Омский областной суд в составе
председательствующего судьи Цериградских И.В.
при секретаре Батура Н.С.
с участием прокурора Мосолова Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании " ... " в городе Омске административное дело по административному исковому заявлению Геймур Н. А. к Омскому городскому Совету о признании недействующим в части приложение N " ... " к Правилам землепользования и застройки муниципального образования городской округ " ... " области, утвержденных Решением Омского городского Совета от " ... " N " ... ",
установил:
" ... " Омским городским Советом принято Решение N " ... " "Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ " ... " области". Первоначальный текст документа опубликован в издании "Третья столица", N " ... " от " ... "
В соответствии с пунктом 1 статьи 38 Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ " ... " области (далее - Правила) в приложении N " ... " к настоящим Правилам приведена карта градостроительного зонирования территорий " ... ".
Указанным приложением в отношении земельного участка с кадастровым номером " ... ", площадью " ... " кв.м., местоположение которого определено относительно жилого дома, имеющего почтовый адрес: " ... " " ... ", установлены следующие территориальные зоны: зона жилой застройки высокой этажности (Ж4-1645) и зона городского наземного транспорта (ИТ-2).
Геймур Н.А., являющаяся собственником земельного участка и расположенного на нем объекта незавершенного строительства, обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании недействующими Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ " ... " области, утвержденных Решением Омского городского Совета от " ... " N " ... ", в части установления двух территориальных зон в отношении земельного участка с кадастровым номером " ... ".
В обоснование заявленных требований указала, что по договору купли-продажи от " ... " приобрела в собственность жилой дом (объект незавершенного строительства со степенью готовности 70%), общей площадью " ... " кв.м., расположенный по адресу: " ... ", " ... ", и земельный участок, местоположение которого установлено относительно жилого дома. Разрешенное использование земельного участка - индивидуальное жилищное строительство.
Решением филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Омской области N " ... " от " ... " осуществление кадастрового учета объекта недвижимости приостановлено по причине расположения жилого дома по адресу: " ... " и земельного участка с кадастровым номером " ... " в двух территориальных зонах: зона жилой застройки высокой этажности (Ж4-1645) и зона городского наземного транспорта (ИТ-2).
Ссылаясь на положения статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, в которых содержится запрет на нахождение одного и того же земельного участка одновременно в двух и более территориальных зонах, просит признать недействующим приложения N " ... " к Правилам землепользования и застройки муниципального образования городской округ " ... " области, утвержденных Решением Омского городского Совета от " ... " N " ... ", в части установления территориальных зон в границах земельного участка с кадастровым номером " ... ", площадью " ... " кв.м., местоположение которого определено относительно жилого дома, имеющего почтовый адрес: " ... "
В судебном заседании представитель Геймур Н.А. - Ульянов И.Ю. административный иск поддержал.
Представитель Омского городского Совета Кондаков В.В. против удовлетворения требований возражал, ссылаясь на принятие оспариваемого нормативного правового акта в пределах компетенции Омского городского Совета и без нарушения требований законодательства, предъявляемых к процедуре подготовки, согласования, рассмотрения, представления проектов правовых актов, их опубликования и вступления в законную силу; ссылался на отсутствие нарушений прав административного истца оспариваемым положением (письменный отзыв - л.д. 44-47).
Изучив материалы дела, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, заслушав заключение прокурора Мосолова Е.А., полагавшего требование об оспаривании нормативного правового акта подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения.
Пунктом 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от " ... " N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относится, в частности, утверждение правил землепользования и застройки.
Омский городской Совет является постоянно действующим представительным выборным коллегиальным органом местного самоуправления " ... " (часть 1 статьи 10 Устава " ... ").
В соответствии с пунктом 6 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации под градостроительным зонированием понимается зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов.
В силу пункта 7 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации территориальные зоны - зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
Правила землепользования и застройки включают в себя порядок их применения и внесения изменений в указанные правила, карту градостроительного зонирования, градостроительные регламенты (часть 2 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Этой же статьей в части 4 предусмотрено, что на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается. Территориальные зоны, как правило, не устанавливаются применительно к одному земельному участку.
Аналогичные положения содержатся в части 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации.
Кроме того, частью 2 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации определено, что границы территориальных зон могут устанавливаться по линиям магистралей, улиц, проездов, разделяющим транспортные потоки противоположных направлений, красным линиям, границам земельных участков, границам населенных пунктов в пределах муниципальных образований, границам муниципальных образований, в том числе границам внутригородских территорий городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, естественным границам природных объектов, иным границам.
Из материалов дела следует, что Геймур Н.А. является собственником земельного участка с кадастровым номером " ... ", площадью " ... " кв.м., категория земель: " ... ", адрес (местоположение): " ... " (л.д. 9), а также объекта незавершенного строительства с кадастровым номером " ... ", назначение жилое, общей площадью застройки " ... " кв.м., степень готовности 70 %, инвентарный N " ... ", литер " ... ", расположенного по вышеуказанному адресу (л.д. 8).
В материалы дела представлен фрагмент Карты градостроительного зонирования территорий " ... " (приложение N " ... " к оспариваемым Правилам), из которого следует, что земельный участок с кадастровым номером " ... " принадлежит к двум территориальным зонам: зоне жилой застройки высокой этажности (Ж4) и зоне городского наземного транспорта (ИТ2). При этом граница между указанными территориальными зонами проходит через земельный участок и расположенный на нем жилой дом (объект незавершенного строительства) (л.д. 49).
Таким образом, территориальное зонирование земельного участка с кадастровым номером " ... " не отвечает установленным требованиям принадлежности земельного участка только к одной территориальной зоне, а также требованиям к установлению границ территориальных зон.
Возражая относительно заявленных требований, представитель административного ответчика ссылался на положения статей 31, 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации, указав на обязательность соответствия правил землепользования и застройки документу территориального планирования, т.е. Генеральному плану муниципального образования городской округ " ... " области, утвержденному Решением Омского городского Совета от " ... " N " ... " (далее - Генеральный план " ... "). На картах (схемах) Генерального плана " ... " территория, на которой расположен земельный участок с кадастровым номером " ... ", отражена как магистраль общегородского значения регулируемого движения по " ... " (л.д. 50-51). В этой связи отражение границ оспариваемой территориальной зоны в Правилах в ином виде и иной конфигурации, по мнению административного ответчика, означало бы несоответствие Генеральному плану " ... " и противоречило бы требованиям Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Исходя из положений пункта 2 статьи 1, части 1 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации территориальное планирование - это планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения. Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу положений статей 18, 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральный план городского округа относится к документам территориального планирования и содержит положение о территориальном планировании, карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа, карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа, карту функциональных зон поселения или городского округа.
При подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом совокупности факторов, включая как функциональные зоны и параметры их планируемого развития, определенные генеральным планом городского округа, так и сложившуюся планировку территории и существующее землепользование (пункты 2, 4 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В отличие от территориальных зон определение функциональных зон исходя из фактического землепользования законодательством не предусмотрено.
По смыслу приведенных выше норм Градостроительного кодекса Российской Федерации территориальное планирование, как и градостроительное зонирование, преследует единую цель обеспечения устойчивого развития территорий.
Вместе с тем, в силу статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки разрабатываются не только в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия, но и для обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства.
Необходимо отметить, что земельный участок с кадастровым номером " ... " сформирован и поставлен на кадастровый учет в 1995 году, т.е. до принятия Генерального плана " ... " и оспариваемых Правил, что подтверждается представленным кадастровым делом (л.д. 97-121). Разрешенное использование земельного участка - для индивидуального жилищного строительства.
Оспариваемые положения нарушают права Геймур Н.А. как собственника земельного участка и расположенного на участке объекта незавершенного строительства (жилой дом), поскольку ограничивают ее права по использованию указанных объектов недвижимости. Административным истцом в материалы дела представлено решение филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Омской области от " ... " N " ... " о приостановлении осуществления кадастрового учета объекта недвижимости, расположенного по адресу: " ... " " ... ". Из указанного решения следует, что осуществлению кадастрового учета объекта недвижимости препятствует то обстоятельство, что объект капитального строительства определяется, в том числе в границах территориальной зоны ИТ-2 (зона городского наземного транспорта) (л.д. 22-24).
Доводы административного ответчика об осуществлении истцом строительства жилого дома самовольно без разрешительной документации, что послужило основанием для невозможности регистрации права собственности, предметом рассмотрения в данном деле являться не могут. Более того, в указанном решении филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Омской области отсутствует требование к Геймур Н.А. предоставить разрешение на строительство объекта недвижимости.
Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 7 Закона N 131-ФЗ).
Поскольку при рассмотрении административного иска установлено противоречие приложения N " ... " к Правилам в части установления территориальных зон в границах земельного участка с кадастровым номером " ... " требованиям части 4 статьи 30, части 2 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, оспариваемое положение подлежит признанию недействующим с момента вступления в силу настоящего решения.
Рассматривая вопрос о дате, с которой оспариваемое положение признается недействующим, суд исходит из того, что указанное положение применялось. Данные обстоятельства влекут за собой признание нормативного правового акта недействующим со дня вступления решения в законную силу (пункт 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от " ... " N " ... " "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части").
С учетом требований пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение суда или сообщение о его принятии подлежит официальному опубликованию в официальном печатном издании Омского городского Совета "Третья столица" в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст. ст. 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим с момента вступления в силу настоящего решения приложение N " ... " к Правилам землепользования и застройки муниципального образования городской округ " ... " области, утвержденным Решением Омского городского Совета от " ... " N " ... ", в части установления территориальных зон в границах земельного участка с кадастровым номером " ... ".
Решение суда или сообщение о его принятии подлежит официальному опубликованию в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном издании Омского городского Совета "Третья Столица".
На решение может быть подана апелляционная жалоба, представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Омский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья И.В. Цериградских
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.