачи разрешения на строительство от 10 мая 2016 года, в результате которой выявлены нарушения администрацией Красноармейского района Волгограда при выдаче Куракиной Л.И. разрешения на строительство для целей реконструкции жилого дома в порядке, предусмотренном ч.9 ст.51 ГрК РФ.
Из акта проверки следует, что администрацией Красноармейского района Волгограда Куракиной Л.И. выдано разрешение на строительство от 10 мая 2016 года с нарушением градостроительного законодательства при отсутствии документов, установленных ч.7 ст.51 ГрК РФ, а именно ввиду отсутствия: содержащихся в проектной документации материалов и согласия Савельевой Н.Л., собственника части реконструируемого объекта (т. 1 л.д. 42 - 44).
28 июня 2016 года комитетом строительства Волгоградской области администрации Волгограда было выдано предписание ( N " ... "/П от 28 июня 2016 года) отменить разрешение на строительство N " ... " от 10 мая 2016 года, со ссылкой на нарушение ч. 13 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации с предупреждением об административной ответственности за неисполнение этого предписания (т. 1 л.д. 41).
При этом председателем комитета строительства Волгоградской области были отклонены возражения администрации Красноармейского района города Волгограда на вышеуказанное предписание.
29 июля 2016 года главой администрации Красноармейского района города Волгограда принято распоряжение N " ... "-р об отмене (во исполнение предписания комитета строительства Волгоградской области об устранении нарушений законодательства о градостроительной деятельности N " ... "/П от 28 июня 2016 года) разрешения на строительство N " ... " от 10 мая 2016 года, выданное Куракиной Л.И. на реконструкцию объекта капитального строительства по адресу: "адрес".
При рассмотрении требований Куракиной Л.И. о признании незаконным предписания комитета строительства Волгоградской области от 28 июня 2016 года судом принято во внимание, что в соответствии с полномочиями, предоставленными органам государственной власти субъектов Российской Федерации (ч. 1.1 ст. 6.1 и п. 1 ч. 3 ст. 8.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, п. 1.1 Положения о комитете строительства Волгоградской области, утверждённого Постановлением Губернатора Волгоградской области от 24 ноября 2014 года N 170-П "Об утверждении "комитет строительства Российской Федерации", п.1.2 Порядка осуществления контроля за соблюдением органами местного самоуправления муниципальных образований Волгоградской области законодательства о градостроительной деятельности, утвержденного Постановлением Администрации Волгоградской обл. 14 марта 2016 года N 107-п, контроль за соблюдением законодательства о градостроительной деятельности на территории Волгоградской области осуществляет комитет строительства Волгоградской области.
В силу п.2.8. Порядка осуществления контроля за соблюдением органами местного самоуправления муниципальных образований Волгоградской области законодательства о градостроительной деятельности в случае выявления фактов нарушения органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности должностные лица Комитета обязаны:
направлять в соответствующие органы местного самоуправления обязательные предписания об устранении выявленных нарушений законодательства о градостроительной деятельности, устанавливать сроки устранения таких нарушений.
Следовательно, комитет строительства Волгоградской области уполномочен проводить проверки соблюдения законодательства о градостроительной деятельности, а при выявлении фактов нарушения законодательства направлять предписания об устранении выявленных нарушений законодательства о градостроительной деятельности.
Кроме того, судебная коллегия не усматривает нарушений прав административного истца указанным предписанием.
В соответствии с пунктом 1 статьи 48 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) их.
Таким образом, основываясь на необходимости контроля за соблюдением действующего законодательства при осуществлении публичных функций, компетентный орган местного самоуправления, его должностное лицо в порядке самоконтроля вправе отменить ранее принятый данным либо другим должностным лицом органа местного самоуправления правовой акт при наличии предусмотренных законом оснований. Однако основанием для такой отмены может служить лишь несоответствие отменяемого муниципального правового акта Конституции, законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно выданному администрацией Красноармейского района города Волгограда Куракиной Л.И. разрешению на строительство, оно выдано на реконструкцию объекта капитального строительства, определённого как "индивидуальный жилой дом", для выдачи которого в соответствии с ч. 9 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации не требуется согласие иных лиц.
Между тем, из правоустанавливающих документов в отношении принадлежащего Куракиной Л.И. объекта права, следует, что этим объектом является не "жилой дом", в "часть жилого дома", в то время как Савельевой Н.Л. на праве собственности также принадлежит "часть жилого дома" (расположенного на земельном участке - "адрес").
Поскольку Куракиной Л.И. принадлежит на праве собственности лишь часть жилого дома, то для получения разрешения на реконструкцию необходимо представить документы в соответствии с ч. 7 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, то есть и согласие сособственника общего объекта недвижимости Савельевой Н.Л.
В связи с чем, суд пришел к выводу о том, что администрации Красноармейского района города Волгограда необходимо было при определении перечня документов, которые должны были быть представлены Куракиной Л.И., руководствоваться не п. 9 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а п. 7 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, положения которого предполагают наличие согласия на реконструкцию всех собственников объекта недвижимости.
Поскольку Куракина Л.И. не получила согласия собственника другой части жилого дома Савельевой Н.Л., предписание комитета строительства Волгоградской области об отмене (как изначально незаконно выданного) разрешения на строительство, выданное Куракиной Л.И., суд признал обоснованным и соответствующим требованиям закона.
Исходя из указанных обстоятельств, суд не усмотрел оснований для удовлетворения административных исковых требований Куракиной Л.И.
Оснований не согласиться с данными выводами судьи у судебной коллегии не имеется.
Доводы жалобы о необоснованной отмене ранее выданного разрешения на строительство несостоятельны к отмене решения суда, поскольку являлись предметом исследования суда первой инстанции, сводятся к выражению несогласия с произведенной судом оценкой доказательств и не могут быть положены в основу отмены по существу правильного судебного решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 308-311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Красноармейского районного суда г.Волгограда от 23 января 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу и дополнения к ней Куракиной Л. И., апелляционную жалобу администрации Красноармейского района города Волгограда - без удовлетворения.
Председательствующий судья
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.