Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Чеченской Республики в составе:
председательствующего ФИО7. судей ФИО8, ФИО9,
при секретаре ФИО3
с участием прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Чеченской Республики ФИО4
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению начальника отдела МВД России по "адрес" Чеченской Республики ФИО5 об установлении административного надзора в отношении ФИО1
по апелляционному представлению заместителя прокурора "адрес" Чеченской Республики на решение Наурского районного суда Чеченской Республики от ДД.ММ.ГГГГ.
Заслушав доклад судьи ФИО7, объяснения прокурора ФИО4, поддержавшей доводы апелляционного представления, судебная коллегия
установила:
начальник отдела МВД России по "адрес") Чеченской Республики ФИО5 обратился в суд с административным исковым заявлением об установлении административного надзора в отношении ФИО1
В обоснование заявленных требований указал, что приговором Наурского районного суда Чеченской Республики от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 осужден по пункту "б" части 2 статьи 228.1. части 3 статьи 30, части I статьи 228.1. Уголовного кодекса Российской Федерации к 5 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. Постановлением Наурского районного суда Чеченской Республики от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 освобожден от отбывания наказания условно - досрочно. Имея непогашенную судимость, в период с 16 по ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 дважды совершил административные правонарушения, посягающие на здоровье населения и общественную нравственность, что является основанием для установления административного надзора в отношении его.
Решением Наурского районного суда Чеченской Республики от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО1 установлен административный надзор сроком на 1 год и 6 месяцев и установлено административное ограничение в виде обязательной явки один раз в месяц для регистрации в орган внутренних дел по месту жительства.
В апелляционном представлении заместитель прокурора "адрес" Чеченской Республики ФИО6 просит решение суда в части установления административного ограничения в виде явки один раз в месяц для регистрации в орган внутренних дел по месту жительства изменить, изложив его в следующей редакции:
установить в отношении ФИО1 административное ограничение в виде явки один раз в месяц на регистрацию в орган внутренних дел по месту жительства или пребывании;
исключить из мотивировочной части решения суда ссылки на положения закона, предусматривающие основания установления административного надзора - признание злостным нарушителем порядка отбывания наказания, дополнив его обоснованием соответствующими положениями закона;
начало исчисления срока административного надзора установить со дня вступления в законную силу решения суда об установлении административного надзора.
Проверив в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции в полном объеме, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено и из материалов дела следует, что приговором Наурского районного суда Чеченской Республики от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 осужден по пункту "б" части 2 статьи 228.1, части 3 статьи 30, части 1 статьи 228.1. Уголовного кодекса Российской Федерации к 5 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима (л.д. 6-10).
Постановлением Наурского районного суда Чеченской Республики от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 освобожден от отбывания наказания условно досрочно на 1 год 9 месяцев и 8 дней.
16 и ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 совершил административные правонарушения, предусмотренные частью 1 статьи 6.24 Кодекса Российской Федерации об административного правонарушениях, что подтверждается протоколами об административных правонарушениях - "адрес"5 oi ДД.ММ.ГГГГ, "адрес"4 от ДД.ММ.ГГГГ, постановлениями по делам об административных правонарушениях от ДД.ММ.ГГГГ N и ДД.ММ.ГГГГ N, которые никем не обжалованы и вступили в законную силу (л.д. 12, 13, 14, 15).
Таким образом, ФИО1 имея непогашенную судимость, дважды в течение года совершил административные правонарушения, посягающие на здоровье населения и общественную нравственность.
Основания и порядок применения административного надзора установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" (далее - Закон об административном надзоре).
Статьей 2 Закона об административном надзоре предусмотрено, что административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 настоящего Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
Согласно части 1 статьи 3 Закона об административном надзоре административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение: 1) тяжкого или особо тяжкого преступления; 2) преступления при рецидиве преступлений; 3) умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего.
В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 3 Закона об административном надзоре в отношении лица, указанного в части 1 настоящей статьи, административный надзор устанавливается, если лицо, отбывшее уголовное наказание в виде лишения свободы и имеющее непогашенную либо неснятую судимость, совершает в течение одного года два и более административных правонарушения против порядка управления и (или) административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность.
В силу пункта 1 части 1 статьи 5 Закона об административном надзоре административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 1 статьи 3 Закона об административном надзоре на срок oт одного года до трех, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости.
С учетом установленных фактических обстоятельств, имеющих значение для дела и требований Закона об административном надзоре, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии оснований для установления административного надзора в отношении ФИО1
В отношении ФИО1 установлено административное ограничение в виде обязательной явки один раз в месяц для регистрации в орган внутренних дел по месту жительства.
Вместе с тем, статьей 4 Закона об административном надзоре установлен исчерпывающий перечень административных ограничений, которые могут быть применены к поднадзорному лицу. К ним относятся: запрещение пребывания в определенных местах; запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; запрещение выезда за установленные судом пределы территории; обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.
В силу статьи 1 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", в соответствии с Конституцией Российской Федерации и международными актами о правах человека каждый гражданин Российской Федерации имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.
Ограничение права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации допускается только на основании закона.
В связи с чем, судебная коллегия соглашается с доводами апелляционного представления о том, что установленное судом первой инстанции административное ограничение в виде явки один раз в месяц для регистрации в органах внутренних дел по месту жительства, исключив предусмотренное законом право на выбор места пребывания, нарушает права ФИО1 на свободный выбор места жительства, пребывания и трудоустройства, и решение суда в указанной части подлежит изменению и приведению в соответствие с пунктом 5 части 1 статьи 4 Закона об административном надзоре.
Пунктом 2 части 3 статьи 5 Закона об административном надзоре предусмотрено, что срок административного надзора исчисляется в отношении лица, указанного в части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, при наличии основания, предусмотренного пунктом 2 части 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, со дня вступления в законную силу решения суда об установлении административного надзора.
В соответствии с частью 2 статьи 273 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации содержание решения суда по административному делу об административном надзоре должно соответствовать требованиям, установленным статьей 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Между тем, в нарушение названных законоположений и требований статьи 5 Закона об административном надзоре суд первой инстанции установилначало исчисления срока административного надзора, со дня постановки ФИО1 на учет в органах внутренних дел, в связи с чем судебная коллегия считает необходимым изменить решение суда первой инстанции в этой части.
Согласно подпункту 4 части 4 статьи 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в мотивировочной части решения суда должны быть указаны нормативные правовые акты, которыми руководствовался суд при принятии решения.
В мотивировочной части своего решения суд первой инстанции ссылается на положения части 2 173.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации и части 1 статьи 3 Закона об административном надзоре, которые предусматривают установление административного надзора в отношении освобождаемого из мест лишения свободы и отбывшего наказание лица в случае, если лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
Тогда как основанием установления административного надзора в отношении ФИО1 явилось совершение им в течение года двух административных правонарушений, посягающих на здоровье населения и общественную нравственность (пункт 2 части 3 статьи 3 Закона об административном надзоре).
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает необходимым исключить из мотивировочной части решения суда ссылки на закон, который не подлежит применению при разрешении данного дела.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 308 - 31 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Наурского районного суда Чеченской Республики от ДД.ММ.ГГГГ в части установления в отношении ФИО1 административного ограничения в виде обязательной явки один раз в месяц для регистрации в орган внутренних дел по месту жительства дополнить словами "или пребывания".
В части исчисления срока административного надзора решение суда изменить и изложить в следующей редакции:
"установить начало исчисления срока административного надзора со дня вступления в законную силу решения суда об установлении административного надзора".
Исключить из мотивировочной части решения суда ссылки на часть 2 статьи 173.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации и положения Закона об административном надзоре, которые предусматриваю! установление административного надзора в отношении освобождаемого из мест лишения свободы и отбывшего наказание лица в случае, если лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Председательствующий (подпись) ФИО7
Судьи (подписи) ФИО8, ФИО9
"ВЕРНО":
Судья Верховного Суда
Чеченской Республики ФИО7
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.