Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Пегушина В.Г.,
судей: Якубовской Е.В., Диденко И.А.,
по докладу судьи Якубовской Е.В.,
при секретаре " Ф.И.О. "4
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Фирсова Г.Г. на решение Павловского районного суда Краснодарского края от 14 октября 2016 года.
Заслушав доклад судьи Якубовской Е.В., судебная коллегия
установила:
Фирсов Г.Г. обратился в суд с административным исковым заявлением к совету Павловского сельского поселения Павловского района о признании недействующим, незаконным решения совета Павловского сельского поселения Павловского района.
В обоснование заявленных требований пояснил, что решением совета Павловского сельского поселения Павловского района N " ... " от 04 августа 2016 года прекращены полномочия депутата совета Павловского сельского поселения Павловского района от Центрального избирательного округа N " ... " Фирсова Г.Г. в связи с непредоставлением сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги и несовершеннолетних детей. Так, при принятии указанного решения Совет Павловского сельского поселения Павловского района руководствовался пунктом 11 части 6 ст. 25 устава Павловского сельского поселения, п.п. 11 п. 1 ст. 58 регламента совета Павловского сельского поселения, тем самым незаконно применил муниципальный нормативный правовой акт. Устав Павловского сельского поселения Павловского района в новой редакции утвержден Решением Совета Павловского сельского поселения Павловского района N " ... " от 24 марта 2016 года, п. 11 ч. б ст. 25 Устава предусматривает, что полномочия депутата Совета прекращаются досрочно в случаях "несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральным законом от 03 декабря 2012 года N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", Федеральным законом от 07 мая 2013 года N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами". Действующая ранее редакция Устава таких положений не содержала. Устав Павловского сельского поселения зарегистрирован в Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Краснодарскому краю 22 апреля 2016 года N " ... " и согласно требованиям п. 8 ст. 44 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", вступает в силу после их официального опубликования (обнародования). Глава муниципального образования обязан опубликовать (обнародовать) зарегистрированный устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования в течение семи дней со дня его поступления из территориального органа уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований. Согласно акту N 2 от 11 мая 2016 года устав Павловского сельское поселения Павловского района обнародован в период с 30 апреля 2016 года по 11 мая 2016 года, вступил в законную силу 12 мая 2016 года. Таким образом, нормы муниципального нормативного правового акта пп. 11 п. 6 ст. 25 Устава могут применяться только после вступления в законную силу нормативного акта, т.е. после 12 мая 2015 года, и распространяться на правоотношения, возникшие после вступления в силу нормативного акта. Согласно нормам вышеуказанного законодательства, обязанность у лиц предоставить сведения о доходах возникает по предоставлению указанных сведений ежегодно в срок до 01 апреля. Следовательно, указанное положение устава может применяться только к правоотношениям, возникшим после 12 мая 2016 года, и не может являться основанием для досрочного прекращения полномочий депутата. Просит суд признать решение совета Павловского сельского поселения Павловского района за N " ... " от 04 августа 2016 года "О досрочном прекращении полномочий депутата Совета Павловского сельского поселения Павловского района Г.Г. Фирсова" незаконным. Обязать административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца.
В судебном заседании Фирсов Г.Г. и его представитель по доверенности Коваль Е.А. требования административного искового заявления поддержали, привели доводы, аналогичные изложенным в административном иске.
В судебном заседании председатель совета Павловского сельского поселения Воронова И.В. считает доводы административного истца несостоятельными, полагает, что административное исковое заявление не подлежит удовлетворению.
Решением Павловского районного суда Краснодарского края от 14 октября 2016 года отказано в удовлетворении иска Фирсова Г.Г. к совету Павловского сельского поселения Павловского района о признании недействующим, незаконным решения совета Павловского сельского поселения Павловского района.
В апелляционной жалобе, поданной в Краснодарский краевой суд, Фирсов Г.Г. выражает мнение о незаконности и необоснованности обжалуемого решения суда. Просит его отменить.
На апелляционную жалобу поступили возражения от председателя совета Павловского сельского поселения Вороновой И.В., которая выражает мнение о законности и обоснованности обжалуемого решения районного суда.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, явка которых не является обязательной и не признана судом обязательной, в судебное заседание не явились, об уважительности причин своей неявки не сообщили.
На основании статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся сторон.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия не усмотрела оснований для отмены решения районного суда.
На основании статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч. 8 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
В соответствии с положениями ст. 2 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к лицам, замещающим муниципальную должность, относятся депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, член избирательной комиссии муниципального образования, действующей на постоянной основе и являющейся юридическим лицом, с правом решающего голоса.
Решением совета Павловского сельского поселения Павловского района N 25/203 от 04 августа 2016 года "О досрочном прекращении полномочий депутата Совета Павловского сельского поселения Павловского района Г.Г. Фирсова" прекращены полномочия депутата совета Павловского сельского поселения Павловского района от Центрального избирательного округа N " ... " Фирсова Г.Г., в связи с непредставлением сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги и несовершеннолетних детей.
Основанием для прекращения полномочий послужило нарушение требований ФЗ от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", пунктом 11 части 6 статьи 25 устава Павловского сельского поселения Павловского района, подпунктом 11 пункта 1 статьи 58 регламента Совета Павловского сельского поселения Павловского района, на основании письма администрации Павловского сельского поселения Павловского района от 3 июня 2016 года N " ... "
Согласно ч. 7.1 ст. 40 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, иное лицо, замещающее муниципальную должность, должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами.
Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами".
При этом в силу части 11 этой же статьи решение представительного органа муниципального образования о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий, а если это основание появилось в период между сессиями представительного органа муниципального образования, - не позднее чем через три месяца со дня появления такого основания.
Часть 4 статьи 12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" устанавливает, что лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В части 5 названной статьи предусмотрено, что лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, нарушившие запреты, ограничения и обязанности, установленные частями 1-4.1 настоящей статьи, несут ответственность, предусмотренную федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 13.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ, лицо, замещающее государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, муниципальную должность, в порядке, предусмотренном федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, подлежит увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия в случае: непредставления лицом сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений.
Согласно ч. 4 ст. 5 Федерального закона "О противодействии коррупции" федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие коррупции в пределах своих полномочий.
В соответствии с п. 8 ч.1 ст. 44 Федерального закона N 131-ФЗ уставом муниципального образования должны определяться виды ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, основания наступления этой ответственности и порядок решения соответствующих вопросов, в том числе основания и процедура отзыва населением выборных должностных лиц местного самоуправления, досрочного прекращения полномочий выборных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления.
Из материалов дела усматривается, что советом Павловского сельского поседения Павловского района были приняты решения: от 17 марта 2016 года N " ... " "Об утверждении Порядка размещения сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лицами, замещающими муниципальные должности в Павловском сельском поселении Павловского района и членов их семей на официальном сайте администрации Павловского района и предоставлении этих сведений средствам массовой информации" и от 14 апреля 2016 года N 22/180 "О поручении об организации приема, хранения сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, замещающих должности, их супругов и несовершеннолетних детей и размещению этих сведений на официальном Интернет-сайте администрации Павловского сельского поселения".
В соответствии с названными муниципальными правовыми и нормативно-правовыми актами, принятыми во исполнение норм Федеральных законов NN 131-ФЗ, 273-ФЗ, 230-ФЗ лица, замещающие муниципальные должности в Павловским сельского поселения Павловского района, осуществили предоставление сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2015 год.
Согласно протокола N " ... " совместного заседания мандатной комиссии и постоянных комиссий Совета Павловского сельского поселения от 21 июля 2016 года административный истец принципиально отказался предоставлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2015 год.
Вместе с тем, Фирсов Г.Г. как депутат представительного органа местного самоуправления был обязан в срок до 30 апреля 2016 года предоставить сведения о своих доходах и имуществе, а также о доходах и имуществе супруги и несовершеннолетних детей.
Таким образом, суд первой инстанции, давая объективную оценку доводам административного ответчика о невозможности придания обратной силы закону, вводящему обязанности депутатов подавать сведения о доходах и об имуществе, пришел к верному выводу о их несостоятельности, поскольку они основаны на ошибочном определении обстоятельств дела и на неправильном толковании закона.
Действительно, обязанность депутата, работающего на непостоянной основе, подавать сведения о доходах и об имуществе впервые введена с 04 ноября 2015 года в связи с внесением Федеральным законом от 03 ноября 2015 года N 303-ФЗ изменений в часть 4 ст. 12.1 Закона N 273-ФЗ. К этому времени Фирсов Г.Г. уже являлся избранным депутатом представительного органа местного самоуправления. Обязанность подавать сведения о доходах и об имуществе возлагается не только на кандидатов в депутаты, но и на уже избранных депутатов. При этом, названная обязанность подлежит исполнению ежегодно в период с 01 января по 30 апреля года следующего за отчетным, т.е. в отношении сведений за 2015 год депутат обязан был предоставить сведения с 01 января 2016 года по 30 апреля 2016 года, т.е. в период, когда новые положения антикоррупционного закона уже вступили в законную силу. Следовательно, обжалуемое решение Совета Павловского сельского поселения от 04 августа 2016 года N " ... " не связано с приданием закону обратной силы.
В соответствии с Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" ч. 5 ст. 12.1 лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, нарушившие запреты, ограничения и обязанности, установленные частями 1 4.1 настоящей статьи, несут ответственность, предусмотренную федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Пунктом 2 части 1 ст. 13.1 Федерального закона N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" предусмотрены меры ответственности в отношении лиц, замещающих муниципальные должности, а именно: лицо, замещающее государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, муниципальную должность, в порядке, предусмотренном федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, подлежит увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия в случае непредставления лицом сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо, недостоверных или неполных сведений.
Согласно ч. 10.1 ст. 40 Федерального закона N 131-ФЗ полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, установленных указанным Федеральным законом.
В соответствии с п. 10 ч. 10 ст. 40 Федерального закона N 131-ФЗ полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно и в иных случаях, установленных указанным Федеральным законом и иными федеральными законами.
Согласно п. 11 ст. 40 N131-ФЗ решение представительного органа муниципального образования о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий, а если это основание появилось в период между сессиями представительного органа муниципального образования, - не позднее чем через три месяца со дня появления такого основания.
Доводы административного истца о том, что к установленному сроку сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера им не были сданы по уважительным причинам, какими-либо доказательствами не подтверждены.
Суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о неуважительности приведенных истцом причин нарушения срока подачи сведений, поскольку Фирсов Г.Г. не был ограничен в способах предоставления требуемых сведений к установленному сроку: нарочным, лично, через представителя или по почте, в электронном виде.
Районный суд обоснованно указал, что как законодательство Российской Федерации в сфере государственной службы и в сфере противодействия коррупции, так и приведенные выше нормы устава Павловского сельского поселения не предусматривают случаев освобождения лиц, замещающих муниципальную должность, от исполнения обязанности представлять сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера к установленному сроку.
Судом первой инстанции не установлено нарушения порядка прекращения полномочий депутата Фирсова Г.Г.
Судебная коллегия полагает, что районный суд пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований административного истца, поскольку нарушений в действиях административного органа, в следствие которых возникло бы основание для отмены оспариваемых административным истцом актов, суд не установил.
Вместе с тем административный ответчик представил суду все необходимые доказательства, подтверждающие законность и обоснованность своих действий, при принятии и вынесении оспариваемого решения.
Доводы апелляционной жалобы Фирсова Г.Г. не содержат оснований для отмены решения суда, не содержат обстоятельств, опровергающих выводы суда, основаны на неверном толковании норм материального права. Данных о том, что какие-либо обстоятельства, существенные для разрешения спора, не были исследованы, суду не представлены.
Доказательства, положенные судом первой инстанции в основу своих выводов, сомнений в достоверности не вызывают.
При данных обстоятельствах судебная коллегия полагает решение суда законным и обоснованным, не подлежащим изменению, отмене.
Руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Паловского районного суда Краснодарского края от 14 октября 2016 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Фирсова Г.Г. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.