Судья Верховного Суда Республики Коми Пунегов П.Ф.,
рассмотрев жалобу заместителя начальника отдела - Главного государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Ухтинского отдела Государственной инспекции труда в Республике Коми Юрьевой М.Н. на решение судьи Ухтинского городского суда Республики Коми от 16 февраля 2017 года, которым постановление ... Ухтинского отдела Государственной инспекции труда в Республике Коми Юрьевой М.Н. от "Дата обезличена" "Номер обезличен" о привлечении Муниципального общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 17" к административной ответственности по части 6 статьи 5.27 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере ... рублей, отменено, производство по делу об административном правонарушении в отношении юридического лица - МОУ "СОШ N17" прекращено, в связи с отсутствием состава административного правонарушения,
установил:
постановлением ... Государственной инспекции труда в Республике Коми Юрьевой М.Н. от "Дата обезличена" "Номер обезличен" Муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа N 17" привлечено к административной ответственности по части 6 статьи 5.27 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере ... рублей.
Решением судьи Ухтинского городского суда Республики Коми от 16 февраля 2017 года приведенное постановление отменено, производство по делу об административном правонарушении в отношении юридического лица - МОУ "СОШ N17" прекращено, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Не согласившись с решением судьи, ... Государственной инспекции труда в Республике Коми Юрьева М.Н. обратилась в Верховный Суд Республики Коми с жалобой, в которой просит об его отмене, указывая на отсутствия оснований для признания выявленных нарушений трудового законодательства индивидуальным трудовым спором.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии с положениями части 1 статьи 356 Трудового кодекса РФ федеральная инспекция труда осуществляет федеральный государственный надзор и контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Частью 1 статьи 357 Трудового кодекса РФ установлено, что государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право, помимо прочего, составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах полномочий, готовить и направлять в правоохранительные органы и в суд другие материалы (документы) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу статьи 381 Трудового кодекса РФ под индивидуальным трудовым спором понимаются неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.
Индивидуальные трудовые споры рассматриваются комиссиями по трудовым спорам или судами (статья 382 Трудового кодекса РФ).
Осуществляя функцию по надзору и контролю за работодателями, государственная инспекция труда выявляет правонарушения, но не решает трудовые споры, так как не является органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров и не может его заменить.
Как следует из материалов дела, на основании поступивших обращений работников МОУ "СОШ N17" о нарушениях трудового законодательства в части неполной выплаты заработной платы работодателем, Ухтинским отделом Государственной инспекции труда в Республике Коми проведена внеплановая документарная проверка, по результатам которой сделан вывод о том, что работникам МОУ "СОШ N 17" - уборщикам служебных помещений ФИО7 заработная плата за "Дата обезличена" года при полной отработке нормы рабочего времени на ... ставку и выполнении нормы труда выплачена не в полном объеме, так как начислена в размере ниже минимального размера оплаты труда.
На основании изложенного можно согласиться с выводом судьи о том, что разногласия, возникшие между МОУ "СОШ N 17" и работниками ФИО8 об оплате труда содержат признаки индивидуального трудового спора, перечисленные в статье 381 Трудового кодекса РФ, и подлежат рассмотрению в порядке статьи 382 Трудового кодекса РФ, что свидетельствует об отсутствии в действиях учреждения состава вменяемого ему административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 5.27 КоАП РФ.
Отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении (пункт 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ).
Институт пересмотра не вступивших в законную силу постановлений по делам об административных правонарушениях, решений по результатам рассмотрения жалоб, протестов (ст. ст. 30.1 - 30.10 КоАП РФ) основан на положениях статьи 46 Конституции РФ, которая, в системной связи со статьями 15 (ч. 4) и 17 (ч. 1 и 3) предполагает возможность, в случаях допущенных ошибок, пересматривать не вступившие в законную силу судебные акты.
В этих целях суд наделен соответствующими полномочиями, в том числе полномочием отменить постановление по делу об административном правонарушении, решение по результатам рассмотрения жалобы, протеста и возвратить дело на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело (п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ).
Вместе с тем из содержания положений статьи 30.7 КоАП РФ следует, что при пересмотре судебного акта поворот к худшему, как правило, не допустим.
Исключения из общего правила о запрете поворота к худшему допустимымы лишь в качестве крайней меры, когда допущенные в предшествующем разбирательстве существенные процессуальные нарушения повлияли на исход дела, либо когда потерпевшим подана жалоба на мягкость примененного административного наказания, и неисправление судебной ошибки искажало бы саму суть правосудия, смысл судебного решения как акта правосудия, разрушая необходимый баланс конституционно защищаемых ценностей.
Изменение правового режима лица, в отношении которого вынесено постановление (решение) о прекращении производства по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения, приведет к ухудшению положения МОУ "СОШ N 17", что является недопустимым.
При этом существенных процессуальных требований при рассмотрении настоящего дела об административном правонарушении, которые могли повлиять на законность вынесенного судьей городского суда решения, не установлено.
Учитывая, что обстоятельств, которые могли бы послужить основанием для отмены судебного акта в соответствии с положениями части 1 статьи 30.7 КоАП РФ не имеется, требование жалобы об отмене решения судьи не может быть удовлетворено.
Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 КоАП РФ, судья
решил:
решение судьи Ухтинского городского суда Республики Коми от 16 февраля 2017 года, которым постановление ... Государственной инспекции труда в Республике Коми Юрьевой М.Н. от "Дата обезличена" "Номер обезличен" о привлечении МОУ "СОШ N 17" к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 5.27 КоАП РФ, отменено, производство по делу об административном правонарушении прекращено ввиду отсутствия состава административного правонарушения - оставить без изменения, жалобу ... Государственной инспекции труда в Республике Коми Юрьевой М.Н. - без удовлетворения.
Судья - П.Ф. Пунегов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.