Судебная коллегия по административным делам Омского областного суда в составе:
Председательствующего Усовой Е.И.,
судей областного суда Шукеновой М.А., Старостиной Г.Г.,
при секретаре Матюхиной К.В.,
рассмотрела в судебном заседании 24 мая 2017 года
дело по апелляционной жалобе ВРИП начальника ФКУ ИК-9 УФСИН России по Омской области, апелляционному представлению прокурора ОАО г. Омска на решение Октябрьского районного суда г. Омска от " ... ", которым постановлено:
"Административное исковое заявление Врип начальника ФКУ "Исправительная колония N " ... " УФСИН России по Омской области" об установлении административного надзора в отношении осужденного Базыгина А.Г. оставить без удовлетворения".
Заслушав доклад судьи Омского областного суда Усовой Е.И., судебная коллегия
установила:
Врип начальника ФКУ ИК-9 УФСИН России по Омской области обратился в суд с административным иском об установлении в отношении Базыгина А.Г. административного надзора сроком до погашения судимости ( " ... "), с ограничениями в виде обязательной явки два раза в месяц в органы внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации, запрещения пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства или пребывания в период времени с 23:00 до 06:00 часов, запрещения выезда за пределы муниципального образования по месту жительства, либо пребывания без согласования с органами внутренних дел.
В обоснование требований указал, Базыгин А.Г. отбывает наказание по приговору мирового судьи судебного участка N " ... " в " ... " судебном районе Омской области от " ... " по " ... ".
Приговором " ... " районного суда Омской области от " ... " окончательно к отбытию наказания определено " ... " лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Постановлением " ... " районного суда г. Омска от " ... " срок наказания был снижен до " ... " месяцев лишения свободы. Начало срока " ... ", конец срока " ... ".
Ранее приговором " ... " районного суда Омской области осужден к " ... ". В приговоре указано на наличие опасного рецидива. Освободился по отбытии наказания " ... ".
В связи с осуждением Базыгина А.Г. приговором Муромцевского районного суда Омской области от " ... " за совершение преступления по " ... " административный надзор на основании ч. 3 ст. 9 Федерального закона N 64-ФЗ от " ... " был прекращен.
В судебном заседании представитель административного истца не участвовал, извещен надлежащим образом.
Административный ответчик Базыгин А.Г. в судебном заседании не участвовал, извещен надлежащим образом.
Старший помощник прокурора ОАО г. Омска Маркова В.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения требования об установлении административного надзора.
Судом постановленоизложенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель ФКУ ИК-9 УФСИН России по Омской области с решением суда не согласился, просит его отменить, установить административный надзор в отношении Базыгина А.Г.
Указывает, что основанием для установления надзора в отношении осужденного Базыгина А.Г. является неснятая и непогашенная судимость по приговору Муромцевского районного суда Омской области от " ... "., за совершение преступления при опасном рецидиве.
В апелляционном представлении прокурор округа - Голубь В.В. просит решение суда отменить, требования административного искового заявления об установлении административного надзора в отношении Базыгина А.Г. удовлетворить.
Полагает, что судом не принято во внимание наличие непогашенной и не снятой судимости по приговору Муромцевского районного суда Омской области от " ... ". за совершение преступлений при опасном рецидиве. Указывает, что на основании ч. 2 ст. 3 ФЗ N " ... " "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" от " ... ". имеются основания для установления административного надзора в отношении Базыгина А.Г.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, апелляционного представления, заслушав прокурора Пескову В. Г., судебная коллегия по административным делам Омского областного суда полагает решение суда первой инстанции подлежащим отмене ввиду наличия оснований, предусмотренных ст. 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что " ... ". Базыгин осужден приговором " ... " районного суда Омской области за совершение преступления по " ... " отменено условное осуждение, частично присоединена неотбытая часть наказания по приговору мирового судьи судебного участка N " ... " " ... " судебного района Омской области от " ... " за совершение преступления, предусмотренного ч. " ... " УК РФ, окончательно к отбытию наказания определено " ... " месяцев лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. В приговоре указано на наличие опасного рецидива. Освободился по отбытии наказания " ... ".
Решением Советского районного суда г. Омска от " ... " в отношении Базыгина А.Г. был установлен административный надзор на срок " ... " с установлением ограничений в виде: обязательной явки два раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации; запрещения пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства или пребывания поднадзорного лица с 23:00 до 06:00 часов; запрещения выезда за пределы муниципального образования по месту своего проживания без согласия органа внутренних дел.
В связи с осуждением Базыгина А.Г. приговором Муромцевского районного суда Омской области от " ... " за совершение преступления по " ... " УК РФ административный надзор на основании ч. 3 ст. 9 Федерального закона N 64-ФЗ от " ... " прекращен.
В настоящее время Базыгин А.Г. отбывает наказание по приговору мирового судьи судебного участка N " ... " в " ... " судебном районе Омской области от " ... " по " ... " УК РФ. На основании п. " ... " УК РФ отменено условно-досрочное освобождение, частично присоединена неотбытая часть наказания по приговору " ... " районного суда Омской области от " ... " за совершение преступления, предусмотренного по " ... " УК РФ, окончательно к отбытию наказания определено " ... " месяца лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. Постановлением " ... " районного суда г. Омска от " ... " срок наказания снижен до " ... " месяцев лишения свободы. Начало срока " ... ", конец срока " ... ".
Разрешая при указанных обстоятельствах заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для установления за Базыгиным А.Г. административного надзора, поскольку установленный решением Советского районного суда г. Омска от " ... ". года административный надзор на основании п. 3 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 06.04. 2011 года N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" (далее Федеральный закон N 64-ФЗ) был прекращен в связи с осуждением поднадзорного лица к лишению свободы и направлении его к месту отбывания наказания.
Однако с такими выводами суда согласиться нельзя по следующим основаниям.
Согласно статье 2 Федерального закона N 64-ФЗ административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье настоящего Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
Статьей 3 вышеуказанного Закона определены категории лиц, в отношении которых устанавливается административный надзор.
В силу ч. 1 ст. 3 Федерального закона N 64-ФЗ административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение: тяжкого или особо тяжкого преступления; преступления при рецидиве преступлений; умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего.
По правилам п. 2 ч. 3 ст. 3 вышеуказанного Закона в отношении указанного в части 1 настоящей статьи лица административный надзор устанавливается, если лицо, отбывшее уголовное наказание в виде лишения свободы и имеющее непогашенную либо неснятую судимость, совершает в течение одного года два и более административных правонарушения против порядка управления и (или) административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность.
Частью 2 ст. 3 приведенного Федерального закона определено, что в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, за исключением случая, предусмотренного частью 2.1 данной статьи, а также за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 данной статьи.
Базыгин А.Г. относится к лицам, указанным в части 2 статьи 3 Федерального закона N 64-ФЗ, является совершеннолетним лицом, освобождаемым из мест лишения свободы и имеющим непогашенную судимость за совершение тяжкого преступления при опасном рецидиве преступлений, административный надзор в отношении данных лиц устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст.5 Федерального закона N 64-ФЗ административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 1 (пункт 3) и части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Таким образом, исходя из приведенных положений ч.2 ст.3 и п. 2 ч. 1 ст. 5 Федерального закона N 64-ФЗ административный надзор в отношении лиц, к которым отнесен Базыгин А.Г., устанавливается независимо от оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, и устанавливается на весь срок, установленный законом для погашения судимости. Данная норма не предусматривает возможность установления надзора на срок менее чем до погашения судимости.
В данной связи прекращение административного надзора в отношении Базыгина А.Г. на основании пункта 3 части 1 статьи 9 Федерального закона N 64-ФЗ (осуждение поднадзорного лица к лишению свободы и направление его к месту отбывания наказания) не является препятствием для его установления после освобождения как за лицом, освобождаемым из мест лишения свободы и имеющим непогашенную (неснятую) судимость за совершение тяжкого преступления при опасном рецидиве преступлений.
Таким образом, являются ошибочными выводы районного суда о применении положений части 6 статьи 9 Федерального закона N 64-ФЗ к спорным правоотношениям, о возможности установления административного надзора в отношении Базыгина А.Г. лишь при наличии основания, предусмотренного пунктом 2 части 3 статьи 3 указанного Закона.
Указанная категория поднадзорных лиц относится к особым субъектам, для которых назначение административного надзора является обязательным и безусловным, а его продолжительность определяется исключительно сроком погашения судимости.
При этом надзор в отношении данной категории лиц является обязанностью уполномоченных лиц, а не их правом.
Принимая во внимание указанное, вывод суда об отсутствии оснований для установления в отношении Базыгина А.Г. административного надзора не основан на законе.
Изложенное является существенным нарушением норм материального права, влекущим отмену решения суда в соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с вынесением нового решения.
В соответствии с частью 4 статьи 15 УК Российской Федерации преступление, предусмотренное п. "а" ч. 3 ст. 158 УК Российской Федерации (приговор Муромцевского районного суда Омской области от " ... "), является тяжким.
В силу пункта "г" части 3 статьи 86 Уголовного Кодекса Российской Федерации судимость погашается в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за тяжкие преступления по истечении шести лет после отбытия наказания.
Следовательно, продолжительность срока административного надзора в отношении Базыгина А.Г. составляет " ... " лет, но не свыше срока погашения судимости и за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания, и не может быть снижена в силу предписаний пункта 2 части 1 статьи 5 Федерального закона N 64-ФЗ.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 4 Федерального закона N 64-ФЗ в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться административные ограничения в виде запрета: пребывания в определенных местах; посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; выезда за установленные судом пределы территории. Установление судом административного ограничения в виде обязательной явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации является обязательным.
Пункт 32 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от " ... " N 15 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" разъясняет, что осуждение поднадзорного лица к лишению свободы и направление его к месту отбывания наказания является основанием для прекращения административного надзора (пункт 3 части 1 статьи 9 Закона). Вместе с тем, как следует из положений частей 2 и 2.1 статьи 3 Закона, назначение административного надзора за указанными в них лицами связано с наличием непогашенной либо неснятой судимости за совершение преступления определенной категории независимо от того, что ранее такой надзор был прекращен.
С учетом этого административный надзор устанавливается вновь, если после отбытия наказания, в связи с которым такой надзор был прекращен, у лица по первоначальному приговору суда сохраняется неснятая или непогашенная судимость за совершение преступления, указанного в частях 2 и 2.1 статьи 3 Закона. Установление административного надзора при названных обстоятельствах в рамках срока непогашенной судимости по первоначальному приговору не является повторным.
При этом, по смыслу пунктов 2 и 3 части 1 статьи 5 Закона, заявление об установлении административного надзора в отношении указанного выше лица может быть подано в пределах срока погашения судимости.
Определяя виды административных ограничений, направленных на обеспечение индивидуального профилактического воздействия, судебная коллегия учитывает то обстоятельство, что Базыгин А.Г. после отбытия наказания за совершение тяжкого преступления при опасном рецидиве преступлений и установления за ним административного надзора, должных выводов для себя не сделал и совершил преступление, предусмотренное ч. " ... " УК Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы ФКУ "ИК N " ... " УФСИН России по Омской области и апелляционного представления прокурора округа судебная коллегия полагает убедительными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В данной связи судебная коллегия считает необходимым установить в отношении Базыгина А.Г. административные ограничения в виде обязательной явки в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания два раза в месяц для регистрации, запрещения пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица с 23-00 до 06-00 часов; запрещение выезда за пределы муниципального административного образования являющегося местом жительства или пребывания без разрешения органов внутренних дел.
Руководствуясь статьями 309, 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Октябрьского районного суда г. Омска от " ... " отменить, принять новое.
Установить в отношении Базыгина А.Г., " ... " года рождения, административный надзор сроком на " ... ") лет, но не свыше срока погашения судимости и за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания, с установлением следующих административных ограничений:
- обязательной явки два раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации;
- запрещения пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства или пребывания поднадзорного лица с 23:00 до 06:00 часов;
- запрещения выезда за пределы муниципального образования по месту своего проживания без согласия органа внутренних дел.
Срок административного надзора исчислять со дня постановки поднадзорного Базыгина А.Г. на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания.
Исполнение решения в части наблюдения за соблюдением поднадзорным лицом установленных в отношении него административных ограничений, а также за выполнением возложенных обязанностей, возложить на орган внутренних дел по месту жительства или пребывания поднадзорного лица.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.