Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Переплесниной Е.М.
судей Глушенко Н.О., Гудковой Г.В.
при секретаре Гуйдо К.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца на решение Сортавальского городского суда Республики Карелия от 27 февраля 2017 года по иску Кулькова Д. В. к администрации Сортавальского муниципального района об обязании заключить договор безвозмездной передачи жилья в собственность.
Заслушав доклад судьи Глушенко Н.О., судебная коллегия
установила:
Истец обратился в суд с иском к администрации Сортавальского муниципального района по тем основаниям, что 31.10.2016 подавал в отдел приватизации ГУП РК РГЦ "Недвижимость" заявление о передаче в собственность в порядке приватизации квартиры, расположенной по адресу: ( ... ). По истечении двух месяцев после обращения в отделе приватизации ГУП ПК РГЦ "Недвижимость" ему передали копию договора о безвозмездной передаче в собственность в порядке приватизации поименованной квартиры, в котором подпись главы администрации зачеркнута, а также копию ответа и.о. главы администрации Сортавальского муниципального района в адрес ГУП РК РГЦ "Недвижимость", в котором указано на невозможность заключения договора о безвозмездной передаче жилья в собственность, поскольку спорная квартира имеет статус специализированного жилого помещения. Данным отказом нарушены его права, предусмотренные Законом РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации". Просил обязать ответчика заключить с ним договор безвозмездной передачи в собственность в порядке приватизации спорной квартиры.
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Министерство социальной защиты, труда и занятости Республики Карелия, МКУ "Недвижимость-Инвест", РГЦ "Недвижимость".
Решением суда исковые требования оставлены без удовлетворения.
С данным решением не согласен истец. В апелляционной жалобе просит решение отменить и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы указывает, что отказ в приватизации квартиры в его адрес не поступал, кроме того, у него имеется копия договора о безвозмездной передаче в собственность в порядке приватизации поименованной квартиры, в котором подпись главы администрации зачеркнута лицом, не имеющим на подобные действия надлежащих полномочий. Поскольку на момент издания распоряжения администрации об отнесении спорной квартиры к специализированному жилищному фонду право собственности на данное жилое помещение за муниципальным образованием не было зарегистрировано, считает распоряжение ничтожным. Ссылаясь на выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 24.10.2016 об отсутствии ограничений или обременений прав на квартиру, полагает, что его право на приватизацию квартиры должно быть реализовано.
Ответчиком администрацией Сортавальского муниципального района и третьим лицом МКУ "Недвижимость-Инвест" представлены возражения на апелляционную жалобу, в которых выражено согласие с постановленным решением.
Истец, его представитель в судебное заседание не явились, извещены о дне слушания дела, в том числе с учетом ст. 165.1 Гражданского кодекса РФ и пп. 67, 68 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25.
Представитель ответчика администрации Сортавальского муниципального района, представители третьих лиц Министерства социальной защиты, труда и занятости Республики Карелия, МКУ "Недвижимость-Инвест", РГЦ "Недвижимость" в судебное заседание не явились, извещены о дне слушания дела.
Проверив дело, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 04.07.1991 N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" граждане, занимающие жилые помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд) на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти жилые помещения в собственность.
Исходя из положений ст. 7 вышеуказанного закона передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. В договор передачи жилого помещения в собственность включаются несовершеннолетние, имеющие право пользования данным жилым помещением и проживающие совместно с лицами, которым это жилое помещение передается в общую с несовершеннолетними собственность, или несовершеннолетние, проживающие отдельно от указанных лиц, но не утратившие право пользования данным жилым помещением.
Согласно ст. 11 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
Как следует из материалов дела, 26.11.2013 между ( ... ) и МКУ "Недвижимость-Инвест" был заключен муниципальный контракт по приобретению жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, с целевым предоставлением по договору найма специализированного жилого помещения, расположенного по адресу: ( ... ).
Согласно свидетельству о государственной регистрации права собственности ( ... ) от ( ... ) право собственности на спорное жилое помещение зарегистрировано за муниципальным образованием "Сортавальский муниципальный район".
Распоряжением Главы администрации Сортавальского муниципального района от 12.12.2013 N 2407 вышеуказанное жилое помещение отнесено к муниципальному специализированному жилищному фонду для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также принято решение о предоставлении указанной квартиры Кулькову Д.В., ( ... ) года рождения.
12.12.2013 между администрацией Сортавальского муниципального района и Кульковым Д.В. был заключен договор найма специализированного жилого помещения, расположенного по адресу: ( ... ). Рассматриваемый договор найма был заключен сроком на пять лет (п. 5 договора). Из содержания договора следует, что предоставляемое жилое помещение отнесено к жилым помещениям специализированного жилого фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании решения комиссии по обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, от 11.12.2013 и распоряжения главы администрации Сортавальского муниципального района от 12.12.2013 N 2407 (п. 3 договора).
Согласно п. 8 ч. 1 ст. 92 Жилищного кодекса РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов, п. 2 ст. 92 Жилищного кодекса РФ.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 41 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, допускается только после отнесения его к специализированному жилищному фонду решением органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом, в соответствии с установленным порядком и требованиями (ч. 2 ст. 92 Жилищного кодекса РФ), которые в настоящее время определены Правилами отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденными постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 N 42.
В силу ст. 98.1 Жилищного кодекса РФ жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", имеющий целью конкретизацию государственных полномочий субъектов Российской Федерации в указанной сфере, регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (ст. 2).
В силу п. 7 ст. 8 указанного Федерального закона лицам, указанным в п. 1 данной статьи, предоставление жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений предусмотрено в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма. В соответствии с п. 6 данной статьи срок действия договора найма специализированного жилого помещения, предоставляемого в соответствии с п. 1 данной статьи, составляет пять лет и такой договор может быть один раз заключен на новый пятилетний срок; по окончании срока действия договора найма специализированного жилого помещения и при отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам, указанным в пункте 1 данной статьи, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий управление государственным жилищным фондом, обязан принять в отношении данного жилого помещения решение об исключении его из специализированного жилищного фонда и заключить с лицами, указанными в пункте 1 данной статьи, в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации, договор социального найма жилого помещения.
На основании ч. 3 ст. 92 Жилищного кодекса РФ специализированные жилые помещения не подлежат отчуждению, передаче в аренду, внаем, за исключением передачи таких помещений по договорам найма, предусмотренным настоящим разделом.
Судом установлено, что на момент заключения договора найма истцу было достоверно известно о том, что спорное жилое помещение отнесено к специализированному муниципальному жилому фонду.
Таким образом, спорное жилое помещение было отнесено к специализированному муниципальному жилому фонду и предоставлялась истцу, как лицу из числа детей-сирот на таких условиях.
Принимая во внимание вышеуказанные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии законных оснований для удовлетворения иска Кулькова Д.В.
Судебная коллегия с данными выводами суда соглашается, поскольку они основаны на доказательствах, которым суд дал надлежащую оценку, при правильно установленных обстоятельствах.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают указанные обстоятельства и выводы суда, основаны на ошибочном толковании норм материального права, а потому не могут служить основанием для отмены постановленного судом решения. Доводы истца о предоставлении ему жилого помещения на условиях социального найма опровергаются представленными доказательствами. Регистрация права муниципальной собственности на спорную квартиру только в январе 2014 года с безусловностью не влечет признание распоряжения Главы администрации Сортавальского муниципального района от 12.12.2013 N 2407 ничтожным.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам, содержащимся в апелляционной жалобе, не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Сортавальского городского суда Республики Карелия от 27 февраля 2017 года по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу истца - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.