Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Коми в составе председательствующего судьи Белова Н.Е.,
судей Машкиной И.М. и Пристром И.Г.,
при секретаре Нечаевой Л.И.,
рассмотрев в судебном заседании 11 мая 2017 года административное дело по апелляционной жалобе Андреева Л.В. на решение Прилузского районного суда Республики Коми от 24 марта 2017 года, по которому административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 1 по РК к Андрееву Л.В. о взыскании обязательных платежей и санкций - удовлетворено частично.
Взыскан с Андреева Л.В. земельный налог за 2011 года в размере ... копеек, земельный налог за 2012 года в размере ... копеек, земельный налог за 2013 года в размере ... , земельный налог за 2014 года в размере ... рублей, пени за недоимку по земельному налогу за 2011-2014 годы в размере ... копейки, всего взыскать ... копейки.
Взысканы с Андреева Л.В. в доход местного бюджета судебные расходы в виде расходов по уплате государственной пошлины в сумме ... рублей.
Заслушав доклад судьи Машкиной И.М., объяснения представителя МИФНС России N 1 по Республике Коми Фролова А.Н.,
установила:
МИФНС России N 1 по РК обратилась в суд с административным исковым заявлением к Андрееву Л.В. о взыскании задолженности по земельному налогу в размере ... рублей и пени за период с 04.10.2011 по 30.11.2015 в размере ... руб., всего на общую сумму ... рубля. В обоснование заявленных требований указано, что Андреев Л.В. является плательщиком земельного налога. В связи с несвоевременной уплатой налога Андрееву Л.В. были начислены пени. В адрес административного ответчика направлялись требования об уплате налога и пени, однако, указанная обязанность в добровольном порядке им не исполнена.
Суд рассмотрел дело по представленным письменным доказательствам, в порядке упрощенного производства, по правилам статьи 292 Кодекса административного судопроизводства РФ, и постановилприведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Андреев В.Л. просит решение суда отменить, как незаконное, указывая на неверное применение норм пункта 2 статьи 48 и статьи 397 НК РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобах, представлении и возражении относительно жалобы, представления.
Проверив законность решения суда в порядке статьи 308 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия не находит оснований для отмены правильного решения суда.
Согласно статье 286 Кодекса административного судопроизводства РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В силу требований пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
В силу пункта 1 статьи 387 Налогового кодекса РФ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Плательщиками земельного налога в силу пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса РФ признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
В соответствии с частью 4 статьи 391 Налогового кодекса РФ, если иное не предусмотрено пунктом 3 настоящей статьи, налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговым органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В силу статьи 389 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования.
На основании пункта 4 статьи 397 Налогового кодекса РФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают земельный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговыми органами.
Согласно пункту 1 статьи 45 Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Статьей 72 Налогового кодекса РФ установлено, что исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться пеней.
В соответствие с частью 1 статьи 75 Налогового кодекса РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (часть 2 статьи 75 НК РФ).
В силу статьи 70 Налогового кодекса РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.
Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в судебном порядке производится по правилам, предусмотренным статьей 48 настоящего Кодекса.
В соответствии с п.п. 2, 3 ст. 48 Налогового кодекса РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в 2011-2014 годах Андреев Л.В. являлся собственником земельных участков: с кадастровым "Номер обезличен", расположенным по адресу: "Адрес обезличен"), кадастровой стоимостью ... рублей; с кадастровым "Номер обезличен", расположенным по адресу: "Адрес обезличен" кадастровой стоимостью ... рублей, с 01.01.2014 года - ... рублей.
С "Дата обезличена" года зарегистрировано право собственности Андреева Л.В. на земельный участок с кадастровым "Номер обезличен", расположенным по адресу: "Адрес обезличен", кадастровой стоимостью ...
Андрееву Л.В. МИФНС N 1 по РК направлялись уведомления об уплате налогов: "Номер обезличен" на уплату земельного налога за 2011 год по земельным участкам с кадастровым "Номер обезличен" в размере ... рубля и с кадастровым "Номер обезличен" в размере ... рублей, всего в размере ... ; "Номер обезличен" на уплату земельного налога за 2012 год по земельным участкам с кадастровым "Номер обезличен" в размере ... рубля и с кадастровым N "Номер обезличен" в размере ... рублей, всего в размере ... руб.; "Номер обезличен" на уплату земельного налога за 2013 год по земельным участкам с кадастровым "Номер обезличен" в размере ... рубля и с кадастровым "Номер обезличен" в размере ... рублей, всего в размере ... руб.;- "Номер обезличен" на уплату земельного налога за 2014 год по земельным участкам с кадастровым "Номер обезличен" в размере ... рубля и с кадастровым "Номер обезличен" в размере ... рублей, с кадастровым "Номер обезличен" в размере ... рубля, всего в размере ... руб.
Поскольку, земельный налог в установленные сроки административным ответчиком не уплачен в его адрес в соответствии с требованиями ст.ст. 69, 70 НК РФ налоговым органом направлялись требования: "Номер обезличен" об уплате земельного налога за 2011 год в размере ... руб. и пени в размере ... руб., по сроку исполнения до 30.01.2013 года; "Номер обезличен" об уплате земельного налога за 2012 год в размере ... и пени в размере ... руб., по сроку исполнения до "Дата обезличена" года; "Номер обезличен" об уплате земельного налога за 2013 год в размере ... руб. и пени в размере ... руб., по сроку исполнения до "Дата обезличена" года; "Номер обезличен" об уплате земельного налога за 2014 год в размере ... руб. и пени в размере ... руб., по сроку исполнения до 16.11.2015 года. Отправление требований об уплате земельного налога, пени подтверждается списком отправления заказной корреспонденции.
В связи с тем, что обязанность по уплате задолженности по земельному налогу и пени за 2011-2014 год Андреевым Л.В. не исполнена, налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа на взыскание налога.
Определением мирового судьи ... судебного участка от 05.09.2016 отменен судебный приказ от 22.08.2016 о взыскании с Андреева Л.В. в пользу МИФНС налога в размере ... руб. и пени в сумме ... руб.
В связи с этим налоговый орган обратился в суд с настоящим административным иском.
Разрешая возникший спор, суд первой инстанции, правильно установилфактические обстоятельства дела, и руководствуясь вышеизложенными нормами законодательства, обоснованно пришел к выводу о том, что пропуска сроков направления налогового уведомления и требования об уплате налога налоговым органом не допущено, сроки для обращения в суд соблюдены, обязанность по уплате налогов административным ответчиком не исполнена.
Проверив расчет земельного налога и пени, заявленный ко взысканию, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования МИФНС России N1 по Республике Коми.
Выводы суда достаточно подробно мотивированы, соответствуют нормам действующего законодательства, оснований не согласиться с ними у судебной коллегии не имеется.
Доводы апелляционной жалобы о нарушении налоговым органом сроков направления в адрес налогоплательщика налоговых уведомлений и требований, предусмотренных требованиями стаей 69, 70, 397 Налогового кодекса РФ, являются не состоятельными в силу следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 397 Налогового кодекса РФ (в ред. ФЗ N 84 от 28.12.2010, начало действия редакции 31.12.2010) налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
На основании пункта 1 статьи 397 Налогового кодекса РФ (в ред. ФЗ N 104 от 30.11.2011, начало действия редакции 01.01.2012) налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
В силу пункта 1 статьи 397 Налогового кодекса РФ (в ред. ФЗ N 125 от 30.12.2012, начало действия редакции 01.01.2013) налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
В силу пункта 2 Решения Совета сельского поселения "Объячево" от 27.10.2010 N П-21/1 "О внесении изменений в решение Совета сельского поселения "Объячево" N 1-11/5 от 20.11.2006 "О земельном налоге", действовавшего в период 2011, 2012, 2013, налогоплательщики - физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, уплачивают, налог не позднее 1 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Из материалов дела видно, что 29.05.2012 Андрееву Л.В. направлено налоговое уведомление "Номер обезличен" на уплату земельного налога за 2011 год, что подтверждается списком "Номер обезличен" внутренних почтовых отправлений.
В связи с тем, что земельный налог за 2011 год Андреевым Л.В. не уплачен, налоговым органом ему выставлено требование "Номер обезличен" от 22.11.2012 на уплату земельного налога за 2011 год и пени, которое направлено 01.12.2012, что подтверждается списком отправления заказной корреспонденции "Номер обезличен".
02.07.2013 налогоплательщику направлено налоговое уведомление "Номер обезличен" на уплату земельного налога за 2012 год, что подтверждается списком отправления заказной корреспонденции N "Номер обезличен".
Земельный налог за 2012 год Андреевым Л.В. не уплачен, в связи с чем ему налоговым органом выставлено требование "Номер обезличен" от 05.12.2013 на уплату земельного налога за 2012 год и пени, которое направлено в его адрес 10.12.2013, что подтверждается списком отправления заказной корреспонденции "Номер обезличен".
01.07.2014 налоговым органом в адрес Андреева Л.В. направлено налоговое уведомление "Номер обезличен" на уплату земельного налога за 2013 год, что подтверждается списком отправления заказной корреспонденции "Номер обезличен".
В связи с неуплатой Андреевым Л.В. земельного налога за 2013 год, ему выставлено требование "Номер обезличен" об уплате земельного налога за 2013 год и пени, которое направлено в его адрес 10.12.2014, что подтверждается списком отправлений заказной корреспонденции "Номер обезличен".
В силу пункта 4 статьи 1 Федерального закона от 02.12.2013 N 334-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 5 Закона Российской Федерации "О налогах на. имущество физических лиц" начало действия редакции 02.01.2014 (в ред. ФЗ N 176 от 29.06.2015, начало действия редакции 15.09.2015) налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом.
21.05.2015 налогоплательщику направлено налоговое уведомление "Номер обезличен" на уплату земельного налога за 2014 год, что подтверждается списком отправления заказной корреспонденции N "Номер обезличен".
В связи с неуплатой административным ответчиком земельного налога за 2014 год ему выставлено требование "Номер обезличен" от 09.10.2015 на уплату земельного налога за 2014 год и пени, которое согласно списку отправления заказной корреспонденции "Номер обезличен" направлено налогоплательщику 14.10.2015.
Изложенное свидетельствует о том, что сроки направления в адрес Андреева Л.В. налоговых уведомлений и требований об уплате задолженности по налогу за 2011-2014 годы, предусмотренные действующим на период их направления в адрес налогоплательщика законодательством, налоговым органом соблюдены.
Не принимаются во внимание и доводы апелляционной жалобы о том, что необоснованно начислен земельный налог на земельный участок с кадастровым номером "Номер обезличен"дп. СОТ ... ). Согласно сведениям Росреестра, представленным в налоговый орган, данный участок принадлежит Андрееву Л.В. с "Дата обезличена" года. Из письменного сообщения руководителя администрации сельского поселения " ... " от 17.03.2017 также следует, что указанный участок принадлежит административному ответчику. Решением ... районного суда от "Дата обезличена" установлено, что Андреев Л.В. является владельцем спорного земельного участка ( "Номер обезличен"). Из материалов гражданского дела "Номер обезличен" видно, что данный земельный участок принадлежит административному ответчику на праве пожизненного наследуемого владения, поставлен на кадастровый учет 23.11.2005 (л.д. "Номер обезличен"). Кроме того, как следует из письменных возражений налогового органа на апелляционную жалобу, в 2006 году Андреев А.В. обращался за предоставлением льгот на данный земельный участок.
Таким образом, оспариваемое судебное решение является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Прилузского районного суда Республики Коми от 24 марта 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Андреева Л.В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.