Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чеченской Республики в составе:
председательствующего Висаитова А.А.,
судей Вагапова М.А., Довлетмерзаева В.В.
при секретаре Ахмадове М.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Жабраиловой ФИО13 к Министерству финансов Российской Федерации о взыскании единовременного пособия в связи с террористическим актом
по апелляционной жалобе Жабраиловой З.Т. на решение Ленинского районного суда г.Грозного Чеченской Республики от 9 февраля 2017 года.
Заслушав доклад судьи Вагапова М.А., объяснения Жабраиловой З.Т., ее представителя Ицлаева Д.С., поддержавших доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Жабраилова З.Т. обратилась в Ленинский районный суд г.Грозного Чеченской Республики с иском к Министерству финансов Российской Федерации о взыскании единовременного пособия, предусмотренного Постановлением Правительства Российской Федерации N110 от 15 февраля 2014 года в связи с ранением.
Свои требования мотивировала тем, что 10 апреля 2002 года, к тринадцати часам дня, на территории СШ N1 г.Аргун Чеченской Республики вооруженными сотрудниками федеральных силовых структур, одетыми в камуфлированную форму, в масках, в ответ на вмешательство сотрудников милиции г.Аргун, несших в тот день службу, была открыта беспорядочная стрельба, в результате которой огнестрельные ранения получили истица, Арсаниева С., Ахъядов А. и Успанов Э. По данному факту возбуждено уголовное дело N "данные изъяты" по признакам преступления, предусмотренного ст.118 УК РФ, по которому она признана потерпевшей. Впоследствии заключением эксперта N 962 от 30 мая 2003 года причинённые ей повреждения по признаку опасности квалифицированы как тяжкий вред здоровью. Постановлением о возбуждении уголовного дела от 16 апреля 2002 года подтверждается факт огнестрельного ранения. Считает что указанными действиями военнослужащих федеральных сил ей причинен тяжкий вред здоровью, в связи, с чем она имеет право на получение единовременного пособия в размере "данные изъяты" рублей.
Решением Ленинского районного суда г.Грозного Чеченской Республики от 9 февраля 2017 года постановленов удовлетворении исковых требований Жабраиловой ФИО14 к Министерству финансов Российской Федерации о взыскании единовременного пособия, предусмотренного Постановлением Правительства Российской Федерации N110 от 15 февраля 2014 года, в размере "данные изъяты" рублей отказать.
В апелляционной жалобе Жабраилова З.Т. просит отменить решение суда, принять по делу новое решение которым исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Судебная коллегия считает возможным рассмотреть жалобу без представителя Министерства финансов Российской Федерации, не явившегося в судебное заседание без уважительной причины, в материалах дела имеются данные, подтверждающие его надлежащее извещение.
Проверив материалы дела, доводы апелляционной жалобы судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела;
3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Неправильным применением норм материального права являются:
1) неприменение закона, подлежащего применению;
2) применение закона, не подлежащего применению;
3) неправильное истолкование закона.
Таких оснований по данному делу судебной коллегией не установлено.
Согласно статье 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии со статьей 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
По смыслу статей 1064, 1069, 1070, 1071 ГК РФ за счет соответствующей казны Российской Федерации подлежит возмещению вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов Российской Федерации либо должностных лиц этих органов. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.
Таким образом, из приведенных норм закона вытекает, что истцом должны быть представлены доказательства, подтверждающие причинение ему вреда незаконными действиями (бездействиями) органов государственной власти России либо их должностными лицами. Только при наличии этих обстоятельств возникает обязанность Российской Федерации компенсировать причиненный вред за счет своей казны.
Из материалов дела следует и судом первой инстанции установлено, что 10 апреля 2002 года неустановленные лица, вооруженные стрелковым огнестрельным оружием, проехав на территорию средней школы N1 г.Аргун на бронетехнике, открыли беспорядочную стрельбу при задержании гражданина Бацуева Ю.М., которого впоследствии увезли в неизвестном направлении. В результате проводимой спецоперации выстрелами из стрелкового оружия были ранены гражданские лица Арсаниева С.И., Жабраилова З.Т., Ахъядов А.У., Успанов Э.А. По данному факту 16 апреля 2002 года постановлением следователя СГ при ГОВД г. Аргун Чеченской Республики возбуждено уголовное дело N "данные изъяты" по признакам преступления, предусмотренного ст.118 УК РФ, в рамках которого истец признана потерпевшей.
Между тем, из представленных суду постановлений и иных материалов дела не установлена причастность военнослужащих вооруженных сил Российской Федерации к причинению ранения истцу. Утверждения истца о причастности представителей федеральных вооруженных сил к причинению ей ранения носят предположительный характер, соответственно, в силу статей 59 и 60 ГПК РФ об относимости и допустимости доказательств, не могут расцениваться как допустимые доказательства по делу.
Федеральный закон от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму", в соответствии с которым Жабраилова З.Т. просит взыскать в ее пользу единовременную пособию, на момент совершения противоправных действий в отношении Жабраиловой З.Т. 10 апреля 2002 года не действовал, в силу положений статьи 4 ГК РФ обратной силу не имеет, не может быть применен к правоотношениям, возникшим до принятия данного закона.
Кроме того, Федеральный закон от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" не предусматривает возмещение вреда, причиненного террористическим актом, за счет казны Российской Федерации во всех случаях.
В соответствии со статьей 18 данного закона государство осуществляет в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, компенсационные выплаты физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта (часть 1).
Возмещение вреда, включая моральный вред, причиненного в результате террористического акта, осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о гражданском судопроизводстве, за счет средств лица, совершившего террористический акт, а также за счет средств его близких родственников, родственников и близких лиц при наличии достаточных оснований полагать, что деньги, ценности и иное имущество получены ими в результате террористической деятельности и (или) являются доходом от такого имущества. На требование о возмещении вреда, причиненного в результате террористического акта жизни или здоровью граждан, исковая давность не распространяется. Срок исковой давности по требованиям о возмещении вреда, причиненного имуществу в результате террористического акта, устанавливается в пределах сроков давности привлечения к уголовной ответственности за совершение указанного преступления (часть 1.1).
Возмещение вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями, осуществляется за счет средств федерального бюджета в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 2).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2014 года N 110 утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.
Пункт 3 указанных Правил устанавливает, что бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в целях осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями, для покрытия расходов на финансовое обеспечение следующих мероприятий:
а) выплата единовременного пособия:
членам семей (супруге (супругу), детям, родителям и лицам, находившимся на иждивении) граждан, погибших (умерших) в результате террористического акта и (или) при пресечении террористического акта правомерными действиями, в размере 1 млн. рублей на каждого погибшего (умершего) в равных долях каждому члену семьи;
семьям граждан, погибших (умерших) в результате террористического акта и (или) при пресечении террористического акта правомерными действиями, в размере, равном стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, установленному законодательством Российской Федерации;
гражданам, получившим в результате террористического акта и (или) при пресечении террористического акта правомерными действиями вред здоровью, с учетом степени тяжести вреда здоровью из расчета степени тяжести вреда (тяжкий вред или средней тяжести вред в размере 400 тыс. рублей на человека, легкий вред - 200 тыс. рублей на человека);
гражданам из числа заложников, не получившим в результате террористического акта и (или) при пресечении террористического акта правомерными действиями вреда здоровью, - в размере 100 тыс. рублей на человека.
Таким образом, приведенными нормами закона предусмотрены компенсационные выплаты физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта в порядке социальной защиты.
Возмещение вреда, включая моральный вред, причиненного в результате террористического акта, осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о гражданском судопроизводстве, за счет средств лица, совершившего террористический акт.
Возмещение вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями, осуществляется за счет средств федерального бюджета в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Приведенные в законе обстоятельства, которые могли бы повлечь компенсационные выплаты или возмещение вреда за счет федерального бюджета Жабраиловой З.Т., по данному делу не установлены.
Судебная коллегия считает, что судом первой инстанции имеющимся в деле доказательствам дана оценка в соответствии с правилами статьи 67 ГПК РФ, обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены правильно, выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам, нормы права применены правильно, решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам, изложенным в апелляционной жалобе, не имеется.
Руководствуясь ст. ст.327- 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г.Грозного Чеченской Республики от 9 февраля 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Жабраиловой З.Т. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.