Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чеченской Республики в составе:
председательствующего Басхановой М.З.,
судей Вагапова М.А., Хасиева У.А.
при секретаре Солтамурадовой Р.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Истамуловой ФИО9 к Министерству финансов Российской Федерации о взыскании материального ущерба, причиненного в результате террористического акта,
по апелляционной жалобе представителя Министерства финансов Российской Федерации Дербишева Р.В. на решение Ленинского районного суда г. Грозного Чеченской Республики от 15 февраля 2017 года.
Заслушав доклад судьи Вагапова М.А., объяснения представителя Министерства финансов Российской Федерации Дербишева Р.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя Истамуловой З.В. - Ульбиева А.И., возражавшего против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Истамулова З.В. обратилась в Ленинский районный суд г.Грозного с иском к Министерству финансов Российской Федерации о взыскании материального ущерба, причиненного в результате террористического акта.
Свои требования мотивировала тем, что 4 декабря 2014 года неустановленными лицами количеством 10 человек, вооруженными огнестрельным оружием и боеприпасами к ним, в составе организованной группы, с целью воспрепятствования законной деятельности сотрудников правоохранительных органов по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности совершили нападение на пост ДПС УГИБДД МВД по Чеченской Республике на пр.Путина. Указанные лица, скрываясь от преследования, захватили здание ГУП "Республиканский дом печати", расположенное по адресу: Чеченская Республика, г.Грозный, "данные изъяты". В ходе спецоперации по задержанию преступников были причинены значительные повреждения продовольственным магазинам, расположенным на территории ООО РТЦ "Беркат". В результате возникшего пожара сгорело 70 продовольственных магазинов, торговый блок N "данные изъяты" частично пострадали продуктовые магазины. При указанных событиях ей причинен имущественный вред. 4 декабря 2014 года по данному факту возбуждено уголовное дело по признакам преступления предусмотренного ч.2 ст.208, ч. 3 ст. 222 и ст. 317 УК РФ, по которому она признана потерпевшей. 29 декабря 2015 года заместителем руководителя управления по расследованию особо важных дел Главного следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Северо-Кавказскому федеральному округу ФИО10. было вынесено постановление о прекращении уголовного дела в связи со смертью подозреваемых. Считает, что ущерб, причиненный террористическим актом, должен быть возмещен государством, просит взыскать с Министерства финансов Российской Федерации материальный ущерб в размере "данные изъяты" рублей и компенсацию морального вреда в размере "данные изъяты" рублей.
С учетом уточненных исковых требований представитель Истамуловой З.В. - Ульбиев А.И. просил суд взыскать компенсацию материального ущерба в размере "данные изъяты" и компенсацию морального вреда в размере "данные изъяты".
Решением Ленинского районного суда г.Грозного Чеченской Республики от 15 февраля 2017 года постановлено:
взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Истамуловой ФИО11 в качестве возмещения материального ущерба "данные изъяты". В удовлетворении исковых требований Истамуловой ФИО12 к Министерству финансов Российской Федерации о компенсации морального вреда в размере "данные изъяты" отказать.
В апелляционной жалобе представитель Министерства финансов Российской Федерации Дербишев Р.В. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать полностью.
Проверив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ судебная коллегия рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы. Суд апелляционной инстанции в интересах законности вправе проверить решение суда первой инстанции в полном объеме (часть 2 статьи 327.1 ГПК РФ).
Граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора (пункт 2 статьи 1 ГК РФ).
В силу части 1 статьи 1, части 1 статьи 11, статьи 12 ГК РФ и статьи 3 ГПК РФ, предъявление любого требования должно иметь своей целью восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица, установление наличия у истца принадлежащего ему субъективного материального права, а также установление факта нарушения прав истца ответчиком.
Решение суда в соответствии с требованиями статьи 195 ГПК РФ должно быть законным и обоснованным. Суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
Согласно статье 196 ГПК РФ при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению. Суд, признав необходимым выяснить новые обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, или исследовать новые доказательства, выносит определение о возобновлении судебного разбирательства. После окончания рассмотрения дела по существу суд вновь заслушивает судебные прения.
Суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. Однако суд может выйти за пределы заявленных требований в случаях, предусмотренных федеральным законом (часть 3 статьи 196 ГПК РФ).В соответствии со статьей 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела;
3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Неправильным применением норм материального права являются:
1) неприменение закона, подлежащего применению;
2) применение закона, не подлежащего применению;
3) неправильное истолкование закона.
Такие основания для отмены решения суда по данному делу имеются.
Удовлетворяя исковые требования Истамуловой З.В. в части взыскания с Министерства финансов Российской Федерации материального ущерба в размере "данные изъяты", причиненного террористическим актом, суд первой инстанции указал, что Федеральный закон от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" и принятое на его основе Постановление Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2014 года N 110 устанавливают порядок и размер выплат единовременного пособия жертвам террористического акта.
Исходя из этого, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что вред, причиненный истцам террористическим актом, подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации.
Судебная коллегия считает, что такой вывод суда первой инстанции не основан на материалах дела и законе.
По смыслу статей 1064, 1069, 1070, 1071 ГК РФ за счет соответствующей казны Российской Федерации подлежит возмещению вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов Российской Федерации либо должностных лиц этих органов. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.
Таким образом, из приведенных норм закона вытекает, что истцом должны быть представлены доказательства, подтверждающие причинение ему вреда незаконными действиями (бездействиями) органов государственной власти России либо их должностными лицами. Только при наличии этих обстоятельств возникает обязанность Российской Федерации компенсировать причиненный вред за счет своей казны.
Материалы дела не содержат доказательства, подтверждающие причинение вреда истцу Истамуловой З.В. незаконными действиями органов государственной власти Российской Федерации или их должностными лицами. Следовательно, у Российской Федерации не возникла обязанность по возмещению вреда за счет своей казны.
Федеральный закон от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" не предусматривает возмещение вреда, причиненного террористическим актом, за счет казны Российской Федерации во всех случаях.
В соответствии со статьей 18 данного закона государство осуществляет в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, компенсационные выплаты физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта (часть 1).
Возмещение вреда, включая моральный вред, причиненного в результате террористического акта, осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о гражданском судопроизводстве, за счет средств лица, совершившего террористический акт, а также за счет средств его близких родственников, родственников и близких лиц при наличии достаточных оснований полагать, что деньги, ценности и иное имущество получены ими в результате террористической деятельности и (или) являются доходом от такого имущества. На требование о возмещении вреда, причиненного в результате террористического акта жизни или здоровью граждан, исковая давность не распространяется. Срок исковой давности по требованиям о возмещении вреда, причиненного имуществу в результате террористического акта, устанавливается в пределах сроков давности привлечения к уголовной ответственности за совершение указанного преступления (часть 1.1).
Возмещение вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями, осуществляется за счет средств федерального бюджета в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 2).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2014 года N 110 утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.
Пункт 3 указанных Правил устанавливает, что бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в целях осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями, для покрытия расходов на финансовое обеспечение следующих мероприятий:
а) выплата единовременного пособия:
членам семей (супруге (супругу), детям, родителям и лицам, находившимся на иждивении) граждан, погибших (умерших) в результате террористического акта и (или) при пресечении террористического акта правомерными действиями, в размере 1 млн. рублей на каждого погибшего (умершего) в равных долях каждому члену семьи;
семьям граждан, погибших (умерших) в результате террористического акта и (или) при пресечении террористического акта правомерными действиями, в размере, равном стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, установленному законодательством Российской Федерации;
гражданам, получившим в результате террористического акта и (или) при пресечении террористического акта правомерными действиями вред здоровью, с учетом степени тяжести вреда здоровью из расчета степени тяжести вреда (тяжкий вред или средней тяжести вред в размере 400 тыс. рублей на человека, легкий вред - 200 тыс. рублей на человека);
гражданам из числа заложников, не получившим в результате террористического акта и (или) при пресечении террористического акта правомерными действиями вреда здоровью, - в размере 100 тыс. рублей на человека;
б) проведение аварийно-спасательных работ по перечню согласно приложению N 3;
в) проведение неотложных аварийно-восстановительных работ по перечню согласно приложению N 4;
г) развертывание и содержание в течение необходимого срока (но не более 6 месяцев) пунктов временного размещения и питания для эвакуируемых граждан (из расчета за временное размещение - до 550 рублей на человека в сутки, за питание - до 250 рублей на человека в сутки);
д) оказание финансовой помощи в связи с утратой имущества:
гражданам (из расчета за частично утраченное имущество - 50 тыс. рублей на человека, за полностью утраченное имущество - 100 тыс. рублей на человека);
юридическим лицам (из расчета за частично утраченное имущество - до 200 тыс. рублей на одно юридическое лицо, за полностью утраченное имущество - до 400 тыс. рублей на одно юридическое лицо);
е) проведение федеральными государственными учреждениями судебно-медицинской экспертизы высокотехнологичных молекулярно-генетических исследований при проведении судебно-медицинской экспертизы биологических объектов, транспортировка биологического материала для проведения указанных исследований, а также эвакуация и оказание гражданам, пострадавшим в результате террористического акта и (или) при пресечении террористического акта правомерными действиями, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи в медицинских организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти.
Таким образом, приведенными нормами закона предусмотрены компенсационные выплаты физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта в порядке социальной поддержки.
Возмещение вреда, включая моральный вред, причиненного в результате террористического акта, осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о гражданском судопроизводстве, за счет средств лица, совершившего террористический акт.
Возмещение вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями, осуществляется за счет средств федерального бюджета в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Приведенные в законе обстоятельства, которые могли бы повлечь компенсационные выплаты или возмещение вреда за счет федерального бюджета истцу Истамуловой З.В., по данному делу не установлены.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене полностью.
По делу следует принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований полностью.
Руководствуясь ст. ст. 327-330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г.Грозного от 15 февраля 2017 года отменить полностью. По делу принять новое решение.
Отказать в удовлетворении исковых требований Истамуловой З.В. к Министерству финансов Российской Федерации о взыскании материального ущерба, причиненного в результате террористического акта.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.